Анна Каренина. Л. Толстой. 2013

  После фильмов Соловьева и новой интерпретации с участием Киры Найтли, я решила очень медленно перечитать книгу и проверить свое отношение к героям. Надо сказать, что оно изменилось по сравнению с первым и вторым прочтением. Прежде всего, я впервые оценила глубину и тонкость описаний всего, что происходило в романе. Раньше я не замечала всех деталей и нюансов, которые делают эту книгу действительно классикой русской литературы. Такое впечатление, что Толстой влезает в шкуру каждого героя (даже собаки Ласки, от чьего имени есть несколько размышлений о происходящем). Все очень тонко подмечено, как будто ему известны все потаенные мысли и чувства каждого! героя, включая и второстепенных персонажей. Второй момент, который меня поразил, это неизменность происходящего в России. Все те же споры, все та же расстановка сил, то же равнодушие к общественной жизни, нежелание людей в деревне менять свои привычки и представления, неуважение к иностранным новшествам: технике, новым методам хозяйствования. Матрица та же. В 21 веке то же самое; т.е Толстой действительно описывает типическое, а не сиюминутное. Глубоко понимает характер русского народа. Дальше, впервые я заметила, что в книге есть и юмор. Сцена у Лидии Ивановны ,когда приходит Каренин и Стива и решается судьба Анны. Там такой гротеск и  сатира на происходящее, что ясно понимаешь всю степень презрения автора к заезжим спиритам и пр. Сцена очень смешная. Стива чуть живой выбирается от них и с трудом приходит в себя.

Теперь о главных героях. Как ни странно, для меня в это прочтение главным стал…Вронский. Раньше все мое внимание концентрировалось на Анне и это казалось естественным. А сейчас я очень внимательно отнеслась к ее избраннику и увидела, что к нему не придраться! Он описан с самого начала очень сочувственно и с большим уважением. На последних страницах мы встречаем его постаревшего, утратившего интерес к жизни на благородных ролях: он за свой счет везет эскадрон солдат на войну в Сербию. Его отношение к Анне безукоризненно. Он выходит в отставку, погружается в новые, непривычные для него заботы  по хозяйству, которое он обустраивает с большим размахом, выказывая интерес и понимание происходящего. Он хочет принимать участие в общественной жизни. У него активная жизненная позиция. Он терпит претензии Анны, частые смены ее настроений, старается во всем идти ей навстречу, понимая всю сложность ее положения. Сама Анна раньше казалась мне  недалекой, истеричной  и несчастной. Сейчас я увидела ее иначе. Она оказалась очень дельной женщиной, не потерявшей  себя в деревенской глуши; она была в курсе не только всех литературных новинок (Доде, Золя), но  читала и книги по архитектуре, так что могла вести беседу с архитектором, и даже что-то посоветовать Вронскому в его делах по устройству поместья.  Она достойно держалась с теми немногими посетителями, которые заезжали к ним в гости. Обсуждала с гостями картины новых французских художников. Невозможность продолжать жизнь с Карениным, разрыв со светом, говорит о цельности ее натуры и глубине чувства к Вронскому. Трагическая развязка произошла на фоне бесконечного ожидания ответа из Петербурга от мужа, с решением о разводе с одной стороны и унизительного  инцидента в театре с другой. Анна была on edgе/взвинчена уже длительное время.

 Это одна причина. В 21 веке исследователи обратили внимание на ее употребление (а может быть и злоупотребление) опиумом. Без сомнения она была то, что по-английски звучит Under the influence.Нервы ее были расшатаны и взвинчены. Отсюда смены настроений, цикличность, приступы ревности.  Мысль о смерти появлялась и исчезала, она хотела разорвать с Вронским и уехать куда-нибудь. А в другую минуту, хотела наказать его и заставить раскаиваться за его поведение (перед ней были закрыты все двери в Москве, а он  мог беспрепятственно появляться где угодно, от клуба до любого салона). Она оставалась одна, и ее больное воображение рисовало ей ужасные картины его измены. Они действительно были в неравном положении, а если принять во внимание, что Анна сама не могла себе простить, что бросила сына и не могла найти поддержку у Вронского в этом, то ее состояние к моменту развязки было на пределе. В тот  роковой день она была не в себе после плохой ночи, и у нее было, выражаясь современным языком, искаженное сознание. В поезде все люди казались ей злобными. Все окружающее - враждебным. Известие на станции о том, что Вронские послали коляску за княгиней Сорокиной и ее дочерью, стало последней каплей. Еще раз хочу отдать должное Толстому. Как мастерски он подвел ее к роковому шагу.
 
