Аткарское образование до 1908 года

Учёный- историк Александр Николаевич Минх, живший последние 25 лет в Аткарске,  написал об аткарском образовании, до 1908 года, следующее:
               «… В учебном отношении в те времена (после 1814 года) город находился в самом плачевном положении; тогдашняя, так называемая Городская Дума, находившаяся в двух жалких лачужках, на крутом левом берегу речки Еткары (впоследствии это место подмыто рекой),  состояла из 4- х классных (служащих), почти совершенно неграмотных.
   Школ почти не было: нельзя же считать за школу, так называвшееся казённое училище, помещавшееся в полуразвалившемся деревянном доме, подаренном под училище местным помещиком господином Андреяном Михайловичем Кайсаровым, надворным советником с 1843 по 1850 год.
   Школа помещалась только в одной половине этого здания, а вторая половина этого дома была с провалившимися полами и провисшим потолком. Учитель был тоже казённый из пленных французов (с), получавший жалование от казны, что- то около 100 рублей в год и играли тут немалую роль различного рода приношения,  так называвшиеся праздники два раза в год, к Рождеству и Пасхе и заключались во всевозможных родах разной живности и съестных припасов, что и служило немалым подспорьем учителю, обременённому семьёй, живущему в плачевной квартирёнке в том же прогнившем доме.
               В казённую школу зажиточные жители мало помещали своих детей, а предпочитали обучать их грамоте у других частных учителей, как например: у Трошева (отставной солдат), у дьячка Ф. Г. Добросовестного, а оканчивали, в большинстве случаев курс тогдашних наук в школе некоего, тоже из военных, И. П. Румянцева; достоинство этого педагога и его популярность заключались главным образом в его строгости, что в то время ценилось в особенности.

   При бывшем в  Аткарске 17 августа 1870 года огромном пожаре, уничтожившем в городе больше двух третей городских зданий, и здание казённой школы сгорело и она перестала существовать; но затем город, несколько оправившись после пожара, при пособии от земства, открыл начальную школу, которая кое- как и влачила жалкое существование в скудном наёмном помещении на Набережной (ранее называвшейся Карлиной) улице, без всяких парт и учебных пособий».

   Согласно уставу учебных заведений от 1804 года, в губернских городах Российской империи, к которым относился Саратов, должны были открыться гимназии.
   Устав предусматривал четыре ступени образования:
1 – приходские училища (в сёлах и городах),
2 – уездные (в уездах),
3 – гимназии (в губернских центрах),
4- университеты (в учебных округах).
   Саратов относился к Казанскому округу, который тогда объединял 11 губерний, Кавказ и Сибирь. Согласно уставу, гимназии должны были давать знания, «необходимые для благовоспитанного человека» и готовить обучающихся к «университетским наукам».
   А вот женское образование долгое время было уделом обучения на дому или в частных пансионах.

               «С введением в городе нового городового положения в 1874 году, положение учебного дела в городе Аткарске быстро изменяется к лучшему. Город без всяких пособий от земства открыл начальное городское училище для мальчиков и такое же училище для девочек; приобрёл в собственность каменный   2- х этажный дом, был введён звуковой метод обучения и прежнее бестолковое буки- азба и веди- азба отошли в вечность.

               В 1891 году на средства города выстроено и открыто городское, в каменном 2- х этажном здании, 3- х классное училище, с двумя ремесленными отделениями: кузнечно- слесарным и столярно- токарным.
               В настоящее время (1907 г.) с чувством сознательного удовлетворения, можно констатировать факт существования в городе Аткарске следующих учебных заведений:
1. церковно- приходского училища,
2. мужского городского начального училища с 3- мя учителями в каменном 2- х этажном здании, переполненного учащимися,
3. женского начального городского училища в каменном 2- х этажном здании с 3- мя учительницами тоже переполненного учащимися,
4. 4- х классного городского с ремесленными классами училища в каменном городском 2- х этажном здании, содержимого городом и земством по равной части,
5. реального 7- ми классного училища с параллельными младшими классами, помещающегося в прекрасном по архитектуре и просторном двухэтажном городском здании; содержащегося в половинной части расходов от казны, а в остальной половине участвуют земство и город по равной части и
6) женской 8- ми классной гимназии, содержимой городом с пособием от земства ежегодно 3- х тысяч рублей; гимназия помещается временно в каменном 2- х этажном здании, построенном городом для училища по случаю рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и кроме того, выстроено для гимназии вчерне очень просторное каменное 2- х этажное здание.

