Rolling Stones - Hackney Diamonds 2023

Начну немного издалека. Точнее с 2014 года, когда в город Екатеринбург в первый и в последний раз, если не ошибаюсь, наведался выдающийся рок-музыкант, басист, вокалист, композитор, поэт-песенник Гленн Хьюз. Тогда он приехал с группой CaliforniaBreed, в составе которой мы тогда, помнится, ожидали увидеть Джейсона Бонама, сына великого Джона Бонема, тоже барабанщика. Но младший Бонем не приехал. Зато рядом с Хьюзм на сцене блистал юный гитарист, лет 23, от роду. Играл он здОрово, с выдумкой, получил некоторую порцию восторгов публики, но и только. Хотя Хьюз всячески демонстрировал особое своё расположение к этому музыканту. А между тем этого парнишку ожидало гораздо более серьёзное признание, правда, почти десять лет спустя и не на сцене, а в студии в должности продюсера. Дело в том, что звали этого парня Эндрю Уотт. И с некоторых пор она занялся продюсерской деятельностью, спродюсировал ряд альбомов, в том числе два последних альбома Оззи Осборна и карантинный альбом Элтона Джона. И вот 20 октября 2023 года появилась ещё одна его продюсерская работа. На этот раз под его руководством записались самые главные, самые старейшие динозавры рока – группа Роллинг Стоунз.И это говорит о многом! И о самом продюсере. Но и о самом альбоме, который вышел на славу. Альбом этот называется “Hackney Diamonds”.

После того относительного эстетического разочарования, которое принёс последний альбом Роджера Уотерса, я с некоторой опаской ждал появления нового альбома наших ветхих старичков, стоявших у истоков, можно сказать, той рок-музыки, какой мы её знаем и любим. Что ещё могут сделать рок-ветераны, которые, положа руку на сердце, практически всё, что можно сделали ещё в 70-х годах, выпустив в 78 году ошеломительный по звуку и содержанию альбом “Some Girls”? А на протяжении предыдущего десятилетия ещё пяток совершенно классических рок-альбомов, в том числе и экспериментально-психоделический “Their Satanic Majesty Request”, и модернистски блюзовый “Beggars Banquet”, и притягательно-агрессивный “Let It Bleed”, обжигающе блюз-роковый “Sticky Fingers”, и анархично-хулиганский “Exile On Main Street”. Казалось, что стоунзы полностью исчерпали себя, разрядили свои аккумуляторы креативности. И в дальнейшем вплоть до XXI века Роллинг Стоунз творили словно по инерции – за счёт накопившихся за долгие годы суммы приёмов и клише. Не выдавая практически ничего новаторски неожиданного, Роллинги, тем не менее, оставались главной рок-н-ролльной командой мира, сокрушая стадионы своими грандиозными концертными шоу.

Но исполняли-то они в основном, точнее, даже почти исключительно, свои старые хиты, проверенные и любимые всеми – (I Can’t Get No) Satisfaction, Paint It Black, Brown Sugar, Jumping Jack Flash, Angie – достаточно ограниченный, сформированный в ранние годы набор прекраснейших, но всё время повторявшихся хитов. Мы был с женой на концерте Роллинг Стоунз на Дворцовой площади, это было незабываемое, отчасти даже мистическое зрелище, но всё же оставлявшее привкус чего-то циркового, аттракционного. Как будто группа вышла на сцену, чтобы развлекать и забавлять, а не для того, чтобы напитать собравшихся почитателей животворящей рок-н-ролльной энергией. 
 
В общем, я с восторгом слушал и переслушивал виниловые пластинки ранних роллингов, особенно их сырой отвязный ритм-н-блюз двух первых альбомов, спродюсированных их гениальным менеджером Эндрю Олдэмом, по кличке Луг. Альбомы 60-х, 70-х погружали меня в головокружительную атмосферу рок-н-ролльной вольницы. Но к студийным работам Роллинг Стоунз позднего времени я относился спокойно, выделяя отдельные треки. Как произошло и с предпоследним на данный момент альбомом Роллингов, содержавшим оригинальный материал. С альбомом 2005 года, который назывался “The Bigger Bang”. Довольно объёмный по содержанию и продолжительный по звучанию – больше часа, этот альбом начинался ударно, сокрушал тремя-четырьмя первыми композициями, затем терял обороты и совершенно выдыхался к концу, то есть чтобы дослушивать его требовались определённые усилия и терпение.
Но, честно говоря, тогда от Стоунзов никто ничего особенного и не ожидал. Ну записали очередной альбом после восьми лет молчания – и слава Богу! В этом отношении альбом, который не содержал нового авторского материала и который вышел уже 11 лет спустя, альбом кавер-версий блюзовых стандартов “Blue and Lonesome” 2016 года, произвёл гораздо более благоприятное впечатление. Роллинги уже не старались ничего доказывать, не стали высасывать из пальца новые песни и набивать себе цену. Они просто играли в своё удовольствие знакомые им с детства композиции. Поэтому и звучал альбом не натужно, без претензий и биения себя пяткой в грудь, но очень искренне и свежо, не смотря, условно говоря, архаичность материала.

