Почему в СССР мечтали взорвать атомную бомбу на Лу

https://lenta.ru/articles/2023/10/25/mooncrash/«Этот взрыв заметят во всем мире» Почему в СССР мечтали взорвать атомную бомбу на Луне?Когда на ядерную гонку наложилась еще и космическая, в США и СССР стали рождаться самые разные, подчас пугающе авантюрные проекты. Один из них предложил академик Зельдович, генератор идей, серый кардинал советской ядерной программы и такой же завзятый ловелас, как его наставник Ландау. Соответственно, человек темпераментный. Многие его идеи, рожденные спонтанно, попадали в яблочко. Но в этот раз он, кажется, погорячился. В 1957 году Зельдович решил утереть нос американцам, предложив привязать к лунному зонду атомную бомбу, взрыв которой и покажет, кто в этой гонке впереди. «Лента.ру» рассказывает, что из этого вышло.

«Яшка все-таки гений»
Яков Зельдович — единственный ученый без высшего образования, который стал академиком АН СССР. Ему было скучно на студенческой скамье, к тому же он всегда опережал образовательную программу.

Сфера его интересов никогда не укладывалась в какие-либо узкоспециальные рамки. Его интересовали физика, физическая химия, астрономия, космология. Он же предвосхитил появление синергии и теории катастроф. «Искусство любить» он также освоил в совершенстве, чему подтверждение — пять официальных детей от разных женщин, которые умудрялись между собой ладить и как-то делить гения. Самому Зельдовичу принадлежал перл, рожденный в дискуссии о форме и содержании: «Формы должны быть такими, чтобы хотелось взять их на содержание».

Академик Игорь Курчатов превозносил Зельдовича («Яшка все-таки гений»), известный физик-теоретик Лев Ландау отмечал, что ни один физик, исключая Ферми, не обладал таким богатством новых идей, как Зельдович. К тому же Ландау был больше теоретиком, а Зельдович чувствовал себя как рыба в воде и в теоретической, и в практической физике. Теоретикам на пальцах объяснял эмпирические аспекты, практикам — матчасть по теории. Не чужд был и лирике, щедро цитировал в своих работах поэтов-шестидесятников.

Снаряд для легендарной «Катюши» (а точнее — пороховая формула) тоже был разработан Зельдовичем, и немцы вплоть до конца войны так и не смогли разгадать его тайну.


Рецензии