   Кроме означенных двух училищ, по сведениям инспектора народных училищ Александра Ивановича Никитина, в городе Аткарске и Пригородней  слободе к 1- му января 1907 года состояло 5 училищ, находящихся в ведении Министерства Народного  Просветительства:

   Мужское и женское аткарские начальные народные училища: по положению 1874 года, открыты около 1862 года, помещаются в двух каменных домах, принадлежащих городскому обществу и состоят каждое из трёх отделений— младшего, среднего и старшего, в коих было к 1- му января 1907 года— 260 мальчиков и 255 девочек. На содержание училищ израсходовано городским обществом в 1906 году— 5592 рубля. Учащих 9: 2  законоучителя, 4 учителя и 3 учительницы.

   Сельское земско- общественное ( в Пригородней слободе): аткарское Пригороднее сельское училище, по положению 1874 года — открыто в 1881 году, помещается в здании сельского общества. Учащихся было к 1- му января 1907 года— 79 мальчиков и 45 девочек, с коими занимались две учительницы; на содержание училища израсходовано в 1906 году 850 рублей, из них—  650 рублей от земства и 200 рублей, (на тот момент очень большие деньги), из средств сельского общества.

   Городское 4- х классное училище- прогимназия в предреволюционной России – это четырехклассное учебное заведение, соответствовавшее четырём младшим классам гимназии.
Аткарское Городское 4- х классное училище, по положению 1872 года— открыто в 1891 году и помещается в каменном 2- х этажном доме, принадлежащем городскому обществу. В здании 4 класса, рекреационный зал, два коридора и раздевальная комната. При училище существуют столярно- токарный и слесарно- кузнечный ремесленные классы, помещающиеся во дворе в специальном здании. Личный состав учащих (учителей): инспектор И. Н. Лукьянов, законоучитель, священник Н. П. Прозоровский, три учителя общеобразовательных предметов, учитель пения и два мастера— учителя. Содержится на средства казны (1545 рублей 56 копеек) и города (2320 рублей), и земства (2996 рублей). К 1- му января 1907 г. было 192 учащихся.
4-х классное училище высшего типа среди других начальных народных училищ. Программа его состоит из законченного круга общеобразовательных предметов: Закона Божия, русского и церковно- славянского языка, арифметики, геометрии, алгебры (начальные сведения), географии, истории, естествоведения, физики, рисования и черчения. При училище имеются: физический и естественный кабинеты, фундаментальная и ученическая библиотеки.

Железнодорожное 2- х классное.
Аткарское 2- х классное железнодорожное училище, по инструкции 1875 года— открыто в 1905 году для детей служащих Рязано- Уральской  железной дороги. Помещается оно в новом каменном здании (недалеко от вокзала).
Попечитель училища К. К. Клоссовский, учащих 6: законоучитель священник Г. С. Богоявленский, 3 учителя и 2 учительницы.
На содержание училища израсходовано в 1906 году из средств Общества Рязано-Уральской железной дороги 4460 рублей.: учащихся к 1- му января 1907 года было 166 мальчиков и 74 девочки.

   По образовательному цензу учащие всех названных училищ распределяются следующим образом: учителя— из учительского института 2, из учительской семинарии 3, из духовной семинарии 2, из реального училища 1, из имеющих свидетельство на звание учителя 3, учительницы: окончившие епархиальное училище 4, окончившие женскую гимназию 1, имеют свидетельства 2.

   Церковно- приходская школа в городе одна, помещается в особом здании при Соборной церкви Михаила Архангела. К 1- му января 1907 года в этой школе обучается мальчиков 75 и девочек 60, всего 135 человек.
Наблюдателем церковно- приходских школ Аткарского уезда состоит священник Н. Е. Беллонский.


       В 1906 году в Аткарской Пригородней слободе 4 школы, из них одна земская и 3 церковных; во всех них обучаются мальчиков 198, девочек 37, всего 235 обоего пола.

   При Соборе имеется особое здание церковно- приходской школы, каменное, крытое железом. (Здание сохранилось. 2023 г.). Закон Божий преподаёт священник, а остальные предметы учительница— епархиалка. Обучаются мальчики и девочки. К 1- му января 1907 года считается приходящих учеников 75, учениц 60— всего 135 человек.