Прошло всего-то 7 лет, и в 2023 году Роллинг Стоунз, которых многие списали со счетов – что, в общем-то, логично, – на заслуженный отдых они могли бы отправиться уже давно, ¬– но они триумфально вернулись на мировую рок-сцену, выдав нагара великолепный рок-н-ролльный альбом, да не просто альбом, а своего рода гимн всем прошедшим годам, насыщенным, ритмом, блюзом, роком и драйвом, и в котором нет ни одной проходной вещи. С некоторой долей осторожности, я бы сказал так: Роллинги создали свою лебединую песню, свой “Abbey Road”, то есть то самое совершенное произведение, которое все поклонники рока и группы Роллинг Стоунз ждали от них не один десяток лет. И всё же дождались.
Но всё началось всё-таки с того самого альбома с кавер-версиями старинных блюзовых стандартов. Хотя даже не совсем так: “Blue and Lonesome” стал своего рода отдушиной для участников группы, когда их желание создать новый альбом с оригинальным материалом ещё в 2016 году не совпало с их возможностями творческого характера. Работа тогда застопорилась, и музыканты недолго думая записали то, что лежало у них на душе. То есть любимые чёрные блюзы прошлых лет.
К работе над новым материалом вернулись в 2019-ом. Но тут нагрянула пандемия. И работа вновь прервалась. В каком-то смысле именно карантинные ограничения подхлестнули вдохновение Стоунзов: «В конечно итоге, если все эти заморочки продолжатся, то мы можем остаться в дураках, так и не записав своего итогового альбома – всё-таки возраст нельзя сбрасывать со счетов». Хорошо, что ещё они успели записать пару песен с Чарли Уоттсом за барабанами. А в 2021 году его не стало. Заменил Чарли чернокожий барабанщик-виртуоз Стив Джордан. Дальше отступать было некуда. Вот тут-то на горизонте и появился Эндрю Уотт, порекомендованный самим Полом Маккартни.

Эндрю, по признанию самих музыкантов, не только вдохновил их на дальнейшую работу, после того как сессии с другим продюсером Доном Уазом зашли в тупик. Эндрю Уотт также был твёрдо уверен в том, что публика ждёт не столько модных РС, сколько прежних, заводных и озорных. И Уотт так и сделал. Ему удалось придать музыке Стоунзов вполне современный звук, ни на йоту не изменив самого характера главной рок-н-ролльной группы мира. Всё-таки у Эндрю было правильное воспитание в детстве – все песни Роллинг Сстоунз он знал наизусть ещё в самом раннем возрасте. Нравилось этому мальчугану хулиганская расхлябанность песен Стоунз.

Кстати, само название альбома “Hackney Diamonds” – это тоже хулиганская выходка. Хакни полукриминальный район Лондона, где но ночам распоясавшаяся шпана любила и любит, надо полагать, бить стёкла витрин и лобовые стёкла машин. На утро мостовая бывает там усеяна битым стеклом. Вот это самое стекло и называют идиоматическим выражением «Алмазы Хакни» – посмотрите, как эти осколки играют на солнце!

Альбом длится по классическим рок-канонам чуть больше 45 минут. Что само по себе является наиболее комфортной для восприятия альбома продолжительностью.

Открывает альбом песня Angry (Злая). Слова вполне в духе старины Мика Джаггера с его склонностью к лёгкому, а иногда и не очень, сексизму, поданному под соусом крепко-сколоченного рок-н-ролла. Текст такой:
Не злись на меня.
Я никогда не причинял тебе боли.
Я не буду на тебя злиться,
Но я не могу мыслить здраво.
Месяц не было дождя, река пересохла.
Мы не занимались любовью, и я хочу знать, почему.
Почему ты злишься на меня?

Довольно резкий, но впечатляющий старт. Далее темп слегка снижается. Но выяснение отношений лирического героя, альтер эго автора текста Мика Джаггера, которому, напомню, девятый десяток пошёл, с лирической героиней продолжается в песне
Get Сlose (Ближе к тебе). На пианино играет сэр Элтон Джон, кстати. Текст такой.
Поговори со мной, выдай свои секреты.

