Глория Романовы-начало

  "В прошлом году японские астрономы заявили, что в Солнечной системе вполне может находиться ещё одна планета. Причём, условия на ней, вероятнее всего, очень приближены к земным. Аналогичное предположение выдвинули коллеги из Европейской южной обсерватории в этом году. По их расчётам на орбите Земли ничто не мешает существованию ещё одной планеты.Нужно отметить,что впервые на эту тему высказы-вался советский астрофизик Кирилл Бутусов. Он просчитал, что ни один закон физики не будет нарушен, если на орбите Земли окажется равнозначная по массе и размеру планета, вращающаяся с той же скоростью, что и наша. А не видно её потому, что она всё время располагается за Солнцем. И слава богу, ведь даже если бы она двигалась на одну секунду в год быстрее или медленнее Земли, то это рано или поздно привело бы к катастрофе.Кстати, сотрудничая со специалистами Европейской южной обсерватории,учёные NASA открыли удивительный феномен,который ранее считал-ся лишь гипотетической возможностью. В звёздной системе PDS-70 были обнаружены три планеты,две из которых находятся на одной орбите.Это открытие резко увеличило шансы на существование планеты-двойника Земли – Глории. Именно так её назвал Кирилл Бутусов.Во всей этой истории интересно другое. Для того, чтобы при наличии Глории не произошло катастрофы, а именно столкновения планет, находящихся на одной орбите, их удельный вес, скорость передвижения и множество других факторов должны совпадать до минимальностей.В таком случае,существование планеты возмож-но.Как мы знаем,природа зачастую очень удивляет любопытных учёных.Так что отри-цать гипотетическую реальность Глории было бы не правильно.Создать две одинаковые планеты очень сложно,но если на них во время зарождения воздействовали одинаковые законы физики, то и итоговый продукт может оказаться одинаковым.Тогда возникает справедливый вопрос: "А не существует ли там жизнь?" Ведь, если многие процессы, по заверениям того же Кирилла Бутусова, там проходили также как и на Земле, то существует высокая вероятность,что там есть биологическая жизнь.Конечно,астрофи-зик брал в расчёт физические данные,современные астрономы менее категоричны и относятся к проблеме планеты-двойника Земли более комплексно.Тем не менее, астро-физик из Европейской южной обсерватории Ольга Бальсалобре-Руза заявила,что говорить о братьях по разуму на данном этапе исследований преждевременно.Можно предположить, какие условия находятся на этой гипотетической планете. Если все расчёты верны, и она имеет ту же массу, размер и скорость полёта по орбите Земли, то,вероятнее всего,там созданы условия для зарождения биологических форм жизни. Пока астрофизик остановился на такой трактовке.В NASA собираются проверить наличие планеты, скрытой за Солнцем, с помощью зонда, который достигнет цели не ранее 2044 года. А пока теория Кирилла Бутусова жива в память об этом астрофизике. Уфологи, контактёры и медиумы давно говорят, что планета-двойник действительно может существовать. Более того, там якобы живут высокоразвитые пришельцы – кураторы человечества. Так это или нет – говорить преждевременно, но тот факт, что о Глории заговорили астрономы и астрофизики, указывает на то, что лёд тронулся."(ст."Глория - двойник Земли, скрывающийся за Солнцем. В Солнечной системе есть ещё одна обитаемая планета?",Биосфератум,2023)

  "Мнения дореволюционных и советских историков редко сходятся, но в отношении Земского собора 1613 года у них нет разногласий: представители различных сословий и земель русских в полном согласии избрали на царство Михаила Романова. Однако, на самом деле ситуация была не такой благоприятной.В октябре 1612 года народное ополчение освободило Москву от поляков, и теперь настало время восстановления разоренной страны и создания государственных институтов. Земским собором было решено, что на пустой трон должен взойти законный, легитимный государь. 16 января 1613 года в Успенском соборе Московского кремля начались сложные дебаты, которые определили судьбу России.Кого на трон?На русский трон претендовало множество кандидатов. Двух самых непопулярных - польского королевича Владислава и сына Лжедмитрия II - исключили сразу. У шведского королевича Карла-Филиппа было больше сторонников, включая вождя земского войска князя Пожарского. Однако, почему патриот земли русской остановил выбор на иностранном принце?Возможно, сказалась антипатия «худородного» Пожарского к отечественным претендентам - родовитым боярам, которые в Смутное время не раз предавали тех, кому присягали на верность. Он опасался, что «боярский царь» посеет в России семена новой смуты, как это случилось во время недолгого правления Василия Шуйского. Поэтому князь Дмитрий стоял за призвание «варяга».Но есть и другая версия. Осенью 1612 г. ополченцы захватили шведского шпиона. До января 1613 г. он томился в неволе, но незадолго до начала Земского собора Пожарский освобождает соглядатая и отсылает его в занятый шведами Новгород с письмом к полководцу Якобу Делагарди. В нём Пожарский
сообщает, будто и он сам, и большинство знатных бояр хотят видеть на русском троне именно Карла-Филиппа. Но, как показали дальнейшие события, Пожарский дезинформировал шведа.Одно из первых решений Земского собора – иноземцу на русском троне не быть, избирать государя следует «из московских родов, ково Бог даст».Неужели Пожарский был настолько наивен,что не знал настроения большинства? Конечно,нет.Князь Дмитрий сознательно морочил голову Делагарди «всеобщей подде-ржкой» кандидатуры Карла-Филиппа, чтобы не допустить шведского вмешательства в избрание царя.Будет Романов.Русские с трудом отражали польский натиск, поход на Москву ещё и шведской армии мог оказаться роковым.«Операция прикрытия» Пожарского прошла успешно: шведы не двинулись с места.Вот почему 20 февраля князь Дмитрий,
благополучно позабыв о шведском принце, предложил Земскому собору выбрать царя из семьи Романовых, а затем - поставил свою подпись на соборной грамоте об избрании Михаила Фёдоровича.Во время коронации нового государя именно Пожарскому Михаил оказал высокую честь: князь поднёс ему один из символов власти - царскую державу. Современным политтехнологам остаётся лишь позавидовать такому грамотному пиар-ходу: спаситель Отечества вручает державу новому царю. Красиво. Забегая вперёд, заметим, что до самой смерти (1642 год) Пожарский верой и правдой служил Михаилу Фёдоровичу, пользуясь его неизменным расположением. Вряд ли бы царь благоволил тому,кто желал видеть на троне Рюриковичей не его,а какого-то шведского принца.Но вернёмся в январь 1613 г.В борьбе за царский трон участвуют лишь русские претен-денты – высокородные князья.Но руководитель печально известной «семибоярщины» Федор Мстиславский скомпрометировал себя сотрудничеством с поляками,Иван Воро-тынский отказался от притязания на престол, Василий Голицын находился в польском плену,вожди ополчения Дмитрий Трубецкой и Дмитрий Пожарский не отличались знатно-стью. А ведь новый царь должен объединить расколотую Смутой страну. Как отдать предпочтение одному роду,чтобы не начался новый виток боярских междоусобиц? Романовы.Тут и возникла фамилия Романовых, родственников пресекшейся династии Рюриковичей: Михаил Романов был племянником царя Фёдора Иоанновича.Отец Михаила, патриарх Филарет, пользовался уважением среди духовенства и казаков.В пользу кандидатуры Михаила Фёдоровича активно агитировал боярин Фёдор Шереметьев.Он уверял строптивых бояр,что Михаил «молод и будет нам поваден».Другими словами, станет их марионеткой.Но бояре не дали себя уговорить: на предварительном голо-совании кандидатура Михаила Романова не набрала нужного числа голосов. Мало того, Собор потребовал приезда юного претендента в Москву. Этого романовская партия допустить не могла: неопытный, робкий, неискушённый в интригах юноша произвёл бы на делегатов Собора невыгодное впечатление. Шереметьеву и его сторонникам пришлось проявить чудеса красноречия,доказывая,сколь опасен путь из костромского села Домнино,где пребывал Михаил,в Москву.Не тогда ли возникла легенда о подвиге Ивана Сусанина, спасшего жизнь будущему царю? После жарких дебатов романовцам удалось убедить Собор отменить решение о приезде Михаила.Перерыв в выборах7 февр-аля 1613 г. порядком подуставшие делегаты объявили двухнедельный перерыв: «для большого укрепления отложили февраля з 7-го числа февраля по 21 число». В города разослали гонцов «во всяких людех мысли их проведывати». Глас народа, конечно, глас Божий, но не маловато ли двух недель на мониторинг общественного мнения большой страны? В Сибирь, например, гонцу и за два месяца доскакать непросто.
