Рекрутские наборы в Тёпловско-Саконской вотчине

Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Один десятерых не одолеешь. Помощь Божия нужна. Молись Богу! От него победа. А.В. Суворов

Война – священное дело для тех, кто принимает ее по необходимости в защиту правды, веры, Отечества. Святитель Филарет Московский

Уездные предводители и депутаты Нижегородского дворянства, прибывшие 25 мая (ст. стиль) 1854 года в губернский город на совещание, «…имели рассуждение о единодушном патриотическом желании быть участниками в пожертвовании по случаю настоящей войны», а также они решили, движимые вниманием и заботою о «призрении и обеспечении содержанием семейств безсрочно-отпускных чинов Армии и Флота, призванных ныне на действительную службу», принять решение о выделении помощи.

На губернском совещании было определено: из процентов с капитала, обращающегося в Нижегородском Александровском Губернском Дворянском Банке отделять ежегодно по семи тысяч рублей серебром на обезпечение содержанием «семейств чинов Армии и Флота» во все время войны до возвращения мужей их на родину, сверх того призрения и содержания семейств на уровне 1848-1849 гг. Раненым же и увечным «нижним чинам», которые будут возвращаться с поля сражений на свою родину, давать особое денежное пособие из сумм Дворянского банка. Таким образом, особую заботу о семьях рекрутов, ушедших на Восточную (Крымскую) войну, проявили представители нижегородского дворянства, владеющие капиталами в банках.

Нижегородцы также торжественно подтвердили, что они «верны своему призванию и наследственной доблести предков своих, бывших первыми защитниками Веры, Царя и Отечества в 1612 году, готовы жертвовать и ныне, как и тогда, своею жизнью за Царя и достоянием своим на пользу Отечества!»

Оглядываясь на историческое прошлое России, изучая причины и последствия конфликтов великих держав, все яснее из глубины времени восстает облик простого рядового солдата, на чью долю выпадали огромные испытания и которые он преодолевал, побеждая. Во время Крымской войны на всех территории России проводились дополнительные рекрутские наборы в связи с необходимостью укреплять ряды сражавшихся солдат действующей армии.

Документы середины 19 века возвращают нас к давней, по человеческим меркам, исторической эпохе. Эти события обсуждались в многочисленных военных монографиях и мемуарах их участников, включая отечественные и зарубежные источники. Но когда смотришь на ставшие ветхими от времени страницы «Перечневых Ведомостей», написанные гусиным пером красивым каллиграфическим почерком, где чётко указаны фамилии и имена будущих солдат только начавшейся Восточной (Крымской) войны, начинаешь как-бы заново, подобно их близким родственникам, переживать, надеяться и верить, что эти рекруты вернутся домой живыми и невредимыми!

Списки рекрутов составлял бургомистр Тепловско-Саконской вотчины Иван Андреевич Раков для представления в Нижегородский рекрутский комитет. Эти кажущиеся нам сегодня старыми, ветхими и ненужными бумаги были, в своё время, важными документами и имели определяющее значение для судеб тысяч молодых людей…

С началом Восточной (Крымской) войны в Тепловско-Саконской вотчине Нижегородской губернии проводилось несколько рекрутских наборов. Рекруты призывались на воинскую службу по разнарядке: из каждой тысячи – 12 человек, старше 21 года.. (1)

По возрасту призывники-рекруты были примерно ровесниками Иоанна Терентьевича Яшина из села Теплово ставшего, впоследствии, уважаемым подвижником благочестия, который, как единственный сын в семье, не был призван в армию

Среди документов Российского Государственного Исторического Архива сохранились «Ведомости 9-го и 10-го частных наборов» - поименные списки рекрутов и их ближайших родственников, мужчин из одной семьи. Рекруты были из крупных сёл Теплово, Саконы, Гремячево, Поляны и из деревень Туртапки, Ломовка, Шилокша и Липовка, расположенных вдоль течения реки Тёша, притока Оки. Эти населённые пункты и в наши дни отмечены на карте Нижегородской области, где продолжают жить потомки участников сражений Восточной (Крымской) войны.

В рекрутских списках 1850-х гг. приводился состав других мужских представителей семьи. Такая традиция складывалась с учётом того, чтобы крестьянское домашнее хозяйство не было брошено и запущено в случае гибели рекрута и было кому и далее поддерживать жизнь в селе. Об этом специально от имени Военного управления предупреждались те, кто был ответственный за составление списков рекрутов.

