О железных дорогах в США

Казалось бы, что  может рассуждать врач по профессии о железных дорогах. Ну, не скажите. Во-первых, он умеет читать и видеть. Во-вторых, у него могут быть друзья и родственники, работающие на железной дороге, которые могут делиться проблемами по работе. И, наконец, сам человек не только ездит по железной дороге, но и видит, что там происходит.

Впервые я увидел железную дорогу в 1955 году, когда вместе с родителями 80летним мальчишкой проехал по железной дороги от Хабаровска до Москвы, а от Москвы до Кавказских Минеральных вод и обратно в Хабаровск. Тогда пассажирские составы тянули паровозы.  Уже тогда я умел различать их. Один паровозы с тремя большими колесами по бокам и еще несколькими маленькими колесами тащили за собой пассажирские поезда, а с пятью колесами меньшего диаметра и еще колесами – грузовые составы.

Довелось мне ездить на поездах, которые тянули и тепловозы, и электровозы, и в различных вагонах – от общих до вагонов СВ. Это что касается личного знакомства с железнодорожным транспортом.

Мой младший брат и вся его семья – две жены и два сына, окончили Хабаровских институт железнодорожного транспорта. И брат всю жизнь проработал на Дальневосточной железной дороге, последние годы был заместителем начальника дороги и отвечал за технику безопасности. Работа у него был беспокойная. Он постоянно выезжал на происшествия на различных участках ДВЖД, которых хватало.

Кое-что о состоянии аварийности и их причинах я узнал в 80-е годы прошлого века от своего родного дяди, Виктора Степановича Пастернака, в то время заведующего отделом транспорта и связи ЦК КПСС, окончившего в конце 40- годов тот же институт, что и мой младший брат – ХабИИЖТ.  Дядя рассказал, что, когда во времена «горбачевского ускорения» на Белорусской железной дороге проявили инициативу и решили выполнять планы перевозок меньшим количеством работников, на дороге резко возросла аварийность. Ведь сократили не работников контор и других ИТР, а обходчиков путей, и те не могли следить за состоянием железнодорожных путей, рельсов, стыков, шпал, откосов. И составы стали сходить с путей, и затраты на устранение аварий и компенсацию стоимости грузов на БЖД во много раз превысили экономию от сокращение работников. И в конце концов, все вернули на свои места.

К слову, всевозможные инциденты и аварии на железной дороге, увы, не редкость, однако они практически всегда привлекают к себе пристальное внимание общественности. И дело тут не только в масштабности происшествия, ведь, согласитесь, авария на железной дороге то еще зрелище! Скорее всего, инциденты с участием железнодорожных составов пугают граждан во многом потому, что поезд в их представлениях, является одним из самых безопасных видов общественного транспорта.

Ну что с ним может случиться? Едет себе и едет по железной дороге, а пассажиры чаек попивают да в окошко смотрят! Это не самолет, при одной только мысли о котором у многих наших сограждан начинает нервно подергиваться глаз! Поезд - транспорт надежный и, самое главное, земной – во всех смыслах этого слова.

Но, к сожалению, даже самые надежные и проверенные временем транспортные решения порой дают слабину, и аварии на железных дорогах в последнее время становятся все более частым и все более массовым явлением. Вы, возможно, удивитесь, но лидером в данной неутешительной статистике считаются отнюдь не «страны третьего мира» и даже не Россия, а современная и продвинутая Америка.

По данным бюро транспортной статистики в период с 1990 по 2022 год в США было зарегистрировано 54 539 сходов поездов с рельсов – в среднем 1704 случая в год. При этом уровень смертности от таких инцидентов невысок, что, конечно же, не может не радовать.

Любопытно и то, что согласно федеральным данным, с конца 70-х годов прошлого века количество железнодорожных аварий сократилось более чем на три четверти. Только в 1978 году в США произошло 8763 схода поездов с рельсов, в результате которых погиб 41 человек!

Скажем так, аварии на американских железных дорогах, действительно, происходят чуть чаще, чем в какой бы-то ни было другой развитой стране. Однако до определенного момента на эту проблему смотрели сквозь пальцы: мол, ну, сходят поезда с рельсов, и сходят. Такое бывает. И этим моментом стала очередная авария с участием железнодорожного состава, ставшая причиной настоящей экологической катастрофы.

3 февраля 2023 года в штате Огайо с рельсов сошел грузовой состав компании «Norfolk Southern» со 150 вагонами, перевозившими токсичные химические вещества - в частности, винилхлорид, бутилакрилат, этилгексилакрилат, этиленгликоль, монобутиловй эфир, изобутилен и прочие горючие жидкости и производные бензола.