Скорее всего, бояре рассчитывали на уход из Москвы самых активных сторонников Михаила Романова – казаков. Прискучит, мол, станичникам в городе без дела сидеть, они и разойдутся. Казаки и в самом деле разошлись, да так, что боярам мало не показалось…Прелюбопытный рассказ об этом содержится в «Повести о Земском соборе 1613 года». Оказывается, 21 февраля бояре решили выбрать царя, бросив жребий, но упование на «авось», при котором возможен любой подлог, не на шутку разозлило казаков.Казачий демарш.Казачьи ораторы разнесли в пух и прах боярские «хитрости» и торжественно провозгласили: «По Божии воли на царствующем граде Москве и всея России да будет царь, государь и великий князь Михайло Федорович!». Этот клич тотчас подхватили сторонники Романовых, причём не только в Соборе, но и среди многочисленной толпы народа на площади. Именно казаки разрубили «гордиев узел», добившись избрания Михаила.Неведомый автор «Повести» (наверняка очевидец проис-ходящего) не жалеет красок, описывая реакцию бояр: «Боляра же в то время страхом одержими и трепетни трясущеся, и лица их кровию пременяющеся, и ни един никто не може что изрещи». Лишь дядя Михаила, Иван Романов по прозвищу Каша, почему-то не желавший видеть племянника на престоле, пытался возразить: «Михайло Федорович ещё млад и не в полне разуме». На что казачьи острословы возразили: «Но ты, Иван Никитич, стар верстой, в полне разуме… ты ему крепкий потпор будеши». Дядюшкину оценку своих умственных способностей Михаил не забыл и впоследствии отстранил Ивана Кашу от всех государственных дел.Казачий демарш стал полной неожиданностью для Дмитрия Трубецкого: «Лице у него почерне, и паде в недуг, и лежа много дней, не выходя из двора своего с кручины, что казны изтощил казаком и позна их лестны в словесех и обман». Князя можно понять: именно он, вождь казаков ополчения, рассчитывал на поддержку своих боевых товарищей, щедро одаривал их «казной» - и вдруг они оказались на стороне Михаила. Быть может, романовская партия заплатила больше?Как бы там ни было, 21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор принял историческое решение: избрать на царство Михаила Федоровича Романова. Первой страной, признавшей нового государя, стала Англия: в том же, 1613 году, в Москву прибыло посольство Джона Метрика. Так начиналась история второй и последней царской династии России."(ст."Как Романовы на самом деле попали на трон", Кириллица,2023)
  "Фиджийская русалка – таинственное существо, которое долгое время хранилось в музее,наконец-то раскрыла свои секреты перед радиологами из Университета Сев. Кентукки. С помощью компьютерной томографии удалось провести подробный анализ останков этой морской дивы и выяснить ее истинное происхождение.Творение чело-века.Оказалось,что «Фиджийская русалка» не является настоящей русалкой,а предс-тавляет собой манипулятивное творение человека.Ученые обнаружили,что этот экспо-нат был создан из частей тела, принадлежащих разным животным. Голова и туловище русалки оказались принадлежащими обезьяне,хвост был позаимствован у крупной рыбы, а руки были созданы из лап крокодила.Несмотря на распространенное мнение, что русалка является неизвестным науке существом, исследования подтверждают, что она представляет собой «неестественное образование природы» А по сути есть результат «мастерской работы человека». Ученые считают, что такие существа могли быть созданы с целью развлечения или обмана людей. Однако, точные мотивы и история созданной русалки остаются загадкой."(ст."Раскрыта тайна таинственной «Фиджийской русалки",Кириллица,2023)
  "Семидневный праздник Дзяды/Деды/Навья неделя и его традиции.Почему он прихо-дится на точку перехода Осень-Зима? Как его отмечали наши предки? Почему он имеет общие корни с Хэллоуином, но принципиально отличается?С наступлением октябрьской прохлады в воздухе витает аромат хризантем, а птицы, нежась в последних теплых лучах солнца, отправляются на юг.Октябрь для наших предков был особенным месяцем, ведь природа готовилась к длительному сну до самой весны.Второй месяц осени принес за собой череду славянских праздников: Покров,проводы Водяного и Лешего, праздник Богини Макошь,Велесову ночь.Самая последняя неделя октября была полно-стью посвящена различным обрядам связанным с почитанием предков — так появился праздник Осенние Деды. Это один из краеугольных праздников в календаре славян, ведь понятия рода, предков, непрерывной связи поколений (как ныне живущих, так и ушедших) были одними из важнейших, если не сказать центральных, в славянском мировоззрении.А процветание Рода,его приумножение,защита и благополучие считались основными целями в жизни каждого человека.На Руси говорили: «До Покрова— осень, за Покровом— зима идет».Так,народная мудрость напоминает нам о том,что после празднования Покрова 1 октября (14 октября по новому стилю) приходит первое зазимье.С наступлением дня памяти предков в белорусских селеньях говорили: «Деды, приходите, с нами пейте, едите».Почему конец октября — время встречи с Предками?
Предков чтят на четвертую неделю октября. «Выбор» даты скорее всего связан с окончательным завершением уборки урожая: напряженная работа позади, закрома полны — самое время разделить плоды успеха и процветания с предками, позвать их на угощение, а заодно и поблагодарить за помощь и покровительство.С другой стороны — погода в это время неустойчивая,«пограничная»,и не осень и не зима.Сам окружающий мир как бы указывает человеку на некое особое магическое время — время Перехода. По принципу подобия,который крайне часто встречается в различных древних обрядах, получается, что это не только переход от Осени к Зиме, но и Переходы между мирами Яви (живых) и Нави (мертвых), которые открываются именно в это время года, делая возможным встречи с душами предков.Еще один смысловой пласт таков: к концу октя-бря желтая листва стремительно опадает с деревьев,небо приобретает мрачные краски ,появляется первая изморозь.Кажется,будто сама природа замирает,молчаливо скорбит — а значит,и людям следует задуматься о вечном,вспомнить усопших,оставить повсед-невные дела и посмотреть За Кромку.Деды/Дзяды в наши дни— где отмечают праздник?