       В 1906 году в Аткарской Пригородней слободе 4 школы, из них одна земская и 3 церковных; во всех них обучаются мальчиков 198, девочек 37, всего 235 обоего пола.

   Словом, город Аткарск постройкой и открытием учебных заведений опередил многие  уездные города Саратовской губернии; и это отрадное явление, по справедливости, следует отнести к полезной, благотворной и энергичной деятельности настоящего городского головы Фёдора Николаевича Павлюкова, который состоит в этой должности 4- е четырёхлетие».

   Хочется написать подробнее о женской гимназии- среднем общеобразовательном учреждении.
«гимназистки румяные…, грациозно сбивают рыхлый снег с каблучка»… Это- о них…

   «Женская 8- ми классная аткарская гимназия открыта по случаю рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.  (Алексей Николаевич Романов- 12 августа 1904, Петергоф, Санкт- Петербургская губерния— расстрелян 17 июля 1918, Дом Ипатьева, Пермская губерния).
     Женская гимназия основана и открыта по инициативе  главы города Фёдора Николаевича Павлюкова 1 июля 1904 года,  временно помещается в 2- х этажном общественном здании, построенном в 1903 году на Петровской улице для начального женского училища (школа №9).
   Для женской гимназии весной 1905 году начато и выстроено здание на Торговой площади, но ещё не отделано (педучилище).
   Содержание гимназии в нынешнем году: из государственного казначейства 1500 рублей, от городского общества 3000 рублей, (в 1906 году деньги эти внесены не были) и из специальных средств 9375 рублей.
В 1906— 1907 учебном году состоял председателем попечительного совета городской голова Фёдор Николаевич  Павлюков и  7 членов по выбору земства и города. Председатель педагогического совета статский советник Григорий Иванович Пинегин. Начальница гимназии Александра  Тимофеевна Леонтьева; законоучитель священник Г. Н. Соколов, 2 учителя, 6 учительниц, 3 преподавателя, приглашённые  из  Аткарского реального училища, 3 классные надзирательницы.
   В 1906— 1907 учебном году в Аткарской женской гимназии было 6 классов и 2 параллельных (III и IV).   К 1- му января  1907 года была 291 ученица, из них дочерей жителей г. Аткарска  185, дочерей жителей Аткарского уезда 80, иногородних 26.
   Плата за ученье 40 рублей в год, за обучение новым языкам по 5 рублей за каждый.
   Небольшая библиотека есть в Аткарской женской гимназии, а физического и естественного кабинетов ещё нет».

   Управление женской гимназией или прогимназией находилось в ведении двух советов: попечительного и педагогического. Их функции распределялись следующим образом:
- попечительный совет создавался для содействия развитию гимназий или прогимназий со стороны общества, ближайшего социального окружения;
- педагогический совет– для разрешения вопросов, относящихся к учебной и воспитательной части.
   Непосредственное управление гимназией или прогимназией вверялось начальнице, которая избрана попечительным советом. Начальница гимназии утверждается в должности Министром Народного просвещения, а начальница прогимназии – попечителем учебного округа.
   Попечительный совет состоял «из лиц обоего пола, избираемых теми сословиями и обществами, которые содержат на свой счет гимназию или прогимназию». Члены попечительных советов женских гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения избирались на три года и утверждались попечителем учебного округа.

   Учебный год в женской гимназии и прогимназии длился с 15 августа по 15 июня. Уроки начинались ежедневно с 9 часов утра, и каждый урок продолжался по часу. Между уроками полагались промежутки, по 10 минут каждый, за исключение промежутка между 3- м и 4- м уроком– полчаса для отдыха и завтрака.
   Гимназистки должны были являться в учебное заведение за четверть часа до начала уроков для общей молитвы перед учением.
   В гимназию принимали хорошеньких девочки 8- 12 лет, в основном, из богатых семей. Их готовили для состоятельных женихов и обеспеченной жизни. При почти поголовной безграмотности, учёность была престижна, как, впрочем, и сейчас… Да, и в жизни она очень помогает.
   Наверное, интересно, мои бабушки (конец 19- го, начало 20- го веков) из Пензенской, ранее Саратовской области, были неграмотными. Читать не умели. Одна умела только ставить подпись- (3 класса образования), другая- крестик. Но, они были от природы умными и работящими. Умели рожать детей, воспитывать их, вести большое хозяйство, шить, готовить, знали много бытовых хитростей… Жили на хуторе в мазанках под соломенными крышами…, имели сады, домашнее хозяйство.
   «Школа» 3- х летка была в хате одной из бабушек. Потом дети ходили за 5 километров в любую погоду в соседнюю деревню.
   В 1970- м году переселились, так как в хуторе Долгий Куст уже никого не осталось… Своим детям старались дать хорошее образование…, тогда уже- бесплатное, советское…