Скажи мне, что я единственный мужчина, о котором ты мечтаешь.
Поговори со мной, почему бы тебе не прокричать об этом.
Скажи мне, что ты скорее умрешь, чем будешь жить без меня.

Я хочу быть ближе к тебе. I wanna get close to you

Вообще, основные темы песен альбома – это романтические страсти на грани фола, в этом смысле Роллинги остаются верны себе.

Третий номер – традиционная для Стоунзов среднетемповая блюз-роковая баллада.
Depending on You (Был зависим от тебя)
Теперь она дарит свою любовь кому-то новому.
Я придумал игру, но проиграл, как дурак.
Я слишком молод, чтобы умирать,
и слишком стар, чтобы проигрывать.
Потому что я зависел от тебя.

Четвертый трек называется Bite My Head Off (Откусываешь мне голову). Само название песни из разряда причуд живой природы – про самку богомола, откусывающую голову самцу во время любовной страсти, всё помнят из уроков по биологии. И это название в полной мере соответствует панковскому заряду этой песни. При чём в самом что ни на есть олдскульном классическом варианте. Мало того, на басу играет заслуженный панк Британской империи (шучу, конечно) сэр Пол Маккартни. Играет, нужно признать, яростно и уверенно, несмотря на то, что в общем-то эта чуждая для него стилистика. В тексте Джаггер проявил свои панковские наклонности, не особенно стесняясь в выборе  терминов и оборотов в обращении к возлюбленной. Это настоящий панк!
Почему ты откусываешь мне голову?
Если бы я был собакой, ты бы избила меня.
Я бы ночевал, завывая у твоего дома.
Но я не на поводке, но я не на цепи.
Ты считаешь, я твой шелудивый пёс, я компостирую тебе мозги.
В английском варианте – в последней фразе использована ненормативная лексика.

Пятый трек – мой любимый, поскольку самый мелодичный на пластинке. Называется он Whole Wide World (Весь белый свет). И снова драйвовый рок-н-ролл. Но на этот раз это уже воспоминания о бесприютных годах начала карьеры юных роллингов, когда они жили в одной комнате все вместе, в ужасном бардаке, голодные и холодные, будучи преданными только блюзу.
Улицы, по которым я когда-то ходил,
Полны битого стекла.
И куда бы я ни посмотрел,
Всё напоминает о моём прошлом:
Грязная квартира в Фулхэме,
Запах секса и газа.
В те времена я не знал,
Где я буду спать следующей ночью.

Когда весь мир против тебя
И ты стоишь под дождём,
Когда все друзья от тебя отвернулись
И относятся к тебе с презрением,
Когда весь мир против тебя
И жизнь бьёт тебя в спину,
И ты думаешь, что вечеринка закончилась,
Но нет, она только началась, только началась!
Унылые улицы Лондона,
Они никогда не обещали многого.
Бесперспективная работа, тупик.
И все твои мечты разбиты.

Dreamy Skies (Небеса мечты) – так назывался блюз, идущий шестым номером.
Я буду танцевать на бриллиантах,
Я буду кататься на коньках по стеклу,
Я буду рубить дрова, я буду раскалывать половинки.
Старый радиоприёмник — это всё, что у меня будет с собой.
Он будет проигрывать только Хэнка Уильямса и паршивый хонки-тонк,
Потому что мне нужно отдохнуть от всего этого.

Этот вполне аутентичный блюз хотя бы на четыре с половиной минуты даёт слушателям возможность отдохнуть от той лавины драйва и энергии, которую Роллинги чудесным образом сумели возродить, не смотря на свой возраст и артрит Кита Ричардса. На самом деле, сравнить по мощности воздействия новый альбом Rolling Stones можно только с их эпохально-шедевральным альбомом “Sticky Fingers” 1971 года. По крайней мере, Роллингам удалось воссоздать ту уникальную атмосферу азарта и куража, которая царила на том давнем альбоме.

Следующие шесть треков нисколько не снижают накала атмосферы альбома, что вообще является бичом практически всех рок-альбомов – вторая половина всегда слабее первой (хотя, конечно, есть и исключения из правил). Эти шесть треков поднимают градус драйва и куража на порядок.

Сначала идёт рок-н-ролл с привычным хлёстким битом Чарли Уоттса (один из треков, записанных с его участием) Mess It Up (Порчу тебе всё). Правда, из текста следует совершенно обратное – ещё неизвестно, кто кому всё портит.
Ты украла мои номера, ты украла мои коды
Ты забрала мои ключи, а затем украл мой телефон
Соблазнила моего домовладельца, ворвалась в мой дом
Не волнуйся, почему бы тебе не оставить меня в покое?
Ты думаешь, я  тебе всё порчу.