Традиции праздничной недели лучше всего сохранились в Беларуси,где Дзяды довольно широко отмечаются и по сей день.2 ноября даже является официальным госпраздником под названием День памяти. Традиционно в это время поминают всех кто относился к роду, и уже покинул землю.Белорусский термин «Дзяды» означает «деды» или «предки» — он применяется НЕ только в отношении усопших мужского пола, в по отношению ко всем без исключения предкам.Другое название праздника— Навья седмица.Навью славя-не называли потусторонний, загробный мир, отделя его от Яви — того, что реально и происходит «наяву» в нашем мире.Навь для славян также была реальным миром,но иным,живущим по своим особым законам.Седмица указывает на то,что празднование/ поминовение длится на протяжении семи дней.Примечательно, что Деды в Беларуси отмечают четыре раза в году — Зимние (в период Масленицы),Весенние(на Радоницу), Летние (перед Семухой) и Осенние или Большие Дзяды. Но, именно Осенние Деды стали главным праздником для белорусов,на что указывает фольклорист В.Д.Литвинко. Поче-му же именно к осеннему празднику отношение особое? Дело в том,что в остальное время года поминают недавно ушедших родственников,осенью же почитают память всего рода.К неделе предков готовились заранее, с трепетом ожидая встречи и заранее настраиваясь на особый торжественный лад. Гостям с Того Света старались всячески угодить, опасаясь, что души предков будут страдать, если увидят в семье разлад, беспорядок или брань.Любопытно, что традиция празднования Дедов прослеживается и у православных, и у католиков, что указывает на глубокую дохристианскую древность праздника. Примечательно и то, что именно его обряды сохранились относительно хорошо,в то время как под влиянием христианства многие другие— менее значительные — славянские праздники канули в лету.Помимо Беларуси праздник в том или иной виде отмечают в Польше, Литве, в отдельных регионах России. В Шотландии и Германии в конце октября также зажигают особые поминальные огни, которые призваны почтить память покойных. В Дании принято в это время особым образом украшать гробницы предков — с использованием поминального вина, мёда, фруктов и цветов (все это опять же символы и проявления урожая этого года, который следует разделить с ушедшими).Традиции праздника.Начинается Навья Седьмица с главного дня— Дедовой Субботы. Вся семья в этот день занята приготовлениями к праздничному ужину.При-мечательно,что большинство славянских торжеств были крайне веселыми,открыто про-славляющими жизнь во всех ее проявлениях,поэтому отмечались с радостными песнями, танцами и громким смехом.Деды же— это праздник иной, который требует определенной смиренности, сдержанности.Важно не только помыслами,но и всем своим видом проя-вить дань уважения предкам.Детям с младенчества рассказывали,что в поминальные дни важно соблюдать спокойствие,отказаться от забав и шумных бесед.Прежде чем приступить к приготовлению ужина,хозяйки тщательно убирали в доме.Особое внимание уделяли окнам.Считалось,что души ушедших предков,которые придут посмотреть как живут их правнуки и процветает ли род— приходят в дом через окна и двери.Накануне Дедовой Субботы Прежде и прежде чем облачиться в праздничную одежду,вся семья отправлялась в баню.Стол на поминальный ужин ломился от яств. Согласно древней традиции, блюд на столе должно быть не менее пяти. Причем подавали угощение в двух экземплярах — отдельно для живых и для мертвых. Обязательно готовили ту еду, которую предки любили при жизни.Главным угощеньем традиционно становилась кутья и блины.Считалось,что каша— это символ вечной жизни,которая прослеживается внутри каждого рода.Кутью варили из цельных зерён пшеницы,реже из гречки.Угощенья для предков должны были быть исключительно горячими.Души умерших вкушали еду через пар,подымающийся над кутьей и другими лакомствами.Вечером субботы вся семья садились за общим столом. Старший мужчина в семье открывал двери настежь, приглашая души посетить трапезу.Важно было вспомнить предков по именам,сказать добрые слова в адрес каждого.Сидя за столом,нельзя ставить ноги на перекладины, находящиеся под ним.Считалось,что там могут находиться души умерших, отдыхающих в кругу семьи.У белорусов существует примета,связанная с поминальным ужином на Деды.Так,первый,кто встанет из-за стола после трапезы,умрет в этом же году.Важно дождаться пока стол покинет самый старший родственник.На второй день празднования ходили в гости к родственникам,снова собирались за поминальным столом.Ответные визиты по гостям могли продолжаться до конца недели.В последний день недели остатки поминальной трапезы выносили на улицу птицам.Все традиции празднования были направлены на то,чтобы отдать дань уважения предкам,почтить их,порадовать и показать,что память о них жива.Взамен Деды даровали благословение, помогали в трудную минуту,оберегая от войн,неурожая и других напастей.Дзяды и Хэллоуин.Сего-дня огромную популярность в мире приобрел западный праздник Хэллоуин.Кто-то радо-стно погружается в его суету и атрибутику— вырезает тыквы,имитирующие головы, украшает дом соответствующими аксессуарами,устраивает маскарады для детей,наря-жая их в ведьм и вампиров.Другие напрочь этот праздник отвергают,считая его сата-нинским,чуждым нашей культуре и прославляющим всякую нечисть.Впрочем,оба подхода довольно далеки от истины.На самом деле Хэллоуин уходит корнями в ту же самую индоевропейскую общность,что и белорусские Дзяды,где на конец октября приходится время Перехода,то есть пограничья между Осенью и Зимой,и— по принципу подобия— открытия переходов между Навью и Явью.Причем это соединение миров живых и мертвых несет самые разные последствия: с одной стороны,это возможность принять в гостях души предков,разделить с ними радость от хорошего завершения года(урожай),но с другой стороны— это и опасный временной промежуток в течение которого в мир живых могут проникать и враждебные навьи сущности.Последних во многих культурах было принято отпугивать в том числе надевая страшные маски-личины.Предшественник Хэллоуина — один из ключевых кельтских праздников Самайн (отмечался в последний день октября) — как раз в большей мере концентрируется на защите от сил зла, нежели на встрече с предками, хотя и этот аспект тоже входил в понятие Самайна, равно как и различные традции, связанные с завершением сбора урожая и демонстрацией изобилия и благополучия. Отсюда, вероятно, идет и символика тыквы — самого крупного и яркого осеннего дара. Кельты верили, что в этот день на землю приходят злые духи, блуждая в поисках заблудшей души.С приходом христианства старые и неискоренимые традиции Самайна слились с новыми. Вместо почитания предков акцент сместился на почитание Святых, которые как бы их заменили. В новой парадигме уже Святые должны были отпугивать нечистые силы от живых, но при этом языческая атрибутика в виде страшных масок-личин также осталась.Впрочем,изначаль-но все это носило серьезный обрядовый смысл и,конечно,не являлось костюмированной вечеринкой.Подобный причудливый симбиоз христианских форм и названий с язычески-ми/ведическими/индоевропейскими традициями можно видеть и во многих других пра-здниках:Иван Купало/Рождество Иоанна Предтечи;языческая Масленица как начало поста;Коляда/Рождество Христово на день зимнего солнцестояния;Осенины (праздник Матери Земли на день осеннего равноденствия)/Рождество Богородицы.Если говорить о сходстве Дедов и Хэллоуина,то оно прослеживается в дате,в антураже связанном с урожаем и изобилием(тыквы,каши,праздничные застолья),в представлении о погранич-ном времени.Осень отступает,а зима вступает в свои права,Явь и Навь сходятся в одной временной точке.Природа как бы умирает,впадая в сон и аналогично происходит в человеческой жизни,когда люди покидают земной мир,отправляясь в мир загробный.
