Осет. этноним солиаг из ав. диал. солчи

Иллюстрация: Изделия парфян (самоназвание - aparak/aparnak).Этническая родина- Конфедерация Дахистан (Dahaestan). Ав. ТIox "крыша, матерчатый верх папахи", Тах "трон", До.-греч. Thakos "трон", халха-монг. Таг "крышка, плоская вершина горы", сяньбийское Таг "страна", кетское Даг.ай "гнездо орла",Даг.ътинг "спрятаться" нем. Dach "крыша", Decke "покрытие, покрышка, укрытие".


Осет. этноним СОЛИАГ



Антуан Солпан - имя кайтагца (католика), представителя Римского Папы в Золотой Орде.
..



СОЛИАГ - СОЛЧИ. Происхождение этнонима


Чеченское обозначение кавк. ауаров и дагестанцев вообще в самом чеченском ровным счётом ничего не обозначает и считается заимствованием из осетинского. Но в осетинском он тоже ничего подходящего не означает.Получается странная картина - никто ничего не знает, но приписывает другим.Ни разу не внесли свою лепту в разгадку в этот ребуса научные сотрудники ДНЦ РАН. Раз чего-то нет у хунзахцев или андийцев, они палец о палец не ударят- ноль интереса. У них такая стратегия. Дело в том, что хунзахцы говорят на северном наречии, приближённом к литературному ауарскому,а андийцы тоже повторяют выученный ими язык того же профиля. Ауарские диалекты практически запрещались,им не обучали в школах, на них вообще ничего не издавали. В результате целенаправленной политики удушения ауарских диалектов обще-ауарский язык потерял, недополучил часть своей лексики.


Ав. диал. СОЛЧИ "человек тухума" (т.е. рода, клана).

Ав.диал. СОЛОГIЕР "подвесная жердь-вешало для мяса и т.п.", СОЛОКИН "полочка, выступ на стене у печки, у камина", СОЛОГIУЧI "ключица".

Халха-монг. СОЛБИХ "скрещивать, ставить крест на крест", СОЛБИЦОХ "скрещиваться, перекрещиваться", СОЛБИ "согнутый в разные стороны",САЛААЛАЛ "ветвление,разветвление", САЛАА "ветвь, разветвление, отрасль".

Таким образом,ауарский лексический материал имеет отражение в монг. лексике, это прежде всего САЛАА "ветвь, разветвление, отрасль".

В античных источниках о Кавказской Албании, народ "сильвов" упомянут как : "народ сильвов по всему челу гор". Эти горы указаны за пределами Кавк. Албании.

Чеч. население, в подавляющем своём большинстве, воспринимало соседних с Ичкерией андо-цезов как "ауаров" и "дагестанцев" и свои впечатления (часто ошибочные) переносило на всех остальных. То есть, по их мнению, андо-цезы это и есть носители ауарского языка, хотя собственно ауарский язык у них усвоенный, выученный. Всё присущее андо-цезам они традиционно приписывают дагhестанцам вообще. То же самое явление туннельного видения имело место быть среди азербайджанцев, для которых дагhестанцы не кто иные как их ширванские "лезгины".
 


Рецензии