Заказняк в калмыцкой степи

Арлтан Басхаев

«Заказняк» в калмыцкой степи…

Политические убийства всегда были одним из способов разобраться с оппонентами. Из истории различных стран мы знаем, что их не чурались не на Западе, не на Востоке, не в древние времена, не в средневековье, не в новое время.
А было ли такое в калмыцких улусах?
XVIII век для Калмыцкого ханства был сложным временем во всех отношениях. И это не только время «бабьего царства» (об этом смотри: http://proza.ru/2023/06/13/464), но и временем «игры престолов» по-калмыцки, когда семейная ссора отца и сыновей поставила Калмыцкое ханство на край гибели.
Началось все с того, что однажды старший сын калмыцкого правителя хана Аюки – Чакдорджап, застал отца в кибитке своей жены Тарбаджи. Ситуация, в которой он их застал, видимо не вызывала сомнений и Чакдоржап попытался убить отца. Телохранители и свита еле-еле не допустили этого. Но семья раскололась. Братья Чакдорджапа — Санжип и Гунделек, рожденные от одной матери, откочевали со своими улусами за Яик и стали пересылаться письмами с Джунгарским правителем — Цеван-Рабтаном.
Другой сын Аюки — Гунджаб, рожденный от другой его жены, увидел возможность избавиться от конкурентов. И в первую очередь от Чакдорджапа, который являлся не только старшим сыном Аюки-хана и его прямым наследником, но и командующим всеми войсками ханства. В его руках были сосредоточены войска, ему подчинялись старшие нойоны и зайсанги.
Как писал В.М. Бакунин, потомственный переводчик с калмыцкого, и видимо агент спецслужбы ведший разведку в калмыцких улусах, «во время того смятения подсылал нарочного зайсанга Некея, который, в ночное время подъехав к Чакдорджаповой кибитке, и сквозь оную по нем, Чакдорджапе, из ружья выстрелил и его ранил двумя пулями». Т.е. киллер знал, что традиционное местоположение ложа в калмыцкой кибитке не меняется и стрелял по расположению кровати. И видимо только счастливая случайность уберегла Чакдорджапа от смерти.
Этот выстрел положил начало многолетней борьбе между братьями и их потомками, закончившейся откочевкой калмыков в 1771 году.
Но так как убивец задачу не выполнил и Чакдорджап выжил, то люди, потенциально заинтересованные в его смерти, были вынуждены уйти от разгневанной жертвы неудачного покушения на максимальную дистанцию. Аюка-хан бежал в Яицкий городок, а непосредственный заказчик - Гунджаб ушел «на нагорную сторону реки Волги и жил в Саратове (Шара-туу) у воеводы Никифора Беклемишева». То есть вообще предпочел укрыться в крепости, под защитой российского гарнизона.
У центральной власти эта склока вызвала большую озабоченность. Для примирения отца с сыновьями от имени Петра I приехал снова князь Борис Алексеевич Голицын. Чтобы оценить уровень этого человека, достаточно сказать, что во время Великого Посольства 1697-1698 годов, Б.А. Голицын был одним из трех человек возглавлявших правительство России, во время отсутствия Петра I.
Голицын сделал все чтобы примерить родственников. В итоге Чакдорджап «с братом своим Гунделеком… перешел всеми улусами на здешнюю реки Яика сторону, сам приезжал в Самару к князю Голицыну и при присутствии его пред отцом своим, Аюкою-ханом, который пред тем привезен (!!! – т.е. Аюку привезли (!!!), а не приехал он сам – авт.) был на Самару ж, стоя на коленях кланялся, и им был прощен». Также Чакдорджап, простил (или сделал во всяком случае вид что простил) и Гунджаба, который подсылал к нему убийцу.
Вот что стало с непосредственным исполнителем - зайсангом Некеем, именующиеся в наличии документы умалчивают.
Санжип же мириться с отцом категорически отказался и увел свой улус (15 тысяч кибиток) в Джунгарию. Там он впутался в скверную историю с попыткой государственного переворота, и в итоге был отправлен джунгарским хунтайджи обратно к отцу. В.М. Бакунин писал, что Аюка, дал ему на пропитание «из убогих калмык двести кибиток».
И вот однажды в темную-темную ночь «Санжип, и с женою своею… сгорел от пороху, бывшего в его кибитке».
Что это было? Пороховая мина? Мне кажется вряд ли Санжип хранил большие запасы пороха в своей кибитке… Все-таки жилище принца, это не арсенал. Умышленный поджег? Ведь видимо не зря в своде законов Ики Цааджин бичиг» был особый пункт, который гласил: «Если /во время пожара/ погибнет состоятельный человек, то /поджигателя/ совсем разорить». Но кому была выгодна смерть Санжипа? Cui bono?
И в чем же была причина, почему он сгорел? Потому что хотел совершить переворот в Джунгарии? Или все-таки потому что отец не простил его мятежа?


Рецензии