Затем ещё одна композиция с участием Чарли Уоттса, а также с неожиданно примкнувшим в первые за 18 лет к составу группы её экс-басистом Биллом Уайменом. То есть здесь мы имеем дело с составом Роллинг Стоунз третьей формации!). Плюс на рояле подыграл Элтон Джон, но не спел ни ноты, как я понимаю. Это рок-н-ролльная дидактика, которой не так уж много в этом альбоме. Песня называется Live by the Sword (Жизнь с мечом – в том смысле, что кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет).

Если ты живешь с мечом, ты умрешь от меча
Если ты живешь с пистолетом, ты умрешь с пистолетом
Если ты живешь с ножом, ну, ты получишь ножевое ранение
Нарушь закон, тебя схватят
Если ты живешь ради мести, почувствуешь ответную реакцию
Если ты живешь, чтобы быть жестоким, я укушу тебя за задницу
Если ты живешь как шлюха, лучше будь конченной б...
Если ты живешь по часам, что ж, тебя ждет разочарование.
Если ты живешь ради еды, лучше облизывай свою тарелку.
Если ты хочешь быть в моде, ты всё равно устареешь.

Затем Мик Джагер сотоварищи возвращаются на привычную стезю рок-н-ролльной лирики с блюзовыми оттенками обиды, ревности и взаимных претензий. Песня называется Driving Me Too Hard (Ты слишком много от меня требуешь).
Ты слишком много от меня требуешь,
Ты перегнула палку.
Каждый раз, когда я даю немного слабины,
Ты наваливаешься и забираешь всё.
Посмотри, что ты со мной сделала
Ты опустошила мои глаза
Мой рассудок помутился.
И все, что тебе нужно было сделать, это начать плакать.

И, наконец, запевает Кит Ричардс, главный гитарист Роллинг Стоунз (всего их два, как вы знаете, ещё есть Ронни Вуд – кстати, игра и того и другого совершенно безупречна, если не сказать гениальна). Голос Кита, конечно, не такой яркий, как у Мика. Но даже сейчас его не назовёшь старческим, этот голос. И этот голос на фоне грустной блюзовой мелодии вопрошает:
У нас есть что-то или вообще ничего нет?
Просто скажи мне прямо.
Я улетаю от тебя, а падать предстоит так долго.
Скажи мне прямо, да, скажи мне прямо.
Как нам закончить? Как нам начать?
Скажи мне прямо.
Как мы встретимся? Как расстанемся?
Просто скажи мне прямо, просто скажи мне прямо.
Песня так и называется Tell Me Straight (Скажи мне прямо).

Затем идёт главный хит альбома Sweet Sounds of Heaven (Сладкие звуки небес) – ударный номер, в котором можно расслышать клавиши Стиви Уандера и для записи которого призвали на второй голос (естественно, женский) Леди Гагу. Она должна была возродить дух легендарной приглашенной вокалистки Мерри Клейтон, которая в своё время спела с Миком в песне Gimme Shelter. Я и раньше признавал за Леди Гагой мощные вокальные данные, но на этот раз она просто заставила меня стать её фанатом.
Я слышу сладкие, сладкие звуки небес,
Льющиеся на эту Землю.
Я слышу сладкие, сладкие звуки небес,
Летящие к этой Земле.
Благословим Отца, благословим Сына, услышим звук барабанов.
Разносящегося эхом по долине.
Пусть ни одна женщина, ни один ребенок
не останутся голодными сегодня.
Пожалуйста, защитите нас от боли и обид.

И, наконец, завершающий номер, песня из разряда тех произведений, которые относятся к разряду – хороший конец – всему делу венец!
Это старинный блюз Мадди Уотерса Rolling Stone Blues – единственный кавер на альбоме. Та самая песня, которая и дала название группе РС, когда взгляд Брайна Джонса, отца-основателя группы, упал на пластинку с этой песней. Шёл 1962 год. Минул с тех пор всего-то 61 год. Трудно поверить. Но те молокососы, которыми тогда были Роллинги превратились в самых заслуженных, самых уважаемых и почитаемых аксакалов, но совершенно не утратили не рок-н-ролльного энтузиазма, ни рок-н-ролльного юмора, ни рок-н-ролльной энергии.
 
Моя мать сказала моему отцу
Перед самым моим рождением.
Она сказала: «У меня родится мальчик, он будет,
Он будет перекати-поле, ну и ладно».

Они были «Перекати поле». И остались такими же «Перекати поле». Они – Rolling Stones!

21 октября 2023 г.


Рецензии