История происхождения осетин от аланов

               
               
                Посвящается памяти выдающегося осетинского
                ученого Василия Ивановича Абаева. 
      
"Филогенетическое дерево кавказской субгруппы G2a1a (P18) демонстрирует наличие трех четко различимых кластеров. Первый кластер, наиболее древний, является смешанным общекавказским, тогда как остальные два, более молодые, являются преимущественно осетинскими. Причем, третий «иронский» кластер отличается от второго «дигорского» тем, что составляющие его люди имеют характерный только для Осетии и не встречающийся более нигде в мире тип мутации с 9 тандемными повторами в локусе DYS391. Данная мутация обнаружена и у внука И. Сталина, поэтому осетинское происхождение рода Джугашвили является научно доказанным фактом. Мы рассчитали возраста этих кланов и выяснили, что если первый общекавказский клан зародился 2870±470 лет назад, второй и третий осетинские 1460±250 и 1100±180 лет назад соответственно"
https://pero-v-bok.livejournal.com/63827.html

В целом, осетинские 67-маркерные гаплотипы группы G2a1-P18 имеют общего предка нескольких ветвей примерно 3025 лет назад. Это – конец II тысячелетия до нашей эры. В Грузии, как описано выше – в гаплогруппе G2a на три четверти гаплотипы той же группы G2a1-Р18.
https://dzen.ru/a/WwhREHQl9dTqs9QA

"Данные мтДНК указывают на общее женского начало северных и южных осетин. По мтДНК, осетины значительно более похожи на Персидские группы, чем на Кавказские группы. Общность происхождения осетинских женщин из Персидских групп является наиболее вероятным объяснением этих результатов."
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15598217/

В I—III вв. н. э. аланы занимали главенствующее положение среди сарматов Приазовья и Предкавказья, откуда совершали набеги на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию.
В 372 г. аланы потерпели поражение от  гуннов, после чего часть аланов оказалась вовлечена в Великое переселение народов, и через Галлию и Пиренейский полуостров достигла Северной Африки.
Другая часть аланов, вынужденная отойти в предгорья Кавказа, перешла к оседлости и земледельческо-скотоводческому хозяйству[. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_аланов.

Что мы, в итоге, из всего этого имеем?

 "В целом, осетинские 67-маркерные гаплотипы группы G2a1-P18 имеют общего предка нескольких ветвей примерно 3025 лет назад. Это – конец II тысячелетия до нашей эры." - Т.е. согласно результатам генетических исследований, прямые предки осетин по мужской линии с гаплотипами группы  G2a1-P18, жили на Кавказе уже около 3000 лет назад, а их общекавказская предковая G2a1 - возрастом порядка 5-6 тысяч лет, что является однозначным красноречивым свидетельством несостоятельности так называемых - ягнобской и маздакитской теорий происхождения осетин. Мало того, что осетинские доминантные гаплотипы   G2a1-P18 не имеют ничего общего с генетикой ягнобской и маздакитской этнических групп, предки осетин по мужской линии жили на Кавказе задолго, т.е. тысячелетиями ранее появления на Кавказе евреев-маздакитов, или возможного появления на Кавказе ягнобцев в составе войска Тимура в конце 14-го века н.э.. Но какова же тогда истинная история происхождения осетинского этноса?

Осетины - сравнительно молодой этнос:  возраст дигорских гаплогрупп ДНК  G2a1-Р18 - 1460±250 лет, иронских -1100±180 лет (а их общей предковой гаплогруппе -  2870±470 лет). Согласно сведениям из средневековых грузинских и армянских летописей, в указанный исторический хронологический период (соответствующий возрасту их доминантных гаплогрупп ДНК), осетины как этнос формировались и жили на территории кавказского Аланского Царства на северо-западных предгорьях центрального Кавказа. и ареал их проживания на территории Аланского Царства оставался постоянным, вплоть до окончательного разрушения и падения Аланского Царства в самом конце 14-го века. Хорошо известно, что основным государство-образующим этническим массивом Аланского Царства были ирано-язычные аланы. И вот здесь следует обратить внимание на очень интересные нюансы, связанные с зарождением и формированием осетинского этноса.

