Монг. нуьд- и дарг. нед

Монг. НУЬД- и дарг. НЕД


Халха-монг. НУЬД(ЕИ) "глаз, глаза": дарг. НЕД, диал. нет, нутI, нит, нитт, ниттур, нетта "бровь".

Судя по даргинскому и его диал. формам явно имеет отношение к обозначению "лба" в ряде дагестанских языков.

Ав. НОДО, диал. нуду. В андо-цез. яз. НИДО, ГЬАнДУ, ГЬАНДУ, НАТIА, МАЬТIА и др. Дарг. литер. АНДА, диал. АНТТА. Лак. НЕНТАБАКI "лоб". В остальных нахско-дагестанских языках эта основа в значении "лоб" отсутствует. Лезгинские формы типа ПЕЛ, вероятно, указывают на родство с аварским "глаз" (БЕР),ср. ткж. армянское беран "рот", др.-греч. peri "обод, окружность" и пр.

Само собой понятно, что то что зрительно предстаёт перед нашим лбом,то мы и видим.

Мы считаем приведённый нами материал очередным случаем полного разгрома традиционной дагестанской филологии ДНЦ РАН и околонаучных построений московской лингвистической школы. Налицо отсутствие пресловутой языковой изолированности, лишённости внешних родственных связей за исключением якобы неких "прасеверокавказских заимствований в праиндоевропейский".Всё это ничем не подкреплено и стремительно обрушивается при первых же критических атаках. У нахско-дагестанских языков есть своя собственная категория, своё место- они могут считаться ПАРАМОНГОЛЬСКИМИ.



ВНЕШНИЕ СВЯЗИ

Др.-егип. НЕТР "фараон", хеттское HANTASHEPA "дух лба" (hanta "лоб")др.-греч. ANTAO "встречать кого-л., идти навстречу кому-л.",ANTA "прямо, напротив, в лицо".

То что лезгинское ПЕЛ "лоб" выглядит как родственное ав. БЕР "глаз" само по себе уже доказательство того, что понятия "бровь, лоб, глаз" могут так или иначе пересекаться между собой.

О МОНГ. СЕМАНТИКЕ

Монг. значение "глаз, глаза" всё же в самих монг. языках не могут претендовать на древность. Об этом свидетельствуют следующие монг. данные:

халха-монг НУЬДУЬР "чугунный пестик, колотушка (для толчения чего-л.)". Здесь прослеживается связь с нахско-дагестанской лексикой, означающей "лоб, лобное место", нуьдлэх "запоминать, замечать, сохранять в зрительной памяти"- обращает на себя внимание наличие значения "запоминать", что больше подходит работе мозга, головы, а не глаз.

Халха-монг. НУТАГ "родное место, родина, родное кочевье, родной край". Слова со значением "бровь" в ряде языков доказанно имеют связь с понятием "берег, возвышенность", а "лоб" - это южная сторона гор. Поэтому, при анализе самой монгольской лексики можно придти к выводу, что значение "глаз, глаза" вторично. Нахско-дагестанские языки в данном случае сохранили более архаичное значение.


Рецензии