Однако между Дедами и Хэллоуином существуют явные отличия. В своем современном виде американский праздник далеко ушел и от Самайна и от дня всех Святых, превратившись просто в разгульный карнавал со страшными масками. Сейчас уже не ясно — пытаются ли его участники нечистые силы отпугнуть, или скорее привлечь и отождествить себя с ними.Деды же — напротив, сохранили традиции именно духового, спокойного и светлого семейного праздника. Это прежде всего торжество памяти рода, дань уважения, живая связь поколений и вера в то, что каждый человек внутри своего Рода бессмертен.За нами— ряды Предков,перед нами— ряды будущих поколений. Эта связь длится даже За Кромкой в иных мирах: никто из живущих никогда не умира-ет, становясь частью этой цепочки,уходящей в бесконечность в Прошлом и Будущем,в Яви и Нави.А в определенные даты— такие как Навья неделя— когда границы между мирами источаются— весь род может не фигурально,а буквально собраться вместе в единой точке «здесь и сейчас».При подготовке статьи использовались материалы:
1.А.В.Титовец «Традиционная культура белорусов во времени и пространстве».2.В. Д. Литвинко «Белорусский фольклор в современных записях.Традиционные жанры Минской области»."(ст."Конец октября – время встречи с ушедшими Предками",Журнал Снегирь, 2023)
  "Город Великого хана Хубилая, где Марко Поло прожил 17 лет, периметр которого равнялся 51 километру… Обратившись к источникам обнаруживаем, что Хубилай хана звали Кобила, что его правильный титул не Хан — а Кам, а сам город стоит не за китайской стеной, а на притоке Оби на Алтае. Доказательства — внутри.Ханбалык — еще один город «дальневосточной страны городов»(читайте про Наян,Тартар,Ергимал) ,то есть местности в районе Восточной Сибири и Дальнего Востока,которая на древ-них картах пестрит населенными пунктами с незнакомыми нам сегодня названиями.А точнее— ее центр и,в определенные исторические периоды— столица.Его главенст-вующее положение видно даже по тому как он обозначен на картах— где-то чуть круп-нее остальных,где-то вообще один из немногих обозначенных,а где-то для его марки-ровки используется и вовсе уникальный символ.Так,на карте Яна Янсона 1640–1650 г.все города Евразии обозначены одинаковым условным символом с двумя башнями.И только Москва и Ханбалык— по-другому,в их маркировке башни три.Исследователи, пытающиеся восстановить историю Великой Тартарии, полагают, что именно Ханбалык был главным городом этой империи наиболее продолжительное время (после Тартара, и до Тобольска). В отличие от многих других городов, обозначенных на картах, но потерянных где-то в анналах истории, Ханбалык отлично описан. Причем не кем-то непонятным, а ни много ни мало Марко Поло (1254 — 1324 гг.), который в этом самом Ханбалыке прожил 17 лет. Причем находился на службе Великого хана Хубилая и выполнял различные его поручения, включая дипломатические.Современные историки, отрицающие(а точнее просто игнорирующие)существование такой страны как Тартария, постановили,что легендарный Ханбалык— это ни что иное как Пекин.Теперь по мотивам «китайских» приключениях Марко Поло написаны художественные книги,отсняты фильмы, но только вот отождествление Пекина с Ханбалыком крайне спорно.Складывается впе-чатление, что Пекин «назначили» на эту роль просто по причине отсутствия другого известного города подобного масштаба в этом регионе.Однако,исчезновение крупного города без следов— это вовсе не уникальное явление.Сравнив старые карты с совре-менными,можно легко убедиться,что там обозначено множество городов,названия которых сегодня нам даже отдаленно не знакомы,в регионах где они в принципе "не должны находиться".Местоположение Пекина совершенно не совпадает с тем,где на картах обозначается Ханбалык (рассмотрим детальнее ниже),к тому же в описаниях Марко Поло(по крайней мере в тех, что доступны сегодня)нет прямых указаний на хоть что-либо «типично» китайское(ни чайных церемоний,ни риса,ни иероглифического письма, ни китайской философии).Описывается крупный город с 12-ю воротами,пери-метр которого составлял 32 мили,что равняется 51 км! Для сравнения— Константи-нополь времен Марко Поло = 18 миль (28 км). Город окружен мощной крепостной стеной, каждые ворота охраняет не менее 1000 стражников, а в самом городе порядка 3000 общественных зданий, и одних только астрологов не менее 5000. То есть — пусть даже цифры сильно завышены, а описания приукрашены — это некий грандиозный город древнего мира, не уступающий, или даже превосходящий крупнейшие европейские центры.Здесь, конечно, хотелось бы привести прямые цитаты из знаменитой книги Марко Поло, но к сожалению, и это достаточно проблематично. Первая рукопись датируется 1298 годом, вторая— 1307-м.Это две книги в единичных экземплярах были написаны или продиктованные еще при жизни Марко Поло.Далее эти рукописи много-кратно(!)переписываются,переводятся на другие языки,снова переписываются,редакти-руются самими переписчиками и составителями и в итоге на сегодняшний момент мы имеем десятки (если не сотни) «вариантов» текста, в которых НЕ совпадают даже названия глав.Самые старые сохранившиеся в Европе рукописи(также списки со спис-ков, а НЕ оригиналы) датируются 1820-ми годами.А одних только русских переводов текста существует не менее 4-х.Различия кардинальны — например:«ТаРтары/ «Тата-ры»;«Унхан»/«пресвитер Иоанн»/«царь-поп Иван»— все одно лицо из разных переводов;
город «Ецина»/«Эзина» и т.д.Одним словом,что описал Марко Поло на самом деле нам, пожалуй,сегодня не установить.Но это не значит,что тексты вовсе не стоит читать— даже если мы представим,что из них «выброшено» много «лишнего»,а названия переи-начены так,что их не узнать— общая канва повествования остается.Мы возьмем самый старый имеющийся в открытых источниках русский перевод 1873 г.в 3-х частях.Автор его неизвестен,а сама книга имеет название «Путешествие в 1286 г.по Татарии (читай— ТаРтарии,т.к уже «отредактировано»)и другим странам Востока Марко Поло, венецианского дворянина,прозванного миллионером» (почему,кстати,"миллионером"? и кем он был так прозван?).Сегодня труды Марко Поло издают под другим названием — «Книга чудес».Что же там написано? Итак, вначале идет представление Кублай-хана — отсюда известно, что это «великий хан Катаи», «которого зовут Кублай-Хан (или Кобила-хан)» (страницы 3–4, «Путешествия», 1873 г.). Уже интересно — не хан Китая, или же Монголии, или даже ТаРтарии — а хан Катаи. У переводчика, правда, есть скромная сноска с объяснением, что «это неопределенное обозначение относится к северному Китаю» — однако, можно сказать, что это его личное мнение, так как в основном тексте написано Катаи, а не Китай. Позднее мы найдем на картах, а также в описаниях других путешественников, что такое Катаи или Cataio.Кобила-хан и вовсе вызывает ряд интересных ассоциаций и звучит уже гораздо ближе и понятнее, чем «Хубилай».А вот как одето и вооружено войско Кобилы-хана(то есть— собственно таРтары):«одежда употребляемая татарами на войне, делается из очень крепкой, толстой кожи, так как в этой стране водится много буйволов и других толстокожих животных. Они чрезвычайно хорошие стрелки, так как с детства приучаются владеть луком; оружие их составляют луки, железные дубины и иногда мечи. Богатые носят платья из шелковых и парчевых тканей, подбитые соболями, горностями и другими дорогими мехами»(стр 63–64, «Путешествия», 1873 г.).Здесь как нельзя более кстати будет гравюра неизвестного автора XVII века, где он как раз и отобразил в одной картинке отличия (или их отсутствие) между военным облачением московита и тартарина (заметьте, здесь буква «Р» еще не пропала).Кстати, Марко Поло во время своего путешествия не только писал текстовые заметки, но и делал зарисовки того, что видел. Причем — и это действительно чудо! — многие из этих иллюстраций Марко Поло дошли до наших дней, в частности благодаря книге герцога Бургундского 1410 г. В 2002-м они были перевыпущены во Франции как альбом миниатюр из «Книги чудес». С нумерацией и названиями миниатюр существует серьезная путаница — как и с текстами, и есть веские основания полагать, что изначально их было гораздо больше и самые интересные «пропали», однако, и тех что сохранились достаточно, чтобы это было сенсацией. На ВСЕХ миниатюрах Хубилай хан и его города имеют вид максимально далекий от тех картин и реалий, которые рисуют нам историки, говоря о путешествиях Марко Поло.