Сословное чванство

   Очередной телеперсонаж (не буду называть фамилию) скромно, но с плохо скрытой гордостью сообщил нам, что имеет дворянское происхождение. А я то думал, что эта ветрянка, поразившая нас с начала перестройки, уже сошла на нет.

   Почти все вдруг оказались потомственными дворянами. В родстве с Романовыми, Рюриковичами и Гедиминовичами. Похвалялись наперебой, козыряя XVII, XVI и аж XIV веками. И кино, и литература тут же откликнулись на эту эпидемию. Новые киногерои оказались по происхождению дворянами или у них объявились благородные зарубежные родственники с богатым наследством, замками на берегах Луары или Нормандском побережье («Зимняя вишня» и проч.). Однозначно полагалось, что новый дворянин принадлежит к элитному высокоморальному благородному сословию.

   Не сомневаюсь, что человек вправе гордиться своими предками. Но гордиться можно отдельными славными их представителями – полководцем Багратионом, историком Карамзиным или геофизиком князем Голицыным, создателем науки сейсмологии, на которой основана вся современная нефтепоисковая практика. Впрочем, точно так же, как крестьянином-помором Ломоносовым или крепостным художником Аргуновым. Но гордиться принадлежностью к какому либо сословию? Что это? Глупость? Да нет. Среди новообращенных дворян достаточно людей умных. Скорее это непреодолимое желание выделиться, даже в ущерб здравому смыслу. Плюс некая ограниченность и невежество в вопросах истории.

   Разве не дворяне сотни раз в нашей истории демонстрировали лживость, подлость, коварство, тщеславие и трусость, жестокость, клятвопреступность и отцеубийство.
Разве не князья Вяземские и Басмановы, Одоевские и Хованские возглавили опричнину? Да и сами 6 000 опричников разве не были на 90% русскими дворянами? Опричников, которые по приказу (и без приказа) садиста Ивана IV Рюриковича прилюдно насиловали боярских жен и дочерей, обливали кипятком и сажали на кол, сдирали кожу с живых людей. Во время избиения ни в чем не повинных новгородцев вспарывали животы беременным женщинам, а младенцев топили в Волхове, привязав к матерям. Разве не Вяземский и Басмановы (отец и сын) лично пытали людей в специальной пыточной камере Александровой слободы. Разве не дворянское опричное войско во главе с царём трусливо бежало в Ярославль от крымского хана Девлет-Гирея, оставив Москву на сожжение, а тысячи москвичей на угон в рабство. Разве не дворянин Фёдор Басманов, царский наложник, по приказу Грозного убил собственного отца?

   Разве не знатнейшие бояре Салтыков, Голицын, Шереметьев, забыв «крестное целование» царю Борису, без боя сдали армию и побежали «виниться и каяться» к самозванцу Лжедмитрию I ? А князья Голицын и Мосальский с подручными июньским утром 1605г ворвались в дом Годуновых, удавили царицу Марию, безоружному "тишайшему" царю Федору вырвали половые органы и размозжили голову, а любимую дочь Годунова европейски образованную красавицу Ксению принесли в дар самозванцу «любострастия ради».

   А сколько раз, преступив прежние клятвы, наперебой целовали бояре крест то Годунову, то подслеповатому злодею Василию Шуйскому, то Лжедмитрию II? И Голицыны, и Шереметьевы, и Шаховские, и Куракины, и Басмановы, и Долгорукие, и Мосальские, и Салтыковы. А не то же ли произошло в 1917г ? Горько записал в дневнике великий князь Николай Михайлович Романов: «В течение 48 часов буквально все предали государя – вельможи, военачальники и царедворцы, ещё вчера угодничавшие и льстившие».

   Особенно позорным было лизоблюдство бояр при «дворе» Лжедмитрия II (Матвея Веревкина), который, в отличие от образованного первого самозванца, был свиреп и безбожен, беспрерывно бражничал и злодействовал. Зверства окружавших его "тушинцев", среди которых было полно представителей знатнейших фамилий, подробно описаны современниками. Здесь в Тушине, быстро выросшем до 100 000 жителей, была своя боярская Дума, в которой заседали родственники Романовых князья Сицкие, Черкасские, Грамоткины, Чичерины и другие. Был и свой святейший патриарх – отец основатель будущей династии Романовых - Филарет Романов. Династия Романовых и далее не будет безупречной. Достаточно вспомнить Николая Константиновича Романова, племянника Александра Второго, который ради танцовщицы Фанни Лир, не только украл драгоценности матери, но и изуродовал семейную реликвию - Икону Божьей Матери, выковыряв из неё драгоценные камни.

   Попробуйте отыскать дворянскую династию, все представители которой были безупречно благородны. Может быть князья Волконские? Пётр Михайлович – генерал-фельдмаршал герой войны 1812г. Сергей Григорьевич - герой 1812г, прототип Андрея Болконского. Мария Николаевна, возглавившая исход жен декабристов на каторгу вслед за мужьями, и другие. А как же тогда быть с князем Владимиром Андреевичем, сменившим воеводу-садиста Мещеринова, чтобы завершить избиение и ограбление сотен монахов-староверов Соловецкого монастыря.

   Недаром классики русской литературы относились к дворянскому сословию без пиетета. Все помнят Троекуров и Швабрин у Пушкина, многих отрицательных героев Лермонтова, Достоевского, Гоголя, Чехова, не говоря уж о Салтыкове-Щедрине.
 
  Не вызывает сомнения, что российские дворяне по «набору положительных и отрицательных качеств» ни чем не отличались от других российских сословий. Так что, давайте гордиться своими славными предками: государственными деятелями и полководцами, художниками и писателями, купцами и путешественниками, мастеровыми, создававшими красивые удобные вещи, и крестьянами, кормившими народ. А особенно, благотворителями, как великими, дарившими России Третьяковские галереи и странноприимные дома (Склиф), так и малыми, отдававшими рубашку погорельцам. А сословное чванство признаем умственной ограниченностью и исторической безграмотностью, кто бы его не проявлял, представители известных фамилий или ваш сосед по лестничной площадке, даже если он Голицын или Куракин.


Рецензии