Как показали генетические исследования, доминантные гаплогруппы ДНК осетин по мужской линии - G2a1-Р18 - имеют автохтонное кавказское происхождение (выходцы из среды носителей Кобанской археологической культуры), тогда-как мтДНК  по женской (материнской) линии - значительно более похожи на Персидские группы, чем на Кавказские группы, и общность происхождения осетинских женщин из Персидских групп является наиболее вероятным объяснением этих результатов. Т.е. в данном случае мы имеем очевидное присутствие в ДНК осетин аланского генетического следа -  доминантной аланской  мтДНК по женской (материнской) линии.

"Аланы примерно в первых пяти веках своего существования (1-5 века н.э. ) сосуществуют с местным населением кобанской культуры. Затем полностью захватывают их территорию, включают в свой состав кобанский субстрат, и становятся доминирующим почти моно-этносом на центральном Северном Кавказе."


"Связь и преемственность археологических культур — кобанской и аланской — наблюдается не только в устройстве могильного сооружения, но и в инвентаре — вещи кобанского времени часто сходны с вещами средневековой аланской эпохи.
Т.е. тесная связь, преемственность кобанской и аланской культуры (в широком понимании этого термина) прослеживается совершенно отчетливо — и в форме могильного сооружения, и в инвентаре, в вещах. О чем же это говорит? Ответ на этот вопрос может быть только один — население носителей Кобанской культуры, жившее здесь до прихода алан, продолжало здесь жить и в аланскую эпоху, в эпоху средневековья." Е.П. Алексеева - "Кобанцы" -


Учитывая все это, напрашивается вывод, что родоначальники осетинского этноса - автохтонные кавказские мужчины (выходцы из среды носителей Кобанской археологической культуры), носители гаплогрупп   G2a1-Р18, проживая на территории Аланского Царства, женились на аланках, в следствии чего их потомство и получало доминантные мтДнК Персидской группы по материнской линии. Т.е. их потомство по факту становилось наполовину аланами (по материнской линии), и поскольку аланские язык и культура, таким образом, становились  для них родными (материнскими ) - они сравнительно легко интегрировались и ассимилировались в родственную им доминантную аланскую этническую среду, перенимая их язык и культуру  Будучи родней аланов, они и воспринимались ими не как чужаки, а как родня по крови, в следствии чего, по всей видимости,потомство родоначальников осетинского этноса - метисы/осетины - становились составной частью доминантного аланского этнического массива, т.е.  по факту - они становились аланами. Таким образом, с очень высокой долей вероятности -  осетины/аланы являются кавказским субэтносом среднеазиатского ирано-язычного аланского этнического массива.   Все это, несомненно, подтверждается и тем немаловажным обстоятельством, что осетины и по сей день являются носителями аланских лингвистики (языка) и культуры (традиций и верований).

. "Второй историк царицы Тамары – Басили Эзосмодзгвари, автор «Жизни царицы Тамары», писавший в начале XIII в., называет Давида Сослана сыном осетинского царя. Осетином называет Давида Сослана и «Абхазская хроника», сообщающая под 1189 годом, что тогда «взошёл на престол осетин Давид». . По сообщению армянского историка XII в. Мхитара Гоша, имя «Давид» Сослан получил при воцарении. Мхитар Гош называет Сослана выходцем из аланского царства. А историк Вардан Восточанин (1201-1272) сообщает, что когда Тамара оставила первого мужа, то вторым браком она вышла «за осетина Сослана, который наполнил Грузию пленными и добычей, захваченными у турок». Упоминает Сослана и историк Степанос Орбелян (XIII в.). [3, с. 112]

Т.е. согласно средневековым летописям, осетинский царевич Сослан был выходцем из Аланского Царства и его род был там венценосным.