Возвращаясь к тексту (по переводу 1873 года), интересны и сведения о том, что Хан проживает в своей столице Ханбалыке всего три месяца в году «декабрь, январь,февраль,когда холод особенно велик»(стр 103 «Путешествия», 1873 г.). Отметим, что средняя температура в Пекине зимой держится на уровне 0 и редко опускается ниже-3 градусов.Можно ли назвать это «великим холодом»?Теперь к описанию города и дворца:«Великий хан обыкновенно проводит три месяца в году в большом городе Канбалу, лежащем в северовосточной части провинции Катаи; здесь в южной части нового города возвышается обширный дворец, имеющий следующую форму и размеры. Во-первых находится квадрат, окруженный стеною и глубоким рвом; каждая сторона квадрата имеет в длину 8 миль (=12 км) и в ней, на равном разстоянии, от каждого края есть ворота…»Далее из описания следует, что за первой стеной расположена еще одна, что стены укреплены «зубчатыми брустверами», его окружают предместья, которые простираются на 3–4 мили, а число их жителей превышает число жителей самого города. (стр 86–88; 91–92 «Путешествия», 1873 г.)Дворец же хана является «самой обширной из всех известных до сих пор построек этого рода», его венчает огромная мраморная плита, вдоль «внешнего края идут прекрасные перила со столбами», «оконные стекла сделаны так хорошо и тонко, что имеют прозрачность хрусталя», а комнаты украшены «драконами резной работы и позолоченными фигурами выгнов (?), птиц и животных и изображениями сражений.» (стр 86–88; 91–92)Подобное описание сразу же вызывает ассоциации с сюжетами скифских золотых украшений. Кстати,на многих картах Северный Ледовитый Океан обозначается то Скифским,то ТаРтарским морем,а порой и на самой карте размещают некое пояснение,что ТаРтары являются потомками/наследниками скифов.Местоположение города:«Город Канбалу лежит у большой реки в провинции Катаи… и все Катляне, т. е.туземцы провинции Катаи…» (стр 89–90 «Путешествия», 1873 г.)Заметим, что местные жители именуются здесь не китайцами и даже не кАтайцами, а катлянами, а сам город стоит на большой реке. Итак, пора обратиться к древним картам, чтобы определить местоположение провинции Катай (Cataio) и города Камбалык или хотя бы найти какие-то ориентиры — крупные реки, озера, которые могли бы нам помочь. Получается интересная картина:часть картографов помещают город Комбулик буквально в центре континента на неком прито-ке Оби (!),который соединяется с крупным озером именуемым Китайским или Катайским (ориентировочно— современная Республика Алтай).Ближайший крупный город(чуть левее )это всегда (!) Грустина, которую с достаточной долей уверенности отождествляют с современным Томском.Изучив все притоки Оби (а это должен быть правый), можно с уверенностью сказать, что речь идет о реке Бия и Телецком озере. Именно от места слияния Бии и Катуни сегодня традиционно «отсчитывают» начало Оби.Есть и другая группа карт, на которых город Камбалу отодвинут гораздо дальше на восток. Здесь он находится на самой северо-восточной оконечности континента Евразия, на берегу крупной (!) реки впадающей уже в Тихий Океан. Единственный вариант с привязкой к реке — это Амур и современный Хабаровский регион. При этом важно, что именно в этой локации город имеет статус «столицы» или некой особо крупной агломерации.
Интересно, что транскрипции несколько различаются: на притоке Оби картографы рисуют Комбулик/Хумбалик (Chimbalich/ Chumbalik), а на Дальнем Востоке — Cambalu. Есть ряд карт,где оба города отмечены одновременно.То есть существует вероятность , что это вообще два разных города,с созвучным названием.НО! Что особенно важно — НИ НА ЕДИНОЙ СТАРОЙ КАРТЕ мы не найдем города Комбулик или Камбалу нарисованного ЗА великой китайской стеной на стороне Китая. Легендарный Комбулик-Камбалу всегда расположен ГОРАЗДО СЕВЕРНЕЕ стены (которую обозначают почти на всех картах), а зачастую и гораздо западнее. Пекин же, который по каким-то причинам принято отождествлять с Комбуликом, находится южнее Великой китайской стены. Более того, через Пекин ВООБЩЕ НЕ ТЕЧЕТ НИ ОДНА РЕКА, и в обозримых пределах НЕТ ВООБЩЕ НИ ЕДИНОГО КРУПНОГО ОЗЕРА.Вернемся еще к Китайскому или Катайскому озеру, откуда должна вытекать река на которой стоит город в транскрипции Комбулик/Хумбалик. На старых картах как раз примерно в районе Алтая можно почти всегда найти название CATAIO, CATAY и прочие вариации знакомого нам слова Китай…А вот то, что сегодня мы называем Китаем, обозначается на тех же картах исключительно под названием CHINA причем отмечено именно в тех координатах, где и положено. Подчеркнем еще раз — обе эти сущности присутствуют на картах одновременно и обозначают соседние, но разные регионы Евразии. Так что CATAI — это НЕ CHINA. Это уже позднее с этими словами возникла некая путаница (причем именно в русском языке).А вот,к примеру, известный путешественник Сигизмунд фон Герберштейн— дипломат при московском дво-ре,написавший в 1549 г. «Записки о Московии»,которые на столетия стали «главным справочником» по географии Московии для европейцев также писал и об озере Китай (Катай), и о катайском хане. Сведения о них находятся в главе его книги под названием «УКАЗАТЕЛЬ ПУТИ В ПЕЧОРУ,ЮГРУ И К РЕКЕ ОБИ», где он описывает путь по Печоре, Уральским горам и Оби: «…От устья реки Иртыша до крепости Грустины (Grustina) два месяца пути; от неё до озера Китая (Kitai) рекою Обью, которая, как я сказал, вытекает из этого озера, более чем три месяца пути…»«…От озера Китай получил название хан катайский (Chan de Cathaia),которого московиты назы-вают китайским царём. Хан у татар значит царь».То есть и он говорит об озере, которое должно быть связано с Обью — именно там находится Китай/Катай и следует искать столицу катайского хана. Как мы уже писали выше — основной «претендент» — это озеро Телецкое, которое связано с Обью посредством реки Бия. А место слияния Бии и КАТУНИ (!) сегодня как раз считается точкой отсчета для Оби — ее истоком. То есть вариация искомого названия Катай сохранилась даже в притоке Оби!А теперь вновь обратимся к переводу путешествий Марко Поло, опубликованному на русском языке в 1873 году, который мы уже рассматривали ранее. Из текста известно, что хан Хубилай является потомком Чингизхана, а «у татар существует обычай хоронить всех царей и начальников из рода Чингиса на горе Алтай (!)»(стр 62 «Путешествий», 1873 г.).Вот еще одно доказательство алтайского местоположения: очевидно, что если столица ТаРтар была неподалеку от Телецкого озера, то и своих властителей они хоронили поблизости — в Алтайских горах. Не везли же они их из Пекина, чтобы захоронить на Алтае (там ближе будет до Тибета)!Хочется отдельно написать пару слов о внешности Великого Хана и его титуле. То как его изображал Марко Поло мы уже видели, добавим словесное описание:«Кублай, называемый великим ханом…цвет лица у него белый,изредка покрытый румянцем,подобно яркому цвету розы,что много прибавляет к красоте его лица; глаза у него черные,нос красивый, выдающийся.Он имеет четырех главных жен…»Есть и другие интересные портреты Великого Хана. Здесь не подписано его личное имя, так что сложно сказать Хубилай это или же кто-то другой, но в любом случае — это кто-то из Императоров ТаРтар. Интересно, что европейцы на старых гравюрах пишут его титул не как «Khan» (так слово «хан» переводится на английский сегодня), а «Cam» — то есть в русской транскрипции он вовсе не Великий Хан, а Великий Кам (или в крайнем случае Чам/Шам). Здесь возникают ассоциации со словом «камлать», «шаман». Заметим, что и в названии столичного города на древних картах те же буквы — С и M (CaMbalu, CoMbulik). А произношение Ханбалык — это как бы уже русское переосмысление названия города в значении «город Хана», вероятно, достаточно позднее, и отражающее не исконную транскрипцию, а уже новый смысл.Великий Кам Тартарии. Из французского сборника с портретами королей и императоров. Les augustes representations de tout les rois de France (Nicolas Larmessin), 1688. В сборнике также есть портрет Алексей Михайловича, который подписан как «князь Московии». Текстовое описание ровно в 4 раза короче, царские регалии отсутствуют. Великий Кам Тартарии при въезде в Камбалу (Ханбалык), гравюра неизвестного автора XVII века. Обратите внимание на «казачий наряд» Великого Кама и европейский вид города Камбалу на заднем плане. Чем больше искать— тем больше загадок и новых вопросов.Почему московиты и таРтары неотличимы друг от друга на подавляющем большинстве картин и гравюр современни-ков? Откуда на шлемах русских витязей,древних монетах русских князей и даже шапке Мономаха арабская вязь? И наконец— не этот ли удивительный город городов— столицу Великого Кама с несметными сокровищами— ищут уже на протяжении столетий под наз-ванием Шамбала?"  (ст."Столица" древнего мира Ханбалык стояла на Алтае у Телецкого озера - смотрим карты и читаем Марко Поло",Журнал Снегирь,2023)

