Сунь-цзы

Кто только о каноне Сунь-цзы не писал! Читал я многих. Вот еще попалась книга, которую с китайского перевел и дал комментарии В.В. Малявин. Нельзя пройти мимо. Что я узнал в этот раз?
«Военный канон написал известный полководец Сунь У. Читать его нужно (изучать) медленно и вдумчиво. Сунь У известен как победоносный полководец южного царства У, которое находилось в нижнем течении Яньцзы. Стал широко известен благодаря «Историческим запискам» Сыма Цяня. Сам канон был отпечатан с деревянных дощечек в 1080 году.

Сунь У был уроженцем Севера - царство Ци. Хотя был из известной семь Тань, жил в уединении вдали от мира и люди не знали о его талантах, Он был на несколько лет моложе известного ученого и учителя Конфуция. Когда попал в опалу и умер его дед Сунь в 518 г до. н.э. бежал в царство У.
Он там поначалу не воевал, а по указу правителя занимался тренировкой наложниц. Правитель хотел проверить воинские качества Сунь У. Фаворитки его не слушались и воинские команды не выполняли. Когда он казнил двух, дело пошло на лад и правитель убедился в навыках Сунь У. Только лично у меня насчет них возникли сомнения. Ведь о воинской службе Сунь У нигде до этого не упоминалось. Где же он эти навыки приобрел?
Тем не менее государь Хэлюй поручил ему возглавить военную кампанию против могущественного царства Чу. История этой войны достойно описана. Сунь не стал опрометчиво бросаться на противника, выгадал момент и сумел одержать пять побед над двухсоттысячной армией противника, имея только тридцать тысяч.
Позднее он разбил войска царства Юэ на юге, а на севере царства Ци и Цзинь. О его дальнейшей судьбе и смерти ничего не известно. О нем вспоминали Сыма Цянь, Бань Гу (В истории ранней Хан). В 3-м веке известный полководец Цао Цао (155 – 220) написал к труду Сунь-цзы комментарии.

Есть мнение, что действительным автором канона был не Сунь У, а Сунь Бинь, который жил в 4-  веке до н.э. и был советником главнокомандующего армии Ци. Сыма Цянь пометил, что оба военачальника относились к одному роду
Комментаторами Сунь-цзы, кроме Цао Цао, были Мэн, Ли Цюань, лирический поэт Ду Му, Чэнь Хао, ученый Цзя Линь.
В 1950 году появилось русское издание «Сунь-цзы» в переводе академика Н.Н. Конрада.

Из канона сделал выписки на память:
Важно, чтобы верхи и низы имели единые помыслы и симпатии, одно понятие о пользе и вреде. Тогда люди возвратятся к добродетели (дэ), силы людей найдут применение, и ни в ком ни будут корысти.
Излишняя доверчивость – это глупость. Все добродетели должны находиться в равновесии.
Комментарии Цао Цао: «Следует контролировать соотношение сил (цюань). Дождись, когда в стане противника наступит разброд, ослабнет бдительность, с помощью шпионов посей в нем раздор».

Бывает, что и бездарный полководец побеждает, если действует быстро. Стремительный бросок сокола позволяет ему схватить добычу. Дистанция для атаки должна быть короткой (не превышая 50 шагов).
Чжухоу – собирательное название состоятельного сословия.
Лучший вид деятельности – это поразить замыслы противника. Об этом я уже читал, когда штудировал китайские «стратагемы». Наихудший вид деятельности – напасть на крепость противника. Это тоже из этой области. Стратегия – по-китайски «моу», а точнее «моу люэ». Современная понятие «военная стратегия» - (чжань люэ)
Если люди будут любить тебя и бояться – непременно победишь.
Невозможно остановить войско в наступлении, также как трудно преградить воду вырвавшуюся из теснины.
Число «девять» в Китае, как самое предельное имеет особое высшее качество. Земной мир по китайским представлениям состоит из девяти областей, а небеса из девяти слоев.

