21. В селении язычников

Велибор после встречи с Богуславом и обстоятельным разговором с ним сел на коня и, не мешкая, отправился в своё селение. По дороге он всё время вспоминал разговор с кудесником из Колдовского леса, сопоставлял факты и все возможные варианты, но приходил к выводу, что иного выхода у него с соплеменниками нет, как сняться с обжитого места и отправиться на новое в Тёмный лес. Хотя он и обладал авторитетом и властью среди людей в своём поселении, но всё же его порой одолевали сомнения:
  - Виданное ли дело с веками обжитых мест сорваться, оставить могилы предков!?
Как мой народ воспримет такое предложение - покинуть родные места, избы и отправиться в новые неведомые края, хотя и во имя спасения жизней!
 Он старался избегать наезженных многолюдных дорог, а двигался по неприметным тропам, известным не многим. Так Велибор сокращал время в пути, а на оживлённой дороге, как он считал, было больше шансов встретиться с людьми Мстислава или даже с ним самим. В своё селение он прибыл поздно ночью, а как только рассвело, собрал старейшин рода и рассказал о решении Мстислава, действующего по указанию своего отца князя Изяслава, наказать его народ, а, возможно, и всех уничтожить. Сделав небольшую паузу, оценивая реакцию присутствующих, Велибор пристально всматривался в немолодые, морщинистые, и даже измождённые лица старцев, чтобы понять их реакцию. Стояла немая тишина, а когда он объявил, что для спасения рода необходимо переселиться в другое место, не известное и не доступное для князя и его людей, старейшины заволновались, пронёсся глухой гул недовольства. Особенно сильно слышался голос возмущения от старцев  Лучезара недовольного таким предложением и рядом с ним сидящего его неразлучного товарища Радимира. Они заговорили наперебой:
  - Стары мы стали по чужим местам скитаться, жить нам осталось недолго, хотелось оправиться из Яви в Навь на своей земле, где прожили всю жизнь, быть похороненными рядом с предками. За что же нас будут наказывать? Ты, Велибор виноват, что ввязался  в тёмные дела с князем Изяславом, а теперь, когда дело не вышло, тебе и отвечать! Мы всегда терпели притеснения, но худо-бедно жили и теперь уж, как ни будь, доживём свой век на своей земле.
Велибор понимал, что эти грозные обвинения в его сторону справедливы, но ничего уже не изменить. Он спокойно всё выслушал, подождал, пока присутствующие немного успокоятся, оглядел всех строгим взглядом и сказал:
  - Каждый должен помнить, что рано или поздно отправится в Навь, но вот в какую её часть тёмную или светлую, зависит от содеянного в Яви.
Затем Велибор сделал паузу, ещё раз осмотрел присутствующих и продолжил:
  - Если кто-то считает, что его нахождение в Яви подходит к концу, может остаться здесь и ждать, когда его отправят в Навь не по доброй воле. Ждать недолго придётся! Вам надо помнить об остальных членах нашего рода, Мстислав и его люди не пожалеют ни детей, ни молодых наших соплеменников. Тогда весь наш род исчезнет!
Велибор немного помолчал, давая всем осмыслить сказанное, добавил:
  - Сейчас идите к своим семьям, все вместе приходите в святилище, где я проведу богослужебный обряд и попрошу у Велеса благословения на переселение в другое место, - сказал Велибор тоном не терпящим возражения.
Проводив старейшин, Велибор стал готовиться к богослужебному обряду, снял испачканную пылью, местами порванную одежду, омыл тело, надел чистую одежду. Из небольшого сундучка достал две шёлковые ленты, одной, более широкой, подпоясался. Второй лентой обвязал свои длинные седые волосы, завязав её крепко вокруг головы, негромко читая при этом молитву:   
  - Ты венец делу всему и жизням земным, Велесе, Боже наш! Пусть наполнится сердце мое радостью от сотворённого, ибо деяния мои с сердцем чистым и помыслами светлыми. Пусть проявятся дела мои плодами благостными и славой роду моему! Благослови, Велесе, пусть будет так!
Этой молитвой он просил у Велеса помощи, заступничества, прощения за свои грешные поступки. Он всегда так поступал перед богослужением, чтобы появиться на святилище и разговаривать с почитаемым образом Велеса с очищенной душой.
Тяжело было на душе у старца, его народ находился на краю гибели, это он отчётливо сознавал, но понимал, что не все старейшины верят ему, что может обернуться большой бедой для них. В этом он находил и часть своей вины, что поддался на уговоры князя Изяслава, поверил ему, но тут же искал и оправдание себе - винил стечение обстоятельств, что дозу зелья разлили пополам и не добились желаемого результата.