  "Под полный запрет попали скоморохи, песни, пляски, народные гуляния как таковые, качание на качелях, кулачные бои, игры разного характера (включая шахматы!), встречи зори, купания при луне, хождение с медведями, маски, загадывание загадок, сказывание сказок и небылиц и т.д. Все перечисленное названо «бесовским», «сатанинским» и «богомерзким».Вместо этого грамота приказывает всем мирским людям с женами и детьми в воскресные и в господские дни в обязательном порядке приходить в церковь и чтобы «у церкви Божии стояли смирно, меж себя в церкви Божии в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковнаго пения со страхом и со всяким благочестием».Найденные музыкальные инструменты – любые! – приказано жечь, а ослушников, продолжающих бесовские дела «бить батоги», а на другой раз – «ссылать в Украйные городы за опалу».Грамота была отправлена царем в Белгород с припиской, что аналогичные документы получили и все другие «Украйные и Замосковные городы». Из нее мы можем узнать каким ярким, радостным, многогранным и искрящимся был тот самый мир,который мы с тех пор потеряли и начинаем понемногу находить вновь.Ниже приводим полный текст документа для самостоятельного ознаком-ления:«От царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Руссии в Белгород воево-де нашему, Тимофею Феодоровичу Бутурлину.Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездех мирские всяких чинов люди,и жены их,и дети в воскресные и в господские дни и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят,и умножилось в людех во всяких пьянство,и всякое мятежное бесовское дейст-во,глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми.И от тех сатанинских учеников в православных крестьянех учинилось многое неистовств: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру,тем прелесником и скоморохом послед-ствуют,на безчинное их прелщение сходятся по вечером,и во всенощных позорищах на улицах и на полях,и богомерских скверных песней,и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцев, и на кулашных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужесково и женсково в городех и в уездех бывают со многим чародейством и волхо-ванием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских баб-вдов себе призывают и к малым детям, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхвование и от правоверия право-славных крестьян отлучают.Да в городех же и в уездех от прелесников и от мало-умных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужесково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление на реках и в озерах куплются,чают себе от того здравия, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут,зернью и карты и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание,и поют бесовския песни; и на Святой неделе жонки и девки на досках скачут; а об Рожде-стве Христове и до Богоявденьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякии бесовския игры; а в навечери Рождества Христова и Васильева дни и Богоявления Господня клички бесовские кличут – коледу, и таусен, и плугу, и многие человецы неразумием веруют в сон, и встречу, и в полаз, и во птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылные,и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои губят такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себя личины и платье скоморошеское, и меж себя нарядя бесовскую кобылу водят: и в таких в позорищах своих многие люди в блуд впадают, и незапною смертью умирают,а в той прелести крестьяне погибают,и с качелей многие убиваются до смерти.Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники, и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскими игры; и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестем и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учителных людей наказанья не слушают, и за наказание отцом своим духовным, приходным попом и учителным людем наругание, и укоризны, и безчестья, и налогу делают.И мы, великий государь, желея о православных крестьянех, велел о тех богомерзких делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали.И как к тебе ся наша грамота придет,и выб в в воскре-сной не в один день велели быть в соборную церковь игуменом,и черным,и мирским попом, и головам стрелецким,и сотником,и детем боярским,и их приказным,и всяким служилым и жилецким и уездным людем,и которые съедутся к торговому промыслу для своих дел и сю нашу грамоту велел им прочитать не поодиножды всем вслух,и прика-зал им, чтоб в городе, в слободах, и в уезде мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых к церквам Божиим к пению приходили, и у церкви Божии стояли смирно, меж себя в церкви Божии в пение никаких речей не говорили, и слушали б церковнаго пения со страхом и со всяким благочестием внимательно,и отцов своих духовных и учителных людей наказания и учения слушали,и от безмернаго пьяного питья уклонялися,и были в твердости, и скоморохов з домрами, и с гусли, и с волынками, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцом в дом к себе не призывали, и в первый день луны и в гром на водах не купывались, и с серебра по домам не умывались, и олова и воску не лили, и зернью, и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и медведей и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночам на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и сами не плясали, и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качались,и на досках мужесково и женсково полу не скакали, и личин на себя не накладывали,и кобылок бесовских и на свадьбах безчинства и сквернословия не делали.А где объявятся домры,и сурны,и гудки,и гусли,и хари,и всякие гуденные бесовские сосуды,и тыб те бесовские велел вынимать и,изломав те бесовские игры, велел жечь. А которые люди от того ото всего богомерского дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держатся, и по нашему указу тем людем велено делать наказанье: где такое безчиние объявится, или то на кого такое безчиние скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от такого безчинья не отстанут, а вымут такие богомерские игры в другие, и выб тех ослушников велели бить в батоги; а которые люди от того не отстанут, в объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу. Обноличноб есте нашу грамоту всяких людем велели прочесть по многие дни, чтоб о богомерских и о чародейных играх всяких чинов людем городским и уездным были ведомы, и с сей нашей грамоты списки слово в слово разослали в станы и в волости, и и велели те списки по торшком прочитать многижды, чтоб сей наш крепкой заказ ведом был всем людем.А как в Белегороде по сему нашему указу всяких чинов людем о богомерских делех заказ учините, и что вам против того духовнаго чину и мирские люди скажут, и тыб о том к нам отписал. А толко ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе бысть от нас в великой опале.Писан на Москве, лета 7157 года Декабря в 5 день.Таковы государевы грамоты в Украйные и Замосковные городы посланы.»Впервые опубликовано в кн.: «Описание Государственного архива старых дел, составленное инспектором Государственных архивов и членов разных ученых обществ П. Ивановым». М., 1850, стр. 296-299."(ст."Грамотой 1648 г. царь Алексей Михайлович запретил все ключевые традиции русской народной культуры под угрозой телесных наказаний и ссылки",Журнал Снегирь,2023)