Не могу согласиться с интерпретацией Бориса Эйфмана, который бесчисленное количество раз в интервью утверждал, что Анна лживая, порочная женщина. Конечно, это не так. Анна просто ЖЕНЩИНА, которая имела несчастье полюбить, находясь в браке с нелюбимым человеком. Она не хотела бросать вызов обществу, ей хотелось просто быть рядом с любимым, но этому не суждено было долго длиться.

  Мое отношение к остальным персонажам тоже претерпело изменения. В юности линия Китти-Левин казалась мне слащавой (кроме известного объяснения в любви). Явно чувствовалось противопоставление двух пар не в пользу Анны и Вронского, мне не нравилась известная дидактичность замысла. Сейчас мое отношение к противопоставлению изменилось. Для меня эти такие разные пары просто две стороны одной медали: разные лики любви; здесь нет лучше и хуже, они равны, их отношения равнозначны. Левин alter ego автора, а современный читатель знает, чем закончилась семейная жизнь Толстого, и его уход из дома осенней ночью  отбрасывает тревожную  тень на счастливое начало семейной жизни Левина.  Поиски смысла жизни Левина, его неудовлетворенность даже на фоне идеальной женитьбы вызывают уважение, хотя за этим стоит, прежде всего «вселенский ужас» смерти, который испытал сам Толстой.

  Мне очень импонирует старый князь Щербацкий с его трезвым, прагматичным умом. Стива не вызывает отторжения несмотря на его измену. Может быть, потому что он искренен и в измене и в раскаянии. Толстой так сочно описывает его, что невольно проникаешься к нему симпатией. Кроме того он честен по московским понятиям, а это для автора гамбургский счет. Прекрасно схвачены все второстепенные персонажи, княгиня Мягкая, Бетти Тверская, Лидия Ивановна, Сергей Иванович. Московская интеллигенция ведет разговоры, которые ничего не решали и не решили в истории России. Каренин вызывает разную гамму чувств, его образ не одномерен, мы видим и всплеск благородства и всепрощения и упрямое следование  христианским «принципам».
 Система двойных стандартов всегда существовала, и будет существовать в любом обществе. «Падшая женщина» Анна Каренина не смогла удержаться на высоте своего положения. Я не считаю, что ее погубила недозволенная, по мнению света (и автора) , страсть. Ей не хватило женской мудрости, которая, может быть, приходит с годами, ее захлестнуло эгоистичное желание владеть Вронским единолично, она слишком чувствовала свою вину перед сыном, и в этом ей никто не мог помочь, а она не могла быть вполне счастлива в том раскладе, который ей уготовила судьба. Ее взвинченное состояние,  усугублённое употреблением наркотических веществ, отрезанность  от общества, вернее полная изоляция, зависимость  от общественного мнения, частое одиночество,  неминуемо должно было привести к катастрофе. Возникает вопрос , почему она не нашла и не искала утешения в дочери от любимого человека.  Мне кажется, что огромный комплекс вины перед сыном создавал некий эмоциональный блок. Каждый раз, видя дочь, она вспоминала Сережу и не могла полностью отдаться чувству к дочери. У дочери все было в полном порядке, а ее любимый сын был с ненавистным ей человеком. Вронского  задевало это равнодушие, и один раз он позволил себе замечание на этот счет. Кстати, он хотел еще детей, а Анна – нет. У нее было два солнца: сын и возлюбленный, ее можно понять. Красота Анны неоднократно подчеркивается в романе во все периоды ее жизни. Интересно была ли здесь скрытая полемика с Достоевским, с его постулатом, что красота спасет мир? Красота не спасла Анну и оказалась разрушительной силой для всех, кто ее окружал. Она погубила двух мужчин и оставила двух сирот. Таковы взгляды Льва Николаевича Толстого на роль и место женщины в семейной жизни в 80-е годы. В конце его собственной жизни его жена была глубоко несчастна и сама стала причиной его несчастья. Дети, кроме Александры, не приносили ему утешения и были чужими людьми. Жизнь разбила все  его правильные размышления и верные постулаты и в этом его трагедия. Но  его поиски  смысла жизни и стремление найти свое предназначение не могут не  вызывать уважение.


Рецензии
в заметке вы пишите о книге... не о фильмах...
мне добавить нечего... свое вИдение написал и вы его читали...

Валерий Кувшинчиков   19.07.2024 11:56     Заявить о нарушении