Дни Савелия. Григорий Служитель

 Эпиграф: Frank Sinatra. My way/ Фрэнк Синатра. Мой путь

  Книга Григория Служителя не отпускает. Прочитав ее второй раз, я обратила внимание на многие детали, ускользнувшие от меня при беглом, запойном чтении. Еще лучше прочувствовала легкость авторского стиля, его иронию, образованность, которой награжден герой книги - кот Савелий. Судя по оформлению обложки, Савелий - alter ego автора. Это свободный дух, free spirit, независимая личность, которая находится в постоянном поиске себя и смысла жизни. Поэтому «Дни Савелия» экзистенциальный роман.

  Савелий не ищет легкой жизни, его голова занята «вечными вопросами». Он с легкостью изменяет свою жизнь, покидая насиженные места. Его имена меняются по прихоти хозяев. Но он остается верен себе, никогда не теряя собственной идентичности. Он не прогибается под этот мир, но и не пользуется случаем стать диктатором, когда ему предлагают такую возможность. Он – философ. Его влечет не охота к перемене мест, а поиск ответа на те вопросы, которые его занимают. После побега от своего первого хозяина, одиссея Савелия начинает напоминать road movie. Перед нами кинематографично проходят картины городской жизни, пейзажи разных районов Москвы, происходят встречи и столкновения с обитателями мегаполиса. Мы узнаем много разных историй…

  Скитания Савелия дают ему и нам возможность увидеть жизнь Москвы взглядом «маленького человека», в лучших традициях русской литературы. Это некая городская сага, почти автобиография, жизнеописание от рождения до смерти от лица самого героя. Эта книга, как интимный дневник, который вызывает щемящее чувство. Вместе с Савелием мы проживаем жизнь в городских джунглях, задумываемся о многих вопросах, которые его волнуют, сопереживаем перипетиям его жизни. Москва кажется ему огромной стройкой, символично, что его спасают гастарбайтеры… На его пути встречается много людей, добрых и злых и ни разу герой не выносит своего вердикта. Не выражает своего мнения по поводу происходящего, не дает оценок. Он, как поэт и философ, к добру и злу относится с равнодушием и просто продолжает поиск своего места в этой бурной жизни столицы.

 Людей на страницах книги много, но нет ни одного счастливого человека. И это грустно. Сам Савелий, пережив много испытаний, потеряв глаз, с обрубком хвоста, находит своё счастье неожиданно для себя самого; в своих размышлениях он не мог дойти до понимания того, что ему нужно для того, чтобы жизнь обрела полноту и смысл. Нельзя назвать эту книгу сентиментальной, но некоторые страницы очень трогательны и пронзительны. Особенно это относится к неожиданному, непредсказуемому финалу.


Рецензии