Пытаясь заглушить всё громче кричащий голос совести, он спорил с ней:
  - Я ведь хотел сделать как лучше для своих собратьев, если бы заговор удался, может быть всё сложилось наилучшим образом!
Закончив молитву и, убедив себя в правоте своих мыслей, он почувствовал душевное облегчение и с этим чувством вышел из избы и направился к святилищу, где уже собирался народ. Велибор прошёл в центр святилища, остановился около кумира Бога Велеса, вырезанного из дерева в рост человека, голову которого увенчивали рога. По краям самого святилища стояли другие фигуры, менее значимых, но почитаемых языческих богов. Велибор немного подождал пока все собрались и расположились сзади него, перед образом кумира Велеса и произнёс.
    - Велесе, велемудрый батюшка наш! Услышь словеса наши, обрати свой взор на дела наши, виждь нас, детей своих, мы пред твоим оком предстоим. Раденье тебе кладём с чистотой сердец наших. На всяк день, аще и на всяк час, встань с духом нашим духом своим. Прими во ум твой деянья наши и будь в них порукою. Ты волшбит и чародейство ведущий, за скотами и зверями радеющий, трясовиц прогоняющий, боли и хворобы изгоняющий, живота людине дающий, прими от нас - детей своих хваление сиё. Мы чтящие тебя и любящие, и любы от сердца дарящие, идеже, и любиши ты тоюже любовию нас – детей своих. Прими в руце свои дела наши!
Далее Велибор, вскинув чело своё к небесам и, подняв вверх руки, много ещё прочёл молитв - восхвалений, просьб и обращений к Всемогущему Велесу, а закончил словами:
  - Велесе Великий и Многомудрый Бог, Твоим добрым деяниям нет числа и перечисления, дай нам Мудрости, Твоей Божественной! Благослови, дай нам знак свой Божий, как поступить нам, где продолжить житиё своё земное.
Кудесник закончил богослужение,  оглядел присутствующих не проницаемым взглядом. Народ в задумчивости стоял молча, даже было слышно шелест листьев на деревьях. Кашлянув в кулак, кудесник обратился к своим единоверцам:
  - Богослужение закончено, надо всем идти и собираться в дорогу, чтобы вечером, или, в крайнем случае завтра утром, тронуться в путь.
Но люди стояли на месте, потупив головы, а через мгновение раздался голос:
  - Мы уйдём на новое место жития, только если благословит нас на это Многомудрый Велес и даст нам о том знак. Если не будет оного, останемся на месте и будь что будет, на всё воля Мудрейшего Велеса!
Это говорил Лучезар. Его тут же поддержал старец Радимир, а следом по толпе пронесся гул одобрения большинства собравшихся. Велибор, видя что не может убедить единоверцев, сдерживая свой гнев, подумал:
  - Пока будем ждать знака, кабы худо раньше не пришло!
Но вслух произнёс:
 - Хорошо, будем ждать Божественного знака.
Прошёл день, за ним второй, подходил к концу третий, а знака всё не было. Кудеснику, ежеминутно ожидавшему беды, каждый прошедший час казался вечностью. Он вновь и вновь подступал к старейшинам с просьбой немедленно покинуть своё поселение и отправиться в Тёмный лес, но безуспешно. На все уговоры был один ответ:
 - Будем ждать знака от Велеса, если такого не будет, значит останемся в своём поселении в своих избах, на всё воля Всемогущего.
