О роли визуализации в образовании
Носителей чистого одного или другого канала практически нет, они смешанные: например, визуально – аудиальный, аудиально – кинестетический и так далее. Однако, как правило, один из каналов доминирует. В образовании (школьном, институтской или самообразовании – это не суть) основным каналом является визуальный.
Именно с его помощью удаётся эффективно поглощать тонны специальной литературы, понимать, что рисует на доске педагог, воспроизводить из памяти всё то, что УВИДЕЛ. Визуалы более успешны в средней школе, они могут воспринимать информацию блоками, видеть логику предмета, работать с образами.
Наш опыт работы в средней школе в середине 90-х годов прошлого века и применение техник НЛП в образовании показал, что в одном среднестатистическом классе визуалов совсем немного. Для повышения успеваемости детей требовалось расширение их визуального канала.
Безусловно, идеально, когда у человека открыты все три канала, и он умеет ими хорошо пользоваться.
Тезисно описание детей с доминированием каналов:
Визуалы – у них на рабочем столе полный порядок, учебники и тетради лежат в стопке, помарок на них нет, они в чистых обложках. Ручки и карандаши на своих местах, одежда, обувь и рюкзачок чистые, аккуратные. Такой ребёнок проявляет интерес к точным наукам, где из графиков и таблиц сразу понятен смысл вопроса. Для них важна картинка не только школьной доски, но и внешнего вида учителя, класса в целом. Они аккуратисты и дома. Домашнее задание делают сами, без родителей. В комнате у них, как и на школьной парте, полный порядок. Они достаточно легко постигают быстрое чтение (по диагонали), способны принимать «тонны» визуальной информации и воспроизводить её из памяти.
Аудиалы – для них важен голос учителя. Поэтому они часто сидят за партой, опустив голову, что-то как-бы рисуют, а сами больше слушают, чем смотрят на педагога. Кричат на сверстников, если они создают шум в классе, мешают им слушать голос учителя. Любят гуманитарные науки: история, литература и т.д., где звучит голос. Домашние задание делают с трудом, так как, например, стихотворение, которое им следует выучить, кто-то им должен читать. То есть учатся «на слух».
У них в ушах постоянно наушники, любители музыки и качественного звука,
Кинестеты – сложный случай для образования. Так как окружающий мир познают преимущественно через систему ощущений, то в школе им ничего не понятно. Крутятся, вертятся, двигаются, дерутся, дёргают девочек за косички, тусят за школой и в результате сидят за последней партой, чтобы никому не мешали. На столе у них полный бардак, не следят за одеждой и обувью, их мир – хаос движения. Из школьных предметов им интересны только подвижные – физкультура, труды и походы всем классом хоть куда.
Тот или иной доминирующий канал информации дети приобретают в своей семье от родителей.
Понимая особенность всех трёх групп детей, педагог должен, как актёр, работать на всех трёх каналах информации сразу:
- для визуалов на доске дать полную картину урока,
- для аудиалов отлично играть голосом и звуком,
- кинестетов вообще пересадить на передние парты, постоянно подходить к ним и прикасаться, вовлекать их в игры у доски, в учебный процесс через ДВИЖЕНИЕ и ДЕЙСТВИЕ.
Каждый урок для учителя, понимающего в НЛП, превращается в целый спектакль, который будет по достоинству оценен всеми учениками. Соответственно, у педагога должны работать все три канала информации.
Задача учителя, хотя это вообще никак не предусмотрено никакой школьной программой, является коррекция развития каналов ребёнка и развитие визуального, как самого эффективного при работе с информацией.
Как это делать, не нарушая школьную программу и план урока?
Мы ввели на КАЖДОМ уроке упражнение ТРАТАКА всего на одну минуту. Заранее приготовили на белой бумаге ярко нарисованные геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и прочее) и, закрепив один из них на доске, просили детей внимательно посмотреть, как-бы сфотографировать фигуру, а затем, закрыв глаза, воспроизвести её у себя на внутреннем экране. С часами (секундомером) мы уходили к последней парте и через минуту прерывали упражнение. Меняли фигуры, добавляли новые, объясняли, как развивать память и внимание в домашних условиях.
Так как мы преподавали гуманитарные предметы, то ввели в практику каждого урока опорные схемы, где графически была изображена тема урока. Разрешали пользоваться схемами при самостоятельных работах, давали задание «свернуть» «домашку» в опорную схему и «развернуть» её на уроке. То есть постоянно переключали внимание детей на визуальный канал.
Вначале это вызывало сопротивление у аудиалов и кинестетов, но когда они обратили внимание на рост качества изучения предметов, то с интересом стали заниматься нашими упражнениями.
Несомненно, подобную работу должен делать весь педагогический коллектив, родители и тогда удастся сдвинуть каналы детей к визуализации и добиться их успешности в постижении наук и стремления к образованию вообще.
Это лишь краткие тезисы темы, она гораздо более обширная. Читатели канала могут сами определить свои доминирующие каналы и разработать собственные упражнения для себя и детей.
Свидетельство о публикации №223102700184