Район Трёх дураков

   
     Фото из интернета
 
     Мой друг Борис Михайлович Рядуев (Царство ему небесное), художник-дизайнер, с семьёй жил на улице Халтурина на 1-м этаже дома недалеко от Зимней канавки. Место очень хорошее, историческое, престижное.  В 70-80 годы его семью стали всякими способами вынуждать выехать из квартиры в новый район. Причину называли – дом будут капитально ремонтировать, или передадут общественности.
      
     Пришлось им переехать на Хасанскую улицу, почти в последний дом.  Транспорта рядом нет, магазинов тоже, а на работу Боре надо в ГОИ (Государственный оптический институт), где БАН (Библиотека Академии наук). Как мне было жалко его семью. Зачем Боря согласился выехать, не понимаю.  Позже, проходя мимо своей прежней квартиры, Боря говорил, что на окнах висят занавески и чувствуется, что там живут.  Ему было здорово обидно, но гордость не позволяла отвоёвывать утерянное.

    Они прижились в новой квартире. Хасанскую улицу затем переименовали в проспект Наставников. Когда Бориса спрашивали, где он живёт, он отвечал: В районе «Трёх дураков». Так народ прозвал тот район с проспектами Ударников, Энтузиастов и Наставников. Кстати, некоторые знатоки называют вместо пр. Наставников пр. Передовиков. В интернете можно найти названия «четырёх» и «пяти» дураков, но это не имеет значения. Теперь эти выдумки редко услышишь, прошёл на них спрос. Раньше не задумывались над этими прозвищами, просто смеялись. Молодые были. А сейчас мне не смешно.
   
     Почему район с этими проспектами в честь известных в то время рабочих специальностей (вернее, не специальностей, а общественных обязанностей старых опытных мастеров) так народ обозвал? За что?
     В те времена, когда появились на фабриках и заводах эти названия, мы, работавшая молодёжь, над рабочими, которые обучали нас, молодых, не смеялись, а гордились ими. Эти энтузиасты красовались на досках Почёта, получали заслуженные награды и пользовались уважением.
   
     Меня, как и других ребят, учили мастерству пожилые рабочие, которые в те времена не получали пенсий. Пенсии выдавали военным, мастерам и высокому начальству (если не ошибаюсь).   
     Первым моим наставником после 10-тилетки, или бригадиром, был усатый старичок, похожий на Якубовича, любивший выпить, но хорошо разбиравшийся в электрохозяйстве. Ему было 70 лет, и он продолжал работать. Это шёл 1955/56 год.
     Один год проработав с ним электриком по обслуживанию в Кронштадтском Морском госпитале, я уже мог работать даже под током самостоятельно. Я ему очень благодарен за обучение и науку.
   
     Следующие годы я работал в бригаде судовым электромонтажником в Морском заводе в Кронштадте. Бригадиром у нас был Вася Суров, 1927 года рождения, хотя с небольшим образованием, но опыт работы на кораблях имел большой и делился с нами, подчинёнными.
     Как я могу этих людей и названные в их честь проспекты обозвать дураками? Конечно, нет. Было такое время, когда не хватало рабочих рук и обучать молодёжь приходилось наскоро. Вот этим делом и занимались опытные рабочие. И это было правильно.   А эти прозвища, возможно, придумали злопыхатели, не державшие в руках ни молотка,  ни электродрели.
   
     Хорошо, что стали забываться эти несуразные прозвища улиц, районов и т.п. Если только в шутку, вспоминая былое. А эти улицы, проспекты и районы сейчас не хуже других обустроены и людям нравятся там жить, чем на людном Невском и в других «развлекательных» местах.
     Мне не стыдно сказать тем, ушедшим от нас, людям большое спасибо за их неоплачиваемый труд по нашему становлению как специалистов своей профессии. В жизни всё это пригодилось.
                Окт.2023.


Рецензии