Откуда взялся золотой трон в горах?
Мы, конечно, понимает, что в мифологиях разных народов "золотая цепь", "золотой кол" и т.п. это иносказание о САКРАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ.
В арабских источниках правитель Сарира якобы обладал "золотым троном и казной сасанидов". По сути это царскии реликвии, дающие их обладателю право считать себя наследником державы Сасанидов. Теперь он как бы сконцетрировал всю верховную власть в своих руках.
Понятно, что "казна" в реальности Хунз, Хунзах ("Хумрадж" - не что иное как ошибка арабских переписчиков, неверно расставивших точки), "трон" - это ауарское ТАХ и монг. ТАГ. А как появилось "золото"? Никто же не пишет, напр., что у Чингисхана был "золотой трон" или у какого-то другого правителя. Совсем, казалось бы, сказочный сюжет. Попытаемся более глубже разобраться с этим вопросом.
Ауар (имя правителя "Земли Престола") легко увязывается с Сасанидами, так как АБАРШАХР - это в их провинции Хорасан. Именно в этих краях пытался спастись последний сасанидский "царь царей". Мы знаем также, что у персов и титул имелся с основой "apar" (Sarafraz) и пр. но где "золото"?
В ауарском даже само такое словосочетание трудно себе представить как "меседил тах" (золотой трон).
Мы предпологаем, что в эпоху арабов среди ауарского населения мог быть представлен и иноэтничный элемент с другим языком или же в ауарском языке имелось схожее слово, давшее начало какой-то народной этимологии.
Наше предположение исходит от ЕНИСЕЙСКОГО обозначения золота- СОЛТА. Так оно называется в совр. кетском языке. Оно могло бытовать в тогдашнем ауарском языке или его диалектах. И ав. диалектное "солчи- человек тухума" могло на почве этого кетского слова стать причиной распространения народной этимологии. В горах Дагhестана не просто ТАХТ (перс. "трон"),а якобы "золотой"- СОЛТУСЬ (от СОЛТА "золото").
Ауарское МЕСЕД вообще не золото, оно напоминает МЕД в кетском "медь,мёд". Это основа широко представлена также в индоевропейских языках, напр.хеттское МАССАНА "луна". Но у него всё же имеется конкретная монг. этимология, это "блеск холодного оружия" и всякого рода "льдинки". Последнее подтверждается и чеченским лексическим материалом. Собственно говоря, никакого "золота" здесь нет. Аффикс "-эд/-ууд" и т.п. вполне характерен для монг. языков- это показатель множественности, совокупности. МЕСЕД- это всё что блестит, отсвечивает, привлекает внимание.
Именно кетское СОЛТА могло подбросить пищу для народной этимологии.
Свидетельство о публикации №223102801384