Потребность в осознании. Часть 2

В настоящее время этой особенности почему-то уделяется не так много внимания, хотя она способна буквально перевернуть представление не просто о психологии человека, а о психологии людей как вида. Благодаря этому, к примеру, можно изучить феномен отсутствия единства в людях, предотвратив тем самым глобально бессмысленные войны и научившись осознавать себя как единый вид живых организмов. На мой взгляд, это не менее важно, но отношения к основной мысли имеет мало.
 
Напоследок приведу результаты своих собственных наблюдений и экспериментов над собой за последние несколько лет. Стоит уточнить, что я сильно сокращу повествование, чтобы максимум из написанного соответствовало теме.
Несколько лет назад, будучи ребёнком, школьником, я был сыт и обут, жил в безопасном районе, имел немало друзей, учился на хорошие оценки, интересовался большим количеством различных предметов, идей и сфер, ценил красоту природы и порядок в доме, но когда дело дошло до развития своей личности, меня будто занесло не туда: я засомневался во всём достигнутом и ощутил неизвестное до этого ощущение — осознанность. Тогда я не понимал, что это, и стал активно тестировать, экспериментировать, чтобы разобраться в нём. В любой момент я словно мог перестать за него держаться, опустившись обратно в обычную жизнь, но мне хотелось узнать его более подробно, поэтому я рискнул и пожертвовал окружением. Став замкнутым, я продолжил наблюдать за своей реакцией в обыденных вещах: покупка продуктов, изучение новых материалов, прогулка и т.д. — и с каждым разом замечал всё более и более глубокие размышления над сутью этих процессов.
К примеру, что есть покупка? Корни покупки находятся в чьих-то мыслях, а сама она эфемерна и лишь придаёт структуры развитому человеческому обществу. Если навязать схожие правила группе обезьян, то, уверен, они смогут только обмениваться по заданному курсу (предположим, пять камней за один банан), но не торговаться — не указывать цену за свой товар/труд самостоятельно, не осознавать себя и свою значимость.
Совершенно любые размышления приводили к какой-то неизвестной в этом психологическом уравнении. А первым переломным моментом в моих догадках стало размышление о доверии людей: фактически никто из нас не уверен в том, что существуют другие люди, но почему-то изначально все относятся друг к другу на равных, человеческих равных.
Я не беру в расчёт военные исключения, которые тоже присутствуют, но даже встретившись лицом к лицу с врагом, вы оба, вероятно, изначально будете видеть друг в друге существо под названием "человек", с которым можно поговорить, на которое можно надавить, у которого есть слабости и прочее, а уже потом — врага.
 
Примечание:
Не поймите неправильно, я говорю не о внешнем сходстве или каких-то гормонах, витающих в воздухе. Я говорю о сознании и чувствительности. Тут уместно вспомнить эффект зловещей долины, когда человек смотрит на неживое, выглядящее, словно вот-вот заговорит. Он видит себе подобного, но не чувствует сознания внутри, — вот о чём я пытаюсь сказать.

Это происходит неосознанно, но диссонанс от понимания такого интересного процесса подтолкнул меня на мысль, что в каждом из нас существует некое "человеческое", прозванное нами сознанием, и оно каким-то образом улавливает присутствие другого сознания.
Но так как я не имел возможности исследовать взаимодействие сознаний, я продолжил экспериментировать над собой. К сожалению или к счастью, дальше наступил не самый приятный этап в моей жизни, при котором я был лишён почти всего ценного на тот момент, пошатнув даже низшие потребности из Пирамиды. Однако самое интересное произошло с потребностью реализовывать себя — мне по-прежнему этого хотелось, но я не мог, и с каждым днём всё больше терялось желание даже просто об этом думать, но я думал уже по привычке, по привычке приводя контраргументы уже к своим собственным аргументам, истязая себя этим, возненавидев знания, но придя к действительно важному пониманию.

 
[Иллюстрация Круга человеческих потребностей]
Для начала идут первостепенные потребности. Самая базовая человеческая потребность, без которой он не может быть человеком, — это потребность в осознании, осознании себя и других как отдельного вида существ.
Это происходит автоматически и является "тестом на осознанность". Как уже было написано, каждый осознающий себя чувствует другого осознающего, посему я считаю, что мы просто почувствуем, когда ИИ станет осознавать себя.
Затем, будучи человеком, появляется потребность в смысле, в мотивации делать что-либо, даже в причине жить.
Я не знаю, чем замотивированы дети или не отдающие себе в этом отчёт другие люди, но я точно знаю, что человек, не видящий причин жить, не будет зависеть даже от физиологических потребностей, поскольку еда, сон и остальное нужны для поддержания жизни в организме, получения какого-то удовлетворения от неё, и если человеку неинтересна жизнь, то смерть от голода или обезвоживания им не воспринимается за угрозу.
В итоге, когда человек осознаёт себя, когда у него есть причина жить, причина действовать, появляется вторая степень потребностей — Пирамида Маслоу. Учитывая наличие осознания и смысла в моём Круге человеческих потребностей, человек способен испытывать более высокие потребности, пока нуждается в примитивных.
***
Как и сказал в начале, я не знаю, была ли эта концепция предложена кем-либо до этого, но я искренне верю, что данный мною базис может стать началом чего-то большего в этой области науки. Я абсолютно точно допустил “ошибки”, но это не ошибки, а часть человеческого опыта на пути понимания себя
Чтобы изучать общество и передавать уже известные основы, Пирамида
Маслоу всё так же хороша, но если мы хотим узнавать больше нового
конкретно о человеке, то я считаю “Круг” более подходящим и
перспективным.


Рецензии