В результате аварии, произошедшей неподалеку от деревни Ист-Палестайн с населением 4700 человек, в воздух, воду и землю попали высокотоксичные химические вещества, ставшие впоследствии причиной крупной экологической катастрофы в данном регионе. На момент схода поезда с рельсов на борту находились машинист, кондуктор и стажёр-кондуктор, а причиной схода, как выяснилось позже, стала механическая неисправность.

Данный инцидент получил широкую огласку в СМИ и, конечно же, привлек к себе внимание общественности - в частности всевозможных активистов и борцов за экологию, которых всерьез обеспокоила ситуация с химикатами, попавшими в воздух и воду. И невольно возник вопрос: а что, если такое повториться вновь? И можно ли в принципе полагаться на железную дорогу в вопросах транспортировки столь опасного и токсичного груза? Ну а для того, чтобы ответить на эти и другие вопросы по теме, обратимся к матушке нашей истории…

На заставке: Железнодорожная авария в Огайо

Вообще, Америка - страна, обладающая внушительными габаритами, и, собственно, нет ничего удивительного в том, что железнодорожная сеть там считается одной из самых протяженных в мире. Кроме того, благодаря мягкому климату и по большей части равнинному рельефу, возможность обзавестись собственной железной дорогой у американцев появилась довольно рано.

Уже в 1830 году в штате Мэриленд на железной дороге между городами Балтимор и Огайо начали курсировать первые в США пассажирские поезда, а к 1838-му в 5 из 6 штатов Новой Англии существовало полноценное железнодорожное сообщение!

К началу Первой мировой войны американская железнодорожная сеть достигла рекордной длины в 400+ тысяч километров! Чтобы вам было с чем сравнить, даже в современной России общая длина железнодорожных путей не превышает 85,5 тысяч километров, а в Китае (в самом Китае!!!) - 124 тысячи километров.

Индустрия железных дорог в Америке развивалась семимильными шагами вплоть до начала «Великой депрессии» 30-х годов 20 века. В этот, мягко говоря, непростой для всей страны период популярность поездов значительно снизилась, а все из-за личных автомобилей.

Собственно, тогда же существенно снизился спрос как на пассажирские, так и на грузовые перевозки силами железнодорожных составов. На первом месте теперь стояли огромные грузовики, рассекающие по просторам Соединенных Штатов и развозящие грузы даже в самые отдаленные уголки страны.

Кроме того, в это же время стала более доступной для рядовых граждан и авиация, которая существенно выигрывала по скорости у поездов. Такими темпами к 80-м годам 20 века общая протяженность железнодорожных путей в стране сократилась почти в два раза. Однако, несмотря на этот факт, США и сегодня продолжают удерживать мировое лидерство по протяженности железных дорог - 293 тысячи километров!

Но вернемся к главному вопросу сегодняшнего материала: почему же аварии на американской железной дороге стали столь частым явлением? По мнению аналитиков, одной из основных причин аварий с участием поездов является то, что американские железные дороги и все, что с ними связано, находится в частной собственности, поэтому и единого централизованного управления и финансирования (в отличие от государственных) там нет.

Однако некоторую часть пассажирских перевозок государство все же контролирует. В противном случае в Америке остались бы лишь наиболее популярные маршруты, а все нерентабельные просто бы закрылись за ненадобностью. Вследствие того, что многие железнодорожные маршруты не работают в полную силу, там наблюдается повышенный износ всей инфраструктуры в целом и растет количество отказов узлов.

С финансовой точки зрения все логично: зачем вкладывать большие деньги и поддерживать жизнеспособность железнодорожного узла, который не приносит прибыли? Содержать его себе в убыток? Нет уж, капитализм так не работает!

Собственно, по причине того, что большая часть железнодорожной индустрии находится в руках частных корпораций, не желающих вкладываться в отрасль, не приносящую существенного дохода, по американской железной дороге циркулируют исключительно дизельные тепловозы, поскольку электричеством железнодорожные сетки оснащены менее чем на 1%, повсеместно используются деревянные шпалы (они дешевле), да и персонала, обслуживающего пути, катастрофически не хватает.

Частные компании экономят в буквальном смысле на всем: на квалифицированных машинистах и бортпроводниках (их также нехватка), на техническом обслуживании и ремонте. Однако, вы же помните известную поговорку: «Скупой платит дважды»? Так вот, невозможно получать достойную прибыль без соответствующих вложений. Так просто не бывает!

Ну а результат тотальной экономии виден невооруженным взглядом: человеческий фактор и изношенность (дефекты) железнодорожных путей, по мнению экспертов, являются основными причинами частых сходов поездов с рельсов. Причем сами рельсы также могут ломаться, в результате чего либо колеса вагонов рано или поздно начнут с них сходить, либо оси колес поезда со временем выйдут из строя из-за больших нагрузок и высоких скоростей, связанных с современным движением поездов.

Так что ларчик, на самом деле, просто открывается. И, как всегда, во главе угла стоят деньги…ну, или их отсутствие.


Рецензии