 Велибор уже хотел с частью единоверцев, поверивших в его добрые намерения, отправиться в Тёмный лес и тем самым спасти хоть часть своего рода. Приняв решение, он решил в последний раз перед всем народом провести обряд богослужения на святилище. После окончания службы люди стали расходиться в задумчивости, но не поменяв решения остаться в своих избах.  День был тёплым, без дуновения ветра, небо было чистым, без единого облачка, ярко светившее целый день солнышко, стало заходить за горизонт. Клонясь к закату, солнце светило необыкновенно ярким светом. Вдруг, внезапно подул ветер, по небу поплыли чёрные дождевые тучи и закрыли солнце. Стало темно, разбушевавшийся ветер срывал листья с деревьев, ломал сучья, поднимая в воздух домашнюю утварь и различные хозяйственные предметы, оставленные во дворе, и, как пушинки кружил их в воздухе, поднимая всё выше и выше. Некоторым людям приходилось хвататься за деревья и изгороди, чтобы устоять на ногах. Затем ветер внезапно стих, солнце сверкнуло своими лучами сквозь тучи и вновь скрылось, а всё небо окрасилось в яркий зелёный цвет. Такого явления люди в поселении никогда не видели, некоторые в страхе убежали в избы, многие оторопев, стояли с открытыми ртами и смотрели вверх.  Вначале несколько человек, прибежало к Велибору за разъяснением и толкованием случившегося, а затем вокруг него собралась толпа. Кудесник и сам не мог понять такого явления, но решил воспользоваться сложившейся ситуацией, стараясь быть спокойным, величественно произнёс: 
  - Мы все ждали знака от Мудрейшего и Всемогущего Велеса! Так вот это и есть знак! И повелевает нам Велесе не мешкая сниматься с места и переселяться на новое место жития, для нашего же блага!
Кудесник не успел окончить речь, как все услышали топот во весь опор скачущей лошади. Испуганные люди в предчувствии беды столпившиеся около Велибора, увидели как по поселению в их сторону, поднимая за собой пыль, скакал всадник. Перед толпой, резко осадив коня, наездник спрыгнул на землю, подбежал к Велибору и что-то в полголоса взволнованно стал говорить. По мере разговора лицо кудесника становилось всё грустнее, а когда прибывший закончил рассказ, Велибор стал мрачнее тучи.
 Пока внезапно появившийся всадник что-то рассказывал Велибору, в нём многие признали бывшего своего единоверца по имени Лель. Когда ему исполнилось десять лет, его родители и старшие братья и сёстры приняли православие, покинули родное селение и поселились рядом с небольшой крепостью, недалеко от их поселения.  Лель обладал  недюжинной силой и сноровкой, вначале его определили в войско княжеское ратником, но вскоре был принят в дружинники. Женился, обзавёлся хозяйством, появились дети, но свой род не забыл, изредка тайком появлялся в своём селении у родни. Совсем недавно, за его честное служение, исполнительность, сотский крепости Ладислав сделал его своим приближённым помощником. Лель всегда был поблизости от Ладислава и готов был исполнить любое поручение. Его прошлое быстро забылось и уже никто не помнил, что он когда-то был язычником. Вот и сегодня, после полудня он сидел на лавочке, около входа в помещение старшего дружинника со скучающим видом в ожидании очередного поручения, уже ближе к вечеру он вначале услышал, как ворота крепостные со скрипом распахнулись, а затем увидел, как в них влетел всадник и остановился прямо перед ним. Во всаднике он узнал Святозара - приближённого князя Изяслава и доверенного лица Мстислава, с которым не раз приходилось иметь дело.  Святозар быстро спешился, при этом покрутил плечом, размяв его рукой, мельком взглянул на Леля и прошёл в помещение к Ладиславу. Лель слышал через приоткрытую дверь, как Святозар жадно, большими глотками, утолял жажду прохладным квасом, всегда стоящим на столе в толстом глиняном кувшине. Сделав глубокий вдох и выдох, заговорил:
  - Я прибыл по поручению Мстислава с важным заданием, необходимо отправиться в селение язычников и доставить к нему Велибора. Если колдун будет противиться, приказано весь род язычников перебить, а дома их сжечь, для этого мне нужна дружина.
Через приоткрытую дверь хорошо было слышно, как Ладислав кашлянул и ответил:
  - Я всегда готов исполнить любой приказ Мстислава, но сейчас это невозможно сделать. Начали баловать разбойники, а может степняки, поди их разбери! Они налетают на своих быстрых конях неизвестно откуда, грабят поселения, людей забирают в полон, и также неизвестно куда исчезают. Вот и пришлось основную часть дружины отправить на поимки и уничтожение разбойников. В крепости осталось небольшое количество дружинников, необходимых для обороны.
Святозар вспомнил, как на пути сюда, не доезжая до развилки «Трёх дорог», перед тем как свернуть на неприметную тропинку, ведущую в крепость,  около небольшого леса он увидел тела убитых, по их одежде он решил, что это бандиты. Но больше всего его поразило то, что с ними мог расправиться тот самый воин со светлыми волосами. Догадка, а за тем и твёрдая уверенность у него возникла после того, как он заметил торчащую стрелу в груди одного из бандитов со знакомым оперением. После некоторого молчания Святозар спросил:
  - Когда дружина вернётся в крепость?