Война – это путь обмана.
Вести в бой множество людей – все равно, что вести в бой небольшое их число, все дело в форме и сигналах (бунчуки и флаги, звуки барабанов и гонгов). Музыкальных гонгов не более пяти, но все изменения в пяти тонах, цветов тоже пять.
Духовная сила, как натянутый лук, удар наносишь, как стрела слетает с тетивы.
Потенциал войска (бин ши). Знак «фан» - квадрат; знак «юань» - круглый.
Самое трудное в борьбе двух армий, говорил автор канона, это превратить кривой путь в прямой, а из несчастья извлечь выгоду.
Комментатор Цао Цао советовал «никогда не выступать в бой сразу после перехода на сотню ли». В этом случае дух у армии снижается, а им нужно уметь управлять и нападать на противника, когда у него дух (ци) увядает. Дух человека в сердце, и потому благодаря ему полководец может воевать. Окружая противника, надо обязательно оставлять ему путь отхода, иначе он будет храбро и стойко сопротивляться.

В местности, где сходятся владения разных царств, ведутся переговоры и заключаются союзы. Это можно сказать, про мою пограничную службу.
По мнению автора канона, для полководца существует пять опасностей:

1. Если он будет искать смерти, он легко может погибнуть.
2. Если он будет думать только о спасении жизни, он может легко попасть в плен .
3. Если он чересчур вспыльчив, его легко можно рассердить.
4. Если он чересчур щепетилен, его легко можно оскорбить.
5. Если он чересчур добр к людям, его легко можно поставить в затруднительное положение.


         О Сунь У есть продолжение в книге Чжан Сяофана "Пусть соперничают сто школ". Речь о периоде  Чуньцю с 770 до 476 года. Первым по книге нам встречается именно Сунь У, который из царства Ци переселился в царство У. Местному вану понравился труд Сунь-цзы «Искусство войны» из 13 глав, но он решил его (искусство) проверить и попросил организовать «небольшую строевую подготовку». Как вам? А я сразу вспомнил свою срочную службу и как мы проклинали нудную шагистику.
И вот, когда Сунь-цзы натренировал даже женщин из дворцовых покоев, ван назначил его главнокомандующим.
       Дед и отец Сунь У (второе имя Чжан-цин) были полководцами, и он с детства наблюдал за военными действиями. Жил он в области Лэянь в царстве Ци, перебрался в царство У, познакомился с У Цзысюем. Взгляды их совпадали и они стали близкими друзьями. Предполагается, что Сунь был современником Конфуция.(551-479 гг.).
В царстве У жил отшельником и потому составил свой знаменитый трактат «Искусство войны».
У Цзысюй стал министром и посоветовал вану Хэ Люю (512  г до н.э.), собравшемуся воевать с царством Чу, назначить Суня советником. Так он стал командующим армией. Совершил удачный поход и одержал в местечке Байцзюй решительную победу над 200000 войском царства Чу, заставил вана поменять столицу.
За всю свою историю Сун принимал участие во многих сражениях. Итоги его деятельности подвел Сыма Цянь «На западе усцы разбили сильную чусскую армию и вступили в столицу Ин, на севере создали угрозу для Ци и Цзинь. Так Хэ Люй прославился среди чжухоу. Во всем этом есть заслуга Сунь-цзы».

Трактат Сунь-цзы составлен ранее, чем первый древнегреческий труд по военному искусству «Анабасис Кира» Ксенофонта в 403-355 гг. до н.э., а также книг «Стратагемы» и «Краткие изложения военного искусства» римских военных теоретиков Секста Юлия Фронтина (приблизительно 35-103 г. н.э.) и Публия Флавия Ветеция Рената (конец 4 века.
Военные специалисты, как в прошлом, так и сегодня почитают Сунь-цзы, как родоначальника и мудреца военной философии.

Сунь считал, что победы и поражения в войне зависят от пяти факторов: Путь, Небо, Земля, Полководец и Законы, из которых Путь стоит во главе. «Лучше всего не нападать на крепости и не захватывать земли, когда можно победить без сражения». Война держится на обмане, на сборе информации и шпионаже, подготовке к войне и перехвате инициативы – вот его главные постулаты. Сунь предлагал управлять противником и не давать ему управлять собой.

Вот такие восточные, древние правила. Они приемлемы и в настоящее время.

 



 


Рецензии