А вот что пишет Вахушти Багратиони, грузинский царевич, в своей "Географии Грузии" (1745 год) :

..."С древнейшего времени подчинялись царям Грузии страны: Дзурдзукия, Хеви, Двалетия и верховье Касрис-кари, другие же страны и ущелья подчинялись царям Овсетии. Во время нашествия чингисхановых татар, особенно же при вторжении Батыя и Орхана, были разорены и опустошены города овсов и строения их, и царство овсов превратилось в княжество ; овсы скрылись в горах Кавказа, а страна их большею частью превратилась в пустыню, как это наблюдается и ныне в Черкесии. После же нашествия Тамерлана и особенно по взятии Константинополя турками стали теснить овсов с той стороны крымские ханы и с этой (со стороны Грузии) татарские улусы, и потому овсы вступили в Кавказские горы и покорили кавказцев и двальцев. Овсетия же с того времени стала называться Черкесией или Кабардо, и она ослабела и разделилась на множество княжеств."..https://dzen.ru/a/XLDUV6ZSZgCzVaOh

Т.е. согласно сведениям Вахушти, почерпнутым в средневековых  грузинских летописях, осетины во времена до нашествия татаро-монголов и вплоть до вторжения на Кавказ Тамерлана занимали в том числе и территории нынешних Кабардино-Балкарии, и Карачаево-Черкессии, а это и есть бывшие территории средневекового кавказского Аланского Царства.

Из всего этого следует, что, по всей видимости, средневековые предки осетин в позднем Аланском царстве уже являлись ведущим (и по численности, и по политической роли) этническим массивом. Таким образом, мы имеем основания полагать, что осетины - это и есть аланы (вернее - кавказский субэтнос алан) -  и по совокупности средневековых исторических сведений (грузинские и армянские летописи), и по генетике (по материнской линии), и по языку и культуре.
Изложенная версия происхождения осетин/аланов вполне правдоподобна и логически обоснованна соответствующими средневековыми письменными и современными научно-исследовательскими материалами, в том числе и результатами исследований в области популяционной генетики. Однако, пока-что - это всего лишь версия. Для его окончательного подтверждения необходимо обнаружение в средневековых аланских захоронениях, периода позднего Аланского Царства, на территории современных Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии характерных доминантных осетинских мужских гаплогупп ДнК G2a1-Р18.  Почему именно периода позднего Аланского Царства? Потому-что в Аланском Царстве раннего и среднего периода, скорее всего был доминантен этнический субстрат пришлых, первичных среднеазиатских алан, с отличной от кавказских осетин/аланов генетикой по мужской линии, однако при общности материнской мтДНК по женской линии. Тогда-как в период позднего Аланского Царства, судя по сведениям средневековых летописей, уже был доминантен этнический субстрат их кавказского аланского субэтноса - аланов/осетин. Следует также отметить, что, по всей видимости, границы географической локализации (т.е. границы места массового компактного проживания)  кавказского субэтноса алан/осетин - ограничивались пределами географических границ кавказского Аланского Царства. Что, собственно, и проливает свет на, в некоторой степени интригующее и вводящее в замешательство исследователей, обстоятельство, состоящее в том, что генетические исследования палео-ДНК аланских захоронений на других географических территориях расселения алан не приводят к массовому обнаружению образцов доминантных осетинских гаплогрупп G2a1а-Р18.

На подобную характерную субэтническую градацию аланского этнического массива в позднем Аланском Царстве на первичных среднеазиатских аланов и кавказских аланов/метисов - т.е. осетин, в определенном смысле указывает и сохранившийся в осетинском языке этноним - "ацагалон" - означающий в буквальном переводе - "истинный, действительный, настоящий алан", которым кавказские аланы/осетины, по всей видимости, идентифицировали первичных среднеазиатских аланов, но который в боле поздние времена стал употребляться в осетинском языке в смысле - "иноплеменник". Т.е. в данном случае необходимость использования этнонима - "ацагалон" (истинный, настоящий алан) - определенно свидетельствует о наличии в позднем Аланском Царстве и других, несколько отличающихся от них иных аланов -  кавказских метисов аланов/осетин. В то же время, есть основания полагать, что граничавшие с Аланским Царством другие народы и страны воспринимали их как единый аланский этнический массив с единым языком и единой этнической культурой. О чем красноречиво свидетельствуют и средневековые грузинские и армянские летописи, в которых овсы/осетины однозначно воспринимаются и идентифицируются как аланы.