Многочисленные тяжёлые работы - рубка, обработка и сплавка леса, посев зерновых культур на полях, плетение прочных веревок и канатов из стеблей конопли, в том числе для нужд армии и флота, изготовление деревянных и металлических изделий и т.д. – все эти ремесла и занятия, преимущественно, мужского населения Ардатовского уезда Нижегородского края в середине XIX века – являлись составной частью экономического могущества державы - Российской империи.

Комплектование действующей армии проводилось со времен императора Петра I на основании «Устава воинского», изданного в 1716 году, посредством рекрутской повинности, которая давала ежегодно к середине 19 века около 80 тысяч человек. В царствование Николая I войска получили деление на три группы: действующие или линейные, местные (гарнизонные батальоны и команды различных наименований) и вспомогательного назначения (корпус жандармов, образцовые и учебные войска). 

К январю 1853 года сухопутные войска Российской империи включали: 532 батальона, 224 эскадрона, 105 пеших, 30 конных и 4 горных батареи (1380 орудий) и 9 саперных батальонов; резервных и запасных – 16 батальонов, 24 эскадрона, 10 пеших и три конных батареи (64 орудия) и 2 саперных батальона; 53 батальона внутренней стражи; до 1200 частей и команд разных наименований. Генералов и офицеров числилось 27716, нижних чинов – 968382.

На вооружении армии было ручное огнестрельное оружие – гладкоствольные кремневые и ударные ружья; последние начали вводится с 1845 г. Холодное оружие – тесак в пехоте, шашки, сабли, палаши и пики в кавалерии. Полевая артиллерия была вооружена 6-ти и 12-ти фунтовыми пушками и единорогами.

В 1798 году император Павел I утвердил «Штаты российских флотов», по которым положено было иметь в Балтийском море 45 кораблей, 19 фрегатов, гребных судов – 12 фрегатов, 30 плавучих батарей, 12 бомбардирских катеров, 200 канонерок и около 150 мелких судов; в Черном море – 15 кораблей, 10 фрегатов, гребных судов – 4 фрегата, 10 батарей и 100 канонерок.

При императоре Николае I русский флот участвовал в сражении при Наваррине 8 октября 1827 года, крейсируя около Кавказского берега, препятствовал торгу невольниками и подвозу горцам военной контрабанды. Главным командиром Черноморского флота был адмирал Лазарев, из школы которого вышли адмиралы Нахимов, Истомин, Корнилов и другие герои обороны Севастополя в Крымскую войну.

 В Наварринском сражении пал смертью храбрых Пётр Дмитриевич Дурново - старший сын Марии Никитичны Дурново (урожд. Демидовой), которая принимала в 1837-42 гг. участие, наряду с местными жителями, в строительстве Свято-Троицкого храма в селе Теплово Саконской вотчины.

Срок службы солдат со времен императора Петра I был пожизненный, но затем реформы в армии под руководством П. А. Румянцева-Задунайского и Г. А. Потемкина-Таврического сократили этот срок до 25 лет, призывной возраст рекрутов должен был быть более 21 года. И только 1 января 1874 года был издан Устав о всеобщей воинской повинности, давший возможность образовать контингент запасных и значительно сокративший срок действительной службы – до 7 лет. (2)

На тщательно сработанном карандашном рисунке, датированном 1888 годом, известного художника, Председателя товарищества передвижных художественных выставок Сергея Виноградова, знаменитого рисовальщика, мы видим в сельской избе среди, очевидно, специально собравшихся крестьян - израненных русских солдат, которые в составе рекрутских наборов были отправлены на поля сражений и смогли вернуться с войны обратно к своим землякам. В 1880-е годы, т.е. через 30 лет после окончания Крымской кампании, заслуженные ветераны-участники этой войны составляли нуждающуюся в особо бережном духовном отношении категорию прихожан Троицкого храма села Теплово Ардатовского уезда, где служил в те годы настоятелем священник Владимир Григорьевич Тенищев.

Нижегородским рекрутам, чьи имена указаны в «Перечневых ведомостях» начала 1850-х гг. предстояло «служить во благо Отечества» и в боевых действиях отражать на суше и на море натиск трех держав: Турции, Англии и Франции, бороться за права православных христиан на Святой земле и держать оборону границ России во многих кровопролитных сражениях.