  "Царица подводного мира, хранительница переходов между Навью и Явью, зловещая хтоническая сущность и, одновременно, покровительница рожаниц, брака и семейного очага, дарующая процветание и исполняющая заветные желания. Как воспринимали щуку разные народы в прошлом?В водоемах России именно щука является одной из самых крупных и при этом распространенных рыб, ее по праву считают хозяйкой пресных вод. Известный натуралист и классик рыболовно-охотничьей литературы Л.П.Сабанеев в своей книге 1875 г.«Рыбы России.Жизнь и ловля» писал,что «пудовые щуки» (16,3 кг) водятся в России «повсеместно».Народная мудрость гласит: «Щука востра — взяла ерша с хвоста». В этой пословице ясно отражается общее отношение нашего народа к щуке— с нотками явного одобрения и восхищения его острым умом,творческим потен-циалом и способностью добиваться успеха.Отношение к щуке у славян: хтоническое существо покровительствующее новой жизни.Крупный размер рыбы в сочетании с хищным нравом и ярким внешним видом предопределил ее значимость в фольклоре и мифологии славянских, финно-угорских, германских и других народов.В русском фольклоре щуку часто отождествляют с водяным, облик которого дополнен острыми щучьими зубами и характерной чешуей. Зубы хищницы нередко становились оберегом, который защищал обитателей дома от сглаза.Прихватив на рыбалку челюсть щуки,рыболовы были настро-ены на крупный улов.При этом щука парадоксальным образом одновременно связана и с жизнью (зарождение,процветание)и со смертью (поглощенье, безвременье). Так, с одной стороны, эта рыба, по представлениям древних славян являлась хтоническим существом,царствующим в подземных/иномирных водах.Связано это,по всей видимости, с настороженным отношением к воде в целом— последняя в русском фольклоре всегда выступает как некая «чуждая» человеку опасная стихия или скорее даже «граница между мирами»— нашим миром Яви и подземно-подводным миром Нави с его инаковостью, искаженностью,зыбкостью.Яркий окрас и внушительная длина сделали щуку в глазах народа схожей со змеей (или даже Ящером, способным целиком проглотить человека или жеребенка). Так, в одной из былин, эта величественная хищница, владычицей рек и озер описывается следующим образом:Да, во славном было да Беле-озереЗаселилась да щука преогромная.Да ребят-де хватат, да жеребят глотат.С другой стороны, в славянской культуре рыба ассоциировалась с достатком,хорошим урожаем и изобилием. По весне с первой пойманной щукой делали долгосрочные прогнозы о будущем урожае. Массовое появление щуки в прибрежных водах сулило достаток.Символом плодородия также считалась и щучья икра.В мифологии славян щуку нередко отождествляли с богиней Рожаной— покровительницей беременных женщин и семейного счастья. Веро-ятно, поэтому традиционные женские наряды часто украшали вышивкой с изображением хищной рыбы.Считалось,что это привлечет в дом удача,благополучие и процветание.В фольклоре славянских народов щука выступает хранительницей семейного очага.Она стоит на защите семейного счастья молодоженов У наших предков было принято, чтобы молодожены перед свадьбой дарили друг другу щуку.Этот презент демонстрировал желание молодых вступить в брак,создать крепкую семью.Щука у финно-угров,карелов и литовцев Финно-угорские народы также почитали хищницу. Согласно поверью, в одном из озер жила огромная щука— повелительница всех рыб.И хоть она снисходи-тельно позволяла раскидывать в водах снасти, могла периодически забирать улов себе.Так же как и у русских, у финнов существует поверье о водяном, принимающем обличье щуки.Кроме того,в финно-угорских сказках и легендах часто сильные колдуны имеют дар превращаться в щуку— по всей видимости это указывает на то,что им под-властно перемещение по миру Нави.В карело-финском поэтическом эпосе «Калевала» (составлен Элиасом Леннротом в 1835—1849 гг. на базе фольклорных текстов собранных преимущественно в Карелии) щуке также отводится особая роль — по тексту она встречается неоднократно в самых разных контекстах и ситуациях. Так, главный герой эпоса Вяйнямёйнен смастерил из щучьей челюсти кантеле (струнный щипковый музыкальный инструмент), игра на котором так зачаровывает весь мир, что сама по себе является сильной созидательной магией.Сам Вяйнямёйнен также умел перевоп-лощаться в хищную рыбу. А порой уже перед ним стоит задача поймать щуку, чтобы добиться расположения возлюбленной:«Принеси мне рыбу-щуку, щуку из реки Туони, что длиною в три сажени, шириной в две сажени».Образ щуки в карельском фольклоре наделен магической силой и величием. И даже в наши дни в рыбачьих поселениях на территории Карелии можно найти обереги в виде щучьей головы, прибитой к дереву.
Известный русский этнограф А. Н. Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» упоминает о поверье литовцев, в котором щука выступает повелителем рыб и хозяйкой озера.Щука в русских сказках и литературе. Восточно-славянские сказки описывают щуку как кудесницу, способную исполнять желания, помогать героям в борьбе со злом. Она выступает мудрой помощницей, которой под силу сотворить невозможное. Вместе с тем в ее облике прослеживается хитрость, прозорливость,а порой и коварство.Одним из самых известных литературных произве-дений,центральным персонажем которого стала щука,является народная сказка «По щучьему велению».В сказке, пойманная простаком Емелей рыба,наделена поистине магической силой— способностью выполнять любые желания.Причем она честно испол-няет все просьбы главного героя в обмен на свободу в соответствии с их договором. В данном случае ей присущи такие качества, как честность, порядочность и даже благородство.ругой пример исполняющей желания щуки связан со сказкой "Иван - коровий сын" или "Бой на Калиновом мосту" , где у бездетных царя и царицы есть только один способ получить долгожданного наследника — царица должна отведать волшебную «щуку златоперую». Причем по сюжету магии щуки хватает на то, чтобы одновременно спровоцировать беременность как минимум у трех женщин (включая царицу) — для этого достаточно даже просто облизать ложку с волшебным кушаньем. Причем одна из них становится матерью того самого великого будущего героя Ивана, который и победит впоследствии Чудо Юдо на Калиновом мосту.Но почему кудесницей выступает именно щука, а не сом или, скажем, осетр? Причина скорее всего в том, что щука обитает во всех без исключения регионах страны. При этом ввиду своей распространенности она еще и прекрасно узнаваема, в отличие, например, от более редких налима или таймени. Не менее важны и ее поведенческие особенности: щука обладает острым зрением,способна развивать большую скорость и успешно маневри-ровать.Кроме того,щука довольно хитра(или мудра?)— она не тратит силы понапрасну
на преследование других рыб,а подстерегает свою добычу в засаде,выжидая идеальный момент,чтобы сделать один точный рывок.Узнаваемость и особый набор качеств, без сомнения, поспособствовали тому, что щука стала народной любимицей. И в сказке «По щучьему велению» мы как раз видим мудрую и величественную особь. Кстати, интересно, что Емеля поймал рыбу в проруби голыми руками — сюжет правдоподобный, поскольку ее часто ловили на «заставах». К тому же рыба «молвит человеческим голосом», а выраженный рот, кажется, действительно способен говорить.Филолог и фольклорист В.Я.Пропп в своих трудах отмечает,что именно щука стала олицетво-рением мудрости и опыта, накопленного поколениями.«Расскажи великану, что в моем мире нет других рыб таких, как я. Я — щука!». В этих словах из сказки «По щучьему велению» подтверждается важность щуки как основной промысловой рыбы,которая не просто кормит,но и оберегает,покровительствует славянам.В творчестве А.С.Пушкина также можно найти рыбу-кудесницу, исполняющую желания. Литераторы и фольклористы сходятся на мнении, что сюжет произведений «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о царе Салтане» был позаимствован великим русским поэтом из народного творчества. Няня поэта — Арина Родионовна часто пересказывала ему перед сном сюжеты народных сказок. В результате сказки, рассказанные любимой няней, обогатили творчество поэта, стали источником вдохновения.В народном исполнении «Сказки о рыбаке и рыбке» именно щука, а не золотая рыбка, исполняет желания рыбака.Однако те три желания, которые загадывает старик,оборачиваются для него новыми трудностями и разочарованием.Здесь важно обратить внимание,что в словах и действиях обитатель-ницы пресных вод всегда присутствует скрытый смысл.Указания рыбы, на первый взгляд, звучат просто и без подвоха. Однако вдумчивый читатель увидит, что каждая фраза является кладезем мудрости. Нередко она озадачивает героев загадками, ответы на которые, помогут найти выход из сложившейся ситуации. Щука словно проверяет смекалку и сообразительность оппонентов, испытывает их настойчивость.