   При поступлении в гимназию царского времени девочки сдавали вступительные экзамены: изложение, арифметику и чтение маленького отрывка из Священного писания, французский или немецкий язык. Плюс каждая ученица подготовительного класса должны была знать молитву Господню, которую они читали перед уроком.

Форма одежды была строгая, коричневая с чёрным или белым фартуком, чтобы не отвлекать от учёбы и не сеять зависть разностью материального положения семьи. Волосы гладко уложены. Никаких вольностей. За этим следили дамы- классные надзирательницы.
   Утром- гигиена, гимнастика, завтрак. Занятия, прогулка, обед, отдых. По воскресеньям и церковным праздникам посещали церковь.

   В курсе женских гимназий были обязательны следующие предметы:
1. Закон Божий. В низших пяти классах женских гимназиях на Закон Божий отводилось то же число уроков, что и в мужских гимназиях, поэтому преподавание рекомендовалось вести по программам, утверждённым Святейшим Синодом. В 6 классе на Закон Божий отводилось одним часом больше, по сравнению с мужскими гимназиями. В 6 классе должно быть пройдено по той же программе: история христианской православной церкви, но с большими биографическими подробностями о прославленных святых вселенской церкви вообще в русской в особенности, а также о женщинах- святых. Два урока по Закону Божиему в 7 классе посвящалось повторению всего пройденного. По словам составителя этих рекомендаций В. Александрова, «все преподавания Закона Божия должны быть направлены к тому, чтобы побудить и развить в девушках расположение духа и образ мыслей истинно христианские».

2. Русский язык (грамматика и знакомство с важнейшими произведениями словесности); Курс отечественного языка и словесности в женских гимназиях делится на два периода. В первый период входят пять классов (приготовительный класс и 1- 4 классы), воспитанницы обучаются русской грамоте. Во втором периоде (5- 7 классы) изучается русская словесность (говоря современным языком– художественная литература). Преподавание того и другого предмета постоянно сопровождается практическими упражнениями для приобретения гимназистками умения излагать свои мысли не только грамматически правильно, но и в логическом порядке.

3. Арифметика с приложением к счетоводству и основы геометрии;
4. География всеобщая и русская;
5. История всеобщая и русская; Естественная история. Этот курс был довольно кратким, однако круг изучаемых вопросов уже достаточно широк: 1) общий очерк строения земного шара; 2) изменение в строении земной коры, вызываемая влиянием вулканических явлений, атмосферы, воды и органической природы; 3) краткое обозрение важнейших горных пород, минералов их составляющих; 4) понятие о строении и жизни растений; 5) общая характеристика класса млекопитающих животных; 6) сравнительное образование других позвоночных животных; 7) понятие о главнейших представителях типов царства животных; 8) очерк системы царства животных.

6.  «Главнейшие понятия из естественной истории и физики, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене»;
   Физика в женских гимназиях, как и в мужских, существовала как краткий курс, в который входило «описание метеоров, теплородных, электрических, оптических и химических явлений.
   Гигиена существовала как необязательный предмет в двух старших классах женских учебных заведений. Преподавание гигиены возлагалось на учителя- врача, обучение по этому предмету рекомендовалось вести в форме обычных уроков с демонстрациями или в форме бесед.

7. Чистописание;
8. Рукоделие в обыкновенном домашнем быту: уметь вышивать крестиком, подрубать салфетки, полотенца и платки, шить постельное бельё, детские передники, быть способной сшить простую рубашку, штопать и ставить заплатки, шить простое дамское бельё, юбки и дамские платья.
9.  Гимнастика – «если заведение имеет необходимые к тому способы».

   К необязательным предметам гимназий прогимназий относится: изучение французского и немецкого языков, соответствуя умственному развитию девушек, должно открыть им возможность ознакомиться с литературными произведениями других образовательных народов. От девушек, оканчивающих курс иностранного языка в женских гимназиях ведомства Министерства народного просвещения, требовалось «понимание нетрудных исторических сочинений» и умение переводить их «без грубых этимологических и синтаксических ошибок».
Рисование, музыка, пение и танцы.
   За эти предметы надо было доплачивать. За небогатых гимназисток могли заплатить их попечители.