Духовный, мистический смысл этой войны ощутим в том, что ровно через 400 лет после сокрушения православной Византии в 1453 году многие страны объединились против православной России. (3)

Восточная (Крымская) война 1853 – 1856 гг. являлась, прежде всего, войной священной, войной за права православных в Святой Земле. Многие в российском обществе усматривали в ней черты «крестового похода» западных держав нового времени, против России с целью подрыва ее доминирующего влияния на десятимиллионное население Османской империи. (4)

Во время Восточной (Крымской) войны 1853-1856 гг. все русские подданные, в большинстве своем духовенство, были высланы со Святой земли. (5), (6) 
 
«Примечательно, что западные исследователи предпочитали не акцентировать внимания на «Вифлеемском прологе», делая упор лишь на политико – экономических аспектах восточного кризиса. Причина подобной индиффирентности к первопричине спора лежит, как представляется, скорее в нежелании напоминать о неблаговидной роли Латинской, или Римско-католической церкви в инициировании конфликта, тем более что во вспыхнувшей затем информационной войне протестантская Европа, (в частности, после восстания в Черногории в конце 1852 г.), заняли в основном сторону Ватикана и Франции.» (7)
 
«По своим масштабам – широте театра военных действий и количеству мобилизованных войск – эта война была вполне сопоставима с мировой. Обороняясь на нескольких фронтах – в Крыму, в Грузии, на Кавказе, в Свеаборге и Кронштадте, на Соловках и на Камчатке – Россия выступила в одиночку против международной коалиции в составе Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии.» (8)

После полного разгрома турецких сил на Кавказе и в Синопском сражении в войну против России в 1854 г. включились ее инициаторы Англия и Франция, к ним присоединилась Сардиния; Австрия, Пруссия и Швеция ограничились нейтралитетом, но России не сочувствовали.

Союзниками были атакованы российские укрепления в Балтийском море (Аландские острова и финское побережье), в Белом море (Соловецкий монастырь и Архангельск) и Петропавловск-Камчатский на Тихом океане. Главные силы союзников были брошены на Крым, где в неравных условиях 349 дней длилась героическая оборона Севастополя. (9), (10), (11)   На Кавказском театре военных действий Россия нанесла мощный удар по крепости Карс, где находились английские и турецкие военные.
 
По Парижскому трактату 1856 года Россия, после того как защитники Севастополя после одиннадцати месяцев обороны в 1855 году сдали свои укрепления по приказу императора Александра II, только что вступившего на престол после смерти отца, приморский город был обменян на турецкий Карс, который в том же году штурмом был взят генералом Я. Баклановым.

Россия обязалась не иметь военного Черноморского флота, при том что русский флот получил серьёзные повреждения в 1853 году в бою при Синопе, когда был уничтожен весь турецкий флот, а русские не потеряли ни одного корабля. В осеннюю непогоду, когда Черное море часто штормит, корабли со множественными пробоинами смогли благополучно вернуться на военно-морскую базу в Севастополе. Спустя 14 лет, уже в 1870 году Россия вновь получила право, по итогам парижских договорённостей, иметь военные суда на Черном море. В этот период все морские державы начинают строить, в связи с возрастающей добычей каменного угля, новые технически усовершенствованные суда, использующие при движении энергию твёрдого топлива.
По окончании военных действий русское присутствие на Святой земле начало вновь укрепляться, было открыто русское консульство в Иерусалиме, там же был построен действующий и поныне Троицкий храм на Мейдамской площади, где прежде проходили турецкие военные парады.

 В 1857 году Святейший Синод постановил вновь направить на Святую землю Духовную миссию в значительно расширенном составе, возглавляемую епископом Мелитопольским Кириллом (Наумовым). Начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) продолжил деятельность своего предшественника, приобретая земельные участки, связанные с историей христианства, открывая новые школы, строя храмы для православных на Святой земле, духовные училища и семинарии для подготовки священников из местного арабского населения, сооружая гостиницы для паломников, больницы и обслуживающие их учреждения. Эта работа развивалась и при последующих начальниках Русской Духовной миссии в Иерусалиме – архимандрите Александре (Головине) и архимандрите Леониде (Сенцове) – вплоть до начала Первой мировой войны, когда большинство русских паломников были вывезены из Яффы на кораблях.