В изначальной народной версии пушкинской «Сказке о царе Салтане» мудрая рыба помогает сестрам царя вернуть человеческий лик. Обращенные в животных, сестры с благодарностью встречают спасительницу. Здесь щука — воплощение силы знаний, незаменимый мудрый помощник и друг.Щука как талисман и оберег.Наши предки прекра-сно понимали законы мироздания и умели черпать силы у природы,поэтому неотъем-лемой частью славянской культуры были талисманы и обереги— своеобразные концент-раторы этих незримых энергий.Под «талисманом» принято было подразумевать предмет, наделенный/заряженный определенными способностями, заключающий в себе некий посыл или охранительный способности.Оберегами выступали и специальные символы, изобра-женные на стенах жилища, одежде, украшениях и т. д. Одним из таких оберегов стала щука.Оберег в виде щуки неразрывно связан с богиней Рожаной — он считался одним из лучших семейных женских оберегов, приносящих в дом мир,благополучие и здоровое потомство.Для славян щука— это всегда воплощение мудрости,а мудрость— это обяза-тельное качество для хозяйки дома и матери.Кроме того щуке отводится роль своеоб-разного проводника между мирами,а сам процесс деторождения у наших предков всегда ассоциировался с переводом новой души из мира Нави в мир Яви,который роженица и должна осуществить.Люди верили,что в момент родов границы между мирами открывают-ся и если женщина сильн — то она приводит в мир новую душу с «той стороны»,а если нет— то ее саму «утягивает в свою бездну иномирье».Н. Е. Грысык в книге «Щука в верованиях, обрядах и фольклоре русских» отмечает, что рыба нередко упоминалась в связи с появлением у славян потомства. Так, она способна защищать новорожденного от сглаза и болезней. Талисман в виде щуки дарует ребенку терпение, жизненные силы и мудрость.Особой силой наделяли наши предки щучьи зубы. Согласно поверьям они обладали повышенной концентрацией жизненной энергии, что позволяло не просто исцелять болеющих,но и защищать от сглаза или нечисти.Считалось,что, подвешенные к воротам или входу в дом хребтовые щучьи кости и зубы, отгоняют от дома болезни, берегут от недоброжелательных гостей и их дурных мыслей.Неоднократно в народном творчестве встречаются так называемые «заговоры на щучьи зубы».Именно острые зубы щуки применялись в обрядах лечения грыжи. Знахарь проводил рыбьей челюстью по грыже,производя символическое «загрызание» хвори.Однако щучьи обереги использо-вали не только на территории жилища, но и носили на теле — особенно в летнее время. Например, бытовали поверья о том, что щучьи зубы хранят от укусов змей, а юным девушкам и невестам спрятанные под платьем щучьи зубы помогали избежать сглаза.Известно, что в Заонежье эту рыбу применяли в специальном обряде, который оберегал стадо скота от негативного внешнего воздействия. Также щука помогала увеличить поголовье скота, а при первом выгоне на пастбище щучью голову обязательно подкладывали под ноги коровам и быкам. Хороший рыбак всегда отправлялся на промысел с амулетом в виде щучьей челюсти. Охотничьих собак лечили порошком из высушенной рыбы.Щука в пермском зверином стиле Прикамья.«Пермский звериный стиль»— это совокупное название артефактов VII— XII в.н.э., представ-ленных преимущественно в виде бронзовых литых пластин. В огромных количествах их находили по всему Уралу и Сибири, но в особенности в окрестностях Перми. Смысл многих сюжетов по сей день остается загадкой, как и то — кто именно является создателем этих изделий.Чаще всего они приписываются чудским мастерам — поэтому иное их название «чудские образки». Читать подробную статью про пермский звериный стиль.В рамках нашего исследования интерес представляет то,что щука-ящер является одним из наиболее распространенных образов пермского звериного стиля (наряду с человеком-лосем,медведем в жертвенной позе,ликами-масками и птицелюдьми). Напри-мер, бронзовая фигурка под названием «Сарт — столетняя щука (ящер) с лапами» была найдена в устье реки Язьвы (левый приток Вишеры, Пермский край). Археологические исследования указывают,что изделие были создано в промежутке с VI по X век.Брон-зовых пластин с изображением щучьего или рыбьего ящера существует великое множе-ство, а споры о том — что именно за зверь или рыба на них изображены идут до сих пор. Впервые щука была названа «ящером» в описании альбома «Древности камской чуди», отрисованной по коллекции Теплоуховых.Там указано,что загадочное животное представляет собой симбиоз зверя и рыбы: голова и тело скорее рыбьи,а глаза будто принадлежат дикому зверю.Согласно пермским преданиям огромную щуку сотворил небесный бог Сол-тур. Затем он намеренно обезглавил свое творение, опасаясь жестокости хищницы. Однако щука сумела вновь создать себе голову и стала способна поглощать все живое на своем пути.Здесь мы видим щуку уже как жестокое,кровожад-ное существо,но при этом обладающее огромной жизненной силой и живучестью. Веро-ятно, подобное сочетание качеств делает щуку идеальным кандидатом на роль живого воплощения нижнего (Навьего) мира.Кстати, согласно другому старинному пермскому преданию, нельзя трогать старых щук, поскольку они являются сторожами нижней границы мира.Щука и Сварожий круг - созвездия славян.Невозможно не упомянуть о Сварожем круге — пути, по которому движется Солнце, преодолевая Небесные Чертоги (созвездия).Ясно что звезды на небосводе можно чисто визуально сформировать в разные созвездия — каждый народ в зависимости от своей мифологии, климатических условий и традиций увидит в них — то Лося и Орла, то Кенгуру или Эму. Сегодня во всем мире «закрепились» греческие варианты объединения и наименования звезд, привязанные к античной мифологии (Кассиопея, Андромеда, Персей и т. д.). Однако, в прошлом разные народы — не исключая и славян — называли созвездия по другому.
Существует версия о неком упорядоченном славянском зодиакальном круге (Сварожьем), который включал в себя 16 разных чертогов (созвездий), в том числе такие как Щука, Вепрь, Дева, Лиса, Волк, Медведь… (именно по этим чертогам движется Луна-Месяц в сказке «Колобок», когда то волк, то лиса откусывают от него по кусочку). Информация на этот счет довольно расплывчата и точный ее источник установить проблематично, поэтому есть риск, что все эти названия чертогов - это своеобразный «новодел», сочиненный кем-то в недалекие от нас времена. В то же время, есть вероятность, что это могут быть и реальные дошедшие до нас крупицы знаний, сохраненные кем-то и обнародованные не так давно. Предоставим читателю самому сделать выбор какой точки зрения он придерживается.Напишите в коммента-риях, если что-то знаете о зодиакальном круге славян непосредственно от своих предков.Как бы то ни было, если верить в существование данного Сварожьего круга, то Щука занимает в нем важное место и это еще раз подтверждает, что славяне относились к хозяйке вод с особым почтением.Связь щуки с христианством.Согласно поздним христианским представлениям, рыба вообще — это один из символов Христа. А поскольку на голове щуки есть характерная крестообразная кость, то она стала считаться оберегом и у некоторых христиан. Так, германские народы полагают, что крест на голове щуки символизирует страдания Иисуса Христа,а молоканы— последова-тели одного из христианских учений по схожим причинам осуждают употребление щуки в пищу.Также пресноводная рыба стала одним из проявлений Великой Матери. Так, согласно одному из христианских преданий,Всевышний создал щуку,чтобы у пресновод-ных рыб была царица,предводительница.Ихтис — акроним (монограмма) имени Иисуса Христа.То есть удивительным образом, даже при кардинальной смене мировоззрения с языческого (ведического) на христианское, щука осталась важным символом, к которому испокон веков относились с уважением.Щука на гербах городов в России:
Челигинское СП (Краснодарск.край), г.Щучье, Новошешминский район (Татарстан).
Выводы.Удивительная история, связанная с щукой, произошла в 1794 году: во время очищения воды в Царицынских прудах была поймана щука, на жаберной крышке которой было найдено кольцо с гравировкой: «Посадил царь Борис Фёдорович». Царь Борис Годунов управлял русским государством в период с 1598 по 1605 год, поэтому вывод был таков: рыбе, пойманной в Царицынских прудах не меньше 200 лет!"
(ст."На пограничье между жизнью и смертью: щука в фольклоре - кто она?",Журнал Снегирь,2023)


Рецензии