Итак, с материнскими мтДНК Персидской группы у осетин все понятно. А какова же история происхождение доминантной осетинской мужской  гаплогруппы   G2a1а-Р18?

   "Что касается Y-хромосомных гаплогрупп, то в образцах кобанской культуры были найдены G2a1а. Эта культура, названная по могильнику возле селения Кобан в Северной Осетии, была широко распространена в конце бронзового и начале железного века (конец 2-го – середина 1-го тысячелетия до н.э.) по обе стороны Большого Кавказского хребта. Многие специалисты рассматривают ее как переходную между древними и новыми временами и считают, что она послужила основой для формирования современного автохтонного населения Кавказа.
«Наибольший интерес для нашего проекта представляет выявляемая генетическая связь носителей кобанской культуры с некоторыми представителями аланского этноса, палео-ДНК которых анализировалась ранее, —  считает руководитель проекта, доктор исторических наук, проф. РАН Дмитрий Коробов (Институт археологии РАН). — Согласно одной из гипотез, формирование аланской культуры происходило при значительном вкладе автохтонных северокавказских племен, которые, очевидно, являлись потомками носителей именно кобанской археологической культуры. Данная гипотеза находит свое подтверждение в полученных нами результатах».
http://генофонд.рф/?page_id=32573

"Аланы примерно в первых пяти веках своего существования (1-5 века н.э. ) сосуществуют с местным населением кобанской культуры. Затем полностью захватывают их территорию, включают в свой состав кобанский субстрат, и становятся доминирующим почти моноэтносом на центральном Северном Кавказе."


Своё название кобанская археологическая культура получила по селению Верхний Кобан (территория современной Северной Осетии), возле которого в середине XIX в. впервые были обнаружены захоронения с бронзовыми предметами этой культуры. Позже на территории современных Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной и Южной Осетии, Чечни и Грузии были обнаружены и исследованы другие памятники этой культуры — могильники и поселения. На сегодняшний день известно, что представители кобанской археологической культуры жили по обе стороны Главного Кавказского хребта в период между поздним бронзовым и ранним железным веками, с XIII по IV в. до н.э. На северо-западе кобанцы соседствовали с меотами, на юге – с представителями колхидской культуры. На севере соседями кобанцев были сначала представители срубной культуры, позже кобанские племена тесно взаимодействовали со скифами и сарматами, влияние которых прослеживается в кобанской культуре c VIII по IV в. до н.э. Кобанские племена знали скотоводство, земледелие и прекрасно владели технологиями металлообработки.


"Генетика Кобанской культуры G2a1, R1a, R1b. Гаплогруппа J2 не найдена."
https://www.youtube.com/watch?v=BbVz8Y5q4tI

"Расчеты свидетельствуют, что представители субгруппы G2a1a (P18) появляются во всех регионах Северного Кавказа практически одновременно - на рубеже II-I тыс. до н. э., что, во-первых, исключает их скифо-сарматское происхождение и, во-вторых, ставит под сомнение даже их осетинское происхождение. Поэтому мы и предполагаем, что они также, как и представители субгруппы G2a3b1 (P303), скорее всего приходят на Центральный Кавказ с Западного Кавказа. Кроме того, время их появления в Чечне и Осетии с удивительной точностью совпадает со временем распространения на этих территориях Кобанской культуры. Причем, совпадают не только возраста, но и ареалы распространения Кобанской (1200-400 г. г. до н. э.) и родственной ей Колхидской (1800-700 г. г. до н. э.) культур с ареалом субгруппы G2a1a (P18)."
https://pero-v-bok.livejournal.com/63827.html
 
Т.е., с большой долей вероятности,  и у грузин, и у сванов, и у некоторых других кавказских народов - гаплогруппы ДНК G2a1a унаследованы от представителей Кобанской и родственной ей Колхидской культур. И осетинские G2a1а-Р18 унаследованы, соответственно, также от представителей Кобанской археологической культуры, заселивших территорию современной Осетии уже на рубеже II-I тыс. до н. э. (примерно 3300 лет назад), что хронологически соответствует возрасту общих предковых гаплогрупп ДНК - G2a1а-Р18 обеих осетинских ветвей - иронского и дигорского. Следовательно в этногенез осетинского этноса наибольший вклад внесли представители автохтонной Кобанской культуры и пришлого на Кавказ ирано-язычного аланского этнического массива.

