Сваты
— Я уже на протяжении многих лет не смотрю «Иронию судьбы, или с легким паром», а просто слушаю.
Нежданно-негаданно, я с удивлением обнаружил, что тоже не смотрю, Сватов, а слушаю. Наверное, многим нравится этот незатейливый фильм; с простым и понятным сюжетом; с крылатыми фразами, ушедшими в народ; с полюбившимися артистами и их героями. Признаться, мне тоже он пришелся по вкусу. Хороший, добрый сериал в духе лучших советских фильмов. Ведь те, наши старые советские картины, сколько ни смотри – никогда не надоедают. Сколько угодно можно пересматривать их по новому кругу. Если по телевизору показывают их, я обязательно устраиваюсь основательно в кресле и с-м-от-р-ю! Хотя сюжет помню наизусть, все диалоги могу повторить почти безошибочно – но все равно смотрю.
Может быть, это и есть настоящее искусство? Сколько не смотри, а если наткнусь случайно, блуждая по каналом, на любимый советский фильм, то выбор канала, безусловно, остается за последним. Еще в те времена, когда я имел доступ к хорошему и скоростному интернету, бывало, заходишь в мировую паутину с целью выбрать для просмотра какой-нибудь фильм. И вот, листаешь страницу за страницей в поисках того, на чем бы остановить свой взор. Выбор современных российских фильмов огромен. Нельзя сказать, что все они низкосортные. Нет, сейчас очень много достойных картин. Беда только в том, что их становится чересчур много, невозможно ни запомнить названия, ни вспомнить сюжета. И вот так, поблуждав по интернету, приходишь к мысли:
— Нет, давай-ка лучше посмотрю, что-нибудь наше!
Под «нашим» подразумевается то самое кино, о котором было сказано выше.
Еще в ту пору, когда только-только пришла эра видеофильмов, при каждом удобном случае, я покупал, в основном, старые советские фильмы. Дети заказывали себе боевики, причем больше американского производства, а мой выбор им был известен заранее. Даже критиковали:
— Папа сейчас поедет в город и купит себе кассеты с советскими фильмами, а нам ничего не возьмет!
Что ж, доля правды в их словах была. Если судить в цифрах, то американские боевики в нашей домашней фильмотеке в процентном соотношении, явно проигрывали советским кинолентам. Что примечательно, стал замечать, как дети, взрослея, все чаще стали просматривать, те самые, критикуемые ими, кассеты. Хотя они в этом не признавались, почему-то стеснялись, но из песни, как говорится, слов не выкинешь. А что? Оставалось только радоваться вкусу детей, настоящее искусство потому оно и настоящее, что люди постоянно возвращаются к нему: пересматривают, перечитывают.
Так вот, возвращаясь к Сватам, хочу сказать, что это действительно достойная работа создателей такого сериала. Я не знаю, войдут ли они, Сваты, в анналы истории киноискусства, но уверен – люди будут смотреть их, будут покупать записи этого фильма, и будут устраивать семейные просмотры. Нет смысла пересказывать сюжет, полюбившейся киноленты, но в ней есть очень много сцен, взятых из жизни. Казалось бы, Степаныч со своей Валюхой только и делают, что постоянно
переругиваются.
Переругиваются, надо признать, незлобиво. Степаныч всегда с юмором, а Валюха, хотя порой и напоминает простую деревенскую бабу, но все равно любя своего Степаныча. А сам Степаныч – это находка артиста Добронравова, его звездный час. Настолько он ярок в этой роли, что временами я теряюсь, где Степаныч, а где Добронравов. Кажется, они срослись. Над его шутками и хорошими проделками я смеюсь от души и всегда жду от него, что-нибудь эдакого:
— Щас, Степаныч, вам всем покажет кузькину мать! – и заранее становится смешно от его неуемной фантазии и способности находить выход из любого положения.
Бывают моменты, когда Кравченко чуть-чуть переигрывает свою роль, особенно, в тех репликах, когда она отчитывает своего Ваньку. Но это не беда, буквально в следующей сцене, она то же самое делает по-другому: уже мягче, интеллигентнее звучит ее окрик; а в глазах читается бесконечная доброта любящей женщины. Она же, Валюха, несмотря на кажущуюся простоту, умна и мудра по-своему. В одном эпизоде, заподозрив мужа, в том, что тот, находясь в гостях у дочери, выпивает в одиночку, заходится в оре:
— Ваня, иди сюда! Ну, шо ты делаешь? Ведь посидели же вечером по-семейному, выпили, поговорили. А тебе этого мало, встаешь ночью и втихушку пьёшь! Ну, шо ты, за человек такой!!!
И тут же, в следующей сцене, грудью бросается на амбразуру, защищая своего Ивана. Это когда они устраивали своей дочери и зятю выволочку по поводу жесткого воспитания их дочери Жени, любимой внучки, которая для них просто Женёк. Это Валюха несколько раз кряду, за единицу времени, рявкнула на свою дочь. И повышала она голос за то, что та робким и тихим голосом перебила отца, пытаясь оправдаться в том, в чем она своей вины не видит:
— Молчи, когда отец с тобой разговаривает!
Или в продолжение того же разговора:
— Ты как с отцом разговариваешь!
Словом, она не дала своей дочери ни единого шанса оправдаться, безоговорочно приняв сторону мужа. Внутренние распри между мужем и женой это одно. Но когда они видят внешнего врага, который тем, или иным способом пытается разрушить их семейный союз, или привнести что-то свое, чуждое им, тогда они выступают единым фронтом. Конечно, родная дочь никакой им не враг, но Валюха, простая женщина, знает: в данный момент они ее воспитывают, а значит они с мужем – одно целое. Муж и жена – одна сатана, должны во всем поддерживать друг друга и отражать нападки внешнего агрессора. А еще в Библии сказано:
— Жена, да убоись мужа своего!
Хорошо усвоила Валюха уроки взрослых людей, наверняка родителей своих. А на первый взгляд многим может пригрезиться, что персонаж Татьяны Кравченко – это святая простота, громкоголосая, скандальная деревенская баба. Нет, мудрая женщина.
Свидетельство о публикации №223102700234