После завершения Восточной (Крымской) войны, по повелению императора Александра II на братском кладбище Севастополя был построен в 1870 году Свято-Никольский храм-памятник в виде усеченной пирамиды, увенчанной большим гранитным крестом. (12)

Во время Крымской войны сильно пострадал адмиралтейский собор Святителя Николая, построенный на том самом месте, где в 1783 году была заложена первая часовня Севастополя. Когда французы заняли Южную сторону города, они соорудили в храме католический алтарь, а после осады Севастополя вывезли во Францию колокола и иконостас. В 1857 году собор был восстановлен.

В стоящем рядом храме Архангела Михаила, построенном в 1848 году по проекту штабс-капитана В. А. Рулева, в период обороны Севастополя отпевали погибших адмиралов В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова. В конце обороны города бомба пробила купол храма. После ремонта в храме были установлены четыре большие иконы: Архистратига Михаила, апостола Павла, святого равноапостольного князя Владимира и святого благоверного князя Александра Невского, имена которых носили князь М. Д. Горчаков, адмирал П. С. Нахимов, вице-адмирал В. А. Корнилов и князь А. С. Меньшиков – герои 349-дневной обороны Севастополя. (13)

Собор святых апостолов Петра и Павла, построенный по проекту инженера-поручика В. А. Рулева в древнегреческом стиле, был сильно разрушен во время легендарной обороны Севастополя, а мраморные фигуры в человеческий рост апостолов Петра и Павла оттуда бесследно исчезли. К 1889 году собор был восстановлен, а в 1894 году здесь служил Литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский. (14)

После завершения Восточной (Крымской) войны преимущественные права православного духовенства Иерусалимского патриархата на Святой земле были подтверждены в трактатах 1856 г. в Париже и 1878 г. в Берлине и сохраняются и поныне, в XXI веке, т.е. существуют в рамках тех договоренностей, которые были достигнуты более полутора веков назад ценой жизни многих православных воинов рекрутов и их полководцев.

Вечная память нашим славным воинам!

В 2006 году минуло 150 лет после завершения Крымской войны, унесшей жизни свыше 522 тыс. русских, 400 тыс. турок, 95 тыс. французов и 22 тыс. британцев. (15)




Источники.

Иллюстрация слева - вице-адмирал Павел Степанович Нахимов, художник Борис Семёнович Илюхин.

Иллюстрация справа - почтовая открытка конца 19-го века. Троицкий храм и гостиница для паломников, построенные Русской Духовной миссией в Иерусалиме.
 

1 - Военный сборник. Т. 26. № 8. СПб. 1862. С. 268, 269.

2 - Энциклопедический словарь «Россия». Лениздат. 1991. С. 172-174, 181.

3 - Якушев М.И. Иерусалимский Патриархат и Святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны. // Православный Палестинский сборник. 100-й выпуск. М., 2003. С. 246.

4 - Якушев М.И. Иерусалимский Патриархат и Святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны. Православный Палестинский сборник. 100-й выпуск. М.,2003. С. 245

5 - Татищев С.С. Внешняя политика императора Николая I. Введение в историю внешних отношений России в эпоху Севастопольской войны. СПб, 1887.

6 - Небесные заступники в военном деле. // Нижегородские епархиальные ведомости. № 13. Н. Новгород. 1904.

7 - Якушев М.И. Иерусалимский Патриархат и Святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны. Православный Палестинский сборник. 100-й выпуск. М.,2003. С. 247

8 - Якушев М.И. Иерусалимский Патриархат и Святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны. Православный Палестинский сборник. 100-й выпуск. М.,2003. С. 245

9 - Бушуев С.К. Крымская война 1853-1856гг.Под ред. акад.Ю.В.Готье.М.,Л., 1940.

10 - Богданович М.И. Восточная война 1853-1856 годов. Сочинения в 4-х т. СПб, 1876

11 - Зверев Б.И. Синопское сражение. М., 1953

12 - Ромушин Валентин, протоиерей. Православные храмы Крыма в старых открытках. Симферополь,2005.

13 - Там же.

14 - Там же.

15 - Советская Военная Энциклопедия. Т.1. М., 1977. С. 487

 


Рецензии