   Судя по оставшимся альбомам с фото выпускниц, классы были по 30- 40 человек. Учились в аткарской гимназии 8 лет. Девочки поступали в 7- й класс, а выпускались из 1- го. И ещё год для повышения уровня образования, чтобы занять в профессии должность повыше. Они должны были дополнительно изучить дидактику, церковно- славянский язык, педагогику, русский язык и словесность, математику, историю и географию, а также можно было выбрать изучение того предмета, который девушки собирались преподавать в будущем.
   По окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу)— аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы. Знания оценивались по двенадцатибалльной системе.

   Дальше история аткарской гимназии подчинялась происходящему в стране. Революция 1917 года обосновала в ней уездный исполнительный комитет. С 1922 года тут будет школа, с 1926 года- педучилище. С 1941 по 1945 год сделают госпиталь для красноармейцев. Когда выпишут последних раненых, заселят военнопленных немцев, поставив забор с колючей проволокой.
   В 1946 году это снова педагогическое училище, но через 10 лет его закроют из- за переизбытка учителей начальных классов. С 1956 года здесь будет школа- интернат. Педучилище снова откроют с 1983 по 2011 год. Педагоги со средним специальным образованием оказались не нужны. Здание начало сильно рушиться. Появилось около 20 сплошных вертикальных повреждений, трещин, расхождений кирпичной кладки.
   Сейчас второй год воссоздают здание: разобрали, поменяли крышу, сняли красивую лепнину, убрали всю внутреннюю штукатурку, рамы заменили на пластиковые белые, убрали металлические украшения между башенками на крыше…, большую печь- голландку с центральным водяным отоплением, обогревавшую огромное здание… Освещение, кстати,  раньше производилось керосиновыми лампами, в начале 1910- х годов заменёнными электрическими.
   В настоящее время, для обеспечения кадрами Правобережья области, должны открыть колледж начального образования. Надо восстанавливать базу подготовки учителей начальных классов. Возможно, будет общежитие, столовая, спортзал, библиотека…, примерно,  как раньше…

   Выпускницы дореволюционной аткарской женской гимназии были юные, влюблённые, весёлые, красивые и … воспитанные…
   Прощание гимназисток с подругами и учителями событие запоминающееся и немного грустное. Делалась общая красивая фотография с вензелями, воспитателями, учителями, попечителями, красивыми видами аткарского городского сада.
   Каждая девушка имела альбомчик для пожеланий, и все друг другу писали тёплые слова и напутствия во взрослую жизнь.

   Сохранились «наивно- глубокомысленные» стихи юных саратовских гимназисток- выпускниц того времени… Сочиняли сами, переписывали понравившиеся чьи- то стихи…

                ***
Хоть кажется, судьба твоя странна,
Не падай духом без большой причины,-
Нет в мире бездн и пропастей без дна,
Хоть высоко, но есть у гор вершины…

Смелей иди прямым своим путём
И верь упрямо всем  природным силам,
Из боя выйдешь, точно,  силачом
И если раньше даже, был ты хилым.
1913 21 март

                ***
Есть в жизни одна красота
Мечта, дорогая мечта!
1916   17 мая

                ***
Пусть вечно жизнь тебя ласкает,
Как мать любимое дитя,
Пусть сердце горести не знает,
Не унывай, живи шутя.

Теперь гонись за жизнью дивной,
И каждый миг в ней восхваляй,
На каждый звук её призывный
Отзывной песней отвечай.

Не забывай, Соня, своих гимназических подруг, которые тебя любили.
17 мая 1916 года

                ***
Резвись, как пташка на просторе,
Пока не ведома судьба,
А в будущем, быть может, горе
И не коснётся до тебя.

И не узнаешь ты страданий,
Господь спасёт тебя от бурь,
И путь твой, чуждый испытаний,
Блеснёт, как ясная лазурь…

От Сони Черешневой 1913 февраль 25

                ***
Я сотку свою песнь не из счастья и грёз,
Не из солнечных ярких лучей,
Песнь свою я скую из страданий и слёз
И из муки бессонных ночей.

И рыданий, и стонов, и горя полна
Прозвучит моя песнь над землёй!
И пробудит людей от их крепкого сна,
И