На что Ладислав пожал плечами и ответил:
  - Дружина может вернуть и через день-два, а может и дольше задержаться.
Как только Ладислав договорил, Святозар с раздражением произнёс:
  - Дело срочное, ожидать нет времени, пошли за дружиной человека и пусть срочно прибудут все в крепость! Ещё раз повторяю, мы должны немедленно доставить Велибора к Мстиславу, а если не пойдёт по добру, то убить его и всех язычников,  иначе нам самим не поздоровится!
У Леля от услышанного мурашки пробежали по телу, а в глазах помутнело, даже не сразу услышал, что его к себе зовёт старший дружинник. Поэтому он не сразу явился на вызов, это запоздание, возможно, его самого спасло от подозрения Святозара в подслушивании разговора. Ладислав, пожурив Леля за нерасторопность, приказал:
  - Отправляйся в селение Мокша, возможно, сейчас дружина там, если нет, скачи к Голубому озеру, как найдёшь, передай, чтобы немедля возвращались в крепость. 
Когда Лель выехал за ворота крепости, первым делом, решил отправился в поселение к своим бывшим сородичам, предупредить о смертельной опасности.
Закончив свой пересказ Велибору о надвигающейся беде, Лель тягостно вздохнул и добавил:
  - Времени у вас на сборы и уход отсюда не так много, я же постараюсь не торопиться выполнять приказ по поиску дружины. Надеюсь, вы успеете уйти!
Как только Лель вскочил на коня и скрылся из виду, Велибор оглядел собравшихся перед ним соплеменников, поднял руку к небу и сказал:
  - Необыкновенным цветом неба, Велес подаёт знак о грозящей нам смертельной опасности, о необходимости сняться с места и отправиться в новое место для жизни. Это же подтвердил наш бывший единоверец. Он рассказал, что завтра сюда явятся люди князя, избы сожгут, а нас всех перебьют. Срочно собирайте пожитки, мы отправляемся в путь. Кто не желает переселяться, пусть остаётся и ждёт смерти! Моей вины в том не будет!
Когда Велибор закончил пылкую речь, среди толпы раздались крики, возгласы, но все как один бросились к избам собираться в дорогу. Даже старцы Лучезар и Радимир, без всяких возражений и вопросов засеменили торопливыми мелкими шагами к своим избам.
 Лель  в первый раз за долгую безупречную службу с неохотой исполнял приказ начальства, не торопился искать отряд дружинников.   Он побывал в селении Мокша, заскочил к Голубому озеру, посетил селение Крутая Балка, но нигде дружинников не было, это его не огорчало, он надеялся, что Велибор успеет увести людей в безопасное место. Лишь к исходу второго дня он отыскал отряд в селении Нижний Хутор, что стоял на берегу небольшой речушки. На исходе третьего дня отряд дружинников вернулся в крепость. Святозар с трудом сдерживал гнев от не предвиденной задержки, и когда дружинники вернулись в крепость, хотел тут же отправиться в поселение язычников. Но взглянув на усталых наездников и обессилевших лошадей, понял, что им требуется отдых. Скрипя зубами от злости, Святозару пришлось отложить своё намерение до утра.  На следующий день, как только взошло солнце, Святозар был уже на ногах, собрал прибывших дружинников и объявил приказ Мстислава. Все знали, что Мстислав ничего не делает по своему желанию, значит это воля князя Изяслава. Лель проводил взглядом конный отряд, спешно выступивший из крепости, вздохнул, помог охранникам закрыть ворота и пошёл в молитвенную избу.
В углу избы стояли православные иконы, Лель встал на колени перед образом Христа Спасителя и с мольбой начал просить отвести беду от его бывших единоверцев.
Какого же было разочарование Святозара, когда прибыв в поселение, они не обнаружили ни одного человека. Перед ними предстали лишь пустые избы, недавно покинутые. Он неторопливо  двигался по дороге поселения, самолично заглядывая во все дворы и приказывая дружинникам тщательнее искать людей по домам и сараям. Но кругом было пусто, только чёрная голодная кошка чёрной тенью метнулась, перебежав дорогу перед конём Святозара. Святозар не был суеверным, но необычный вид кошки поразил его, он проводил её взглядом, а для себя отметил:
  -Не к добру эта кошка прошмыгнула передо мной, глаза у неё огромные и сверкают словно молнии.
Но взбешённый неудачей, он забыл про чёрную кошку с горящими глазами и приказал отряду  отправляться за беглецами, настигнуть их и жестоко покарать.


Рецензии