Таким образом, у нас есть все основания полагать, что представители кавказского субэтноса алан/осетин являются, с одной стороны, аланизированными  потомками автохтонных кавказских племен - носителей Кобанской археологической культуры по мужской линии; и, с другой стороны, - являются потомками пришлых ирано-язычных аланских племен по женской (материнской) линии, в значительной степени интегрировавшимися и ассимилировавшимися в материнскую аланскую этническую среду, и перенявшими их лингвистику (язык) и культуру (традиции и верования). Именно этой версии этногенеза осетинского этноса и придерживался знаменитый ученый-иранист осетинского происхождения Василий Иванович Абаев. И все политически ангажированные инсинуации некоторых недружественных к осетинам кавказских псевдо-ученых национал-маргиналов вокруг его научного наследия, касающегося алано-осетинской преемственности: лингвистической, культурной, и, в значительной степени, генетической (по материнской линии) - представляются совершенно несостоятельными с научной точки зрения и заведомо предвзятыми, в угоду сиюминутным националистическим эгоистическим интересам.

 Все их претензии и аргументация основываются на известных заявлениях ученого-исследователя профессора Клесова Анатолия Сергеевича, о том, что осетины, якобы, не имеют никакого отношения к аланам по результатам генетических исследований их доминантных гаплогрупп ДНК по мужской линии. Но в связи с этим возникает вполне резонный вопрос - а почему родство между аланами и осетинами, в смысле генетической преемственности, определяется исключительно по мужским гаплотипам ДНК? Разве ученый-исследователь Клесов является сыном исключительно своего отца и не является сыном своей матери? Разве он унаследовал исключительно лишь гаплогруппы ДНК своего отца, и никоим образом не унаследовал мтДНК гаплогруппы своей матери? Разве он считает своими родственниками исключительно родню по отцовской линии, и не считает таковыми родню по материнской линии? Уважаемому профессору Клесову следовало-бы несколько уточнить эту свою ранее заявленную позицию и объявить. что хотя осетины и не являются потомками алан по мужской линии гаплогрупп ДНК, в то же время очень велика вероятность того, что они являются потомками алан по мтДНК гаплогруппам по женской (материнской) линии. И что, соответственно, велика вероятность того, что для осетин аланская культура является родной, материнской культурой, которую они переняли у доминантного материнского аланского этнического массива Аланского царства, ассимилировавшись в его среду и став его частью, т.е став его кавказским субэтносом алан/осетин.

За 1400 лет совместного проживания кобанцев с аланами на территории кавказского Аланского Царства, предки осетин по мужской линии - кобанцы - полностью ассимилировались в аланскую  этническую среду, переняли у алан язык северо-восточной подгруппы иранских языков, культуру (традиции и верования), мтДНК аланок по материнской линии. И утратив, в следствии ассимиляции, собственную кобанскую идентичность, обрели новую этническую идентичность - аланскую, носителями которой и являются осетины по сей день. Именно потому, в средневековых грузинских и армянских летописях осетин/овсов и идентифицируют как аланов. Идентичность осетинского и аланского языков признана мировой лингвистической наукой.

Таким образом, осетины являются метисами - потомками кобанцев по мужской (отцовской) линии гаплогрупп ДНК, а также потомками аланов по мтДНК по материнской линии. Кроме того осетины являются носителями аланского языка, аланской культуры и, в целом, являются единственными на Северном Кавказе носителями аланской этнической идентичности. Т.е. аланская культура для осетин является родной материнской культурой, тогда-как отчая (по мужской, отцовской линии ДНК) кобанская культура и, соответственно, кобанская этническая идентичность были утрачены в следствии ассимиляции кобанцев доминирующим аланским этническим массивом Аланского Царства.

Любят упомянутые кавказские псевдо-ученые национал-маргиналы ссылаться и на книгу некоей Дзокаевой Тины Константиновны (осетинки по происхождению) под названием  "Осетины в плену у аланов". И в связи с этим, так и возникает острое желание донести до сведения урожденной осетинки Дзокаевой Тины, раз уж она решилась бросить вызов мнению именитых ученых мужей Осетии что в этой ее заглавной формулировке есть всего лишь одна очень маленькая, но в то же время существенная неточность - полторы тысячелетия назад  далекие предки осетин по мужской линии, некие кавказские мужчины с гаплогруппами ДНК G2a1а-Р18, - действительно были "плененны" и попали в "плен", но, увы, отнюдь  не к аланам, как заявляет уважаемая Дзокаева,  а к их прекрасным женщинам-аланкам. И "плененны" они были массово и наповал, раз уж так массово женились на аланках, что в женских (материнских) гаплогруппах мтДНК осетин стали доминантными генетические маркеры аланок. ( Любовь, понимаете ли!) И с тех самых пор их потомки осетины и вправду оказались в плену своей родной материнской аланской культуры, которую у них и пытается отнять их уважаемая землячка Дзокаева Тина Константинова. И почему она это делает? Уму непостижимо..Так кто же их, женщин, поймет-то?!

Следует обратить внимание и на очень интересный момент, касающийся этногенеза характерных осетинских доминантных гаплогрупп ДНК по мужской линии.
 "Филогенетическое дерево кавказской субгруппы G2a1a (P18) демонстрирует наличие трех четко различимых кластеров. Первый кластер, наиболее древний, является смешанным общекавказским, тогда как остальные два, более молодые, являются преимущественно осетинскими. Причем, третий «иронский» кластер отличается от второго «дигорского» тем, что составляющие его люди имеют характерный только для Осетии и не встречающийся более нигде в мире тип мутации с 9 тандемными повторами в локусе DYS391. Данная мутация обнаружена и у внука И. Сталина, поэтому осетинское происхождение рода Джугашвили является научно доказанным фактом. Мы рассчитали возраста этих кланов и выяснили, что если первый общекавказский клан зародился 2870±470 лет назад, второй и третий осетинские 1460±250   и 1100±180 лет назад соответственно"
https://pero-v-bok.livejournal.com/63827.html 
            
 Очевидно, что возраст доминантных гаплогупп ДНК осетин - и дигорцев, и иронцев - вполне укладывается в хронологические рамки возникновения в раннем средневековье кавказского ирано-язычного Аланского Царства. и его  последующего существования до сравнительно позднего средневековья. Что служит определенным основанием для выдвижения очень осторожного предположения о том, что характерные осетинские мутации гаплорупп ДНК общекавказской G2a1a (P18) - явились следствием кровосмешения популяции автохтонных кавказских мужчин, представителей Кобанской археологической культуры - носителей общекавказской G2а1а (Р18),, - с популяцией средне-азиатских ирано-язычных аланских женщин, в следствии чего у их потомства и появились характерные осетинские мутации гаплогрупп ДНК по мужской линии, соответствующие дигорским и иронским гаплогруппам, тогда как по линии женских (материнских) гаплогрупп мтДНК им передались гаплогруппы ирано-язычных аланок, характерные Персидским группам.

Если допустить, что предположения эти верны, то все это подводит нас к  тому, что, по всей видимости, ранние представители дигорского западного субэтноса осетин, с возрастом доминантных гаплогрупп ДНК G2а1а (Р18), в 1460±250 лет, интегрировались и ассимилировались в ираноязычную аланскую этническую среду Аланского Царства (в плане кровосмешения) в среднем на 3-4 века ранее представителей восточного иронского субэтноса осетин, с возрастом доминантных гаплогрупп G2а1а (Р18), в  1100±180  лет. Учитывая то обстоятельство, что средневековый ареал проживания дигорского субэтноса осетин в большей мере ассоциируется с территорией западной части Аланского Царства, тогда-как иронского субэтноса - с территорией его восточной части, можно сделать осторожный вывод о том, что незначительные диалектные различия дигорского и иронского языков, являются свидетельством соответствующих диалектных различий и у первичных средне-азиатских аланских племен локализовавшихся и проживавших, соответственно, в восточной и западной частях Аланского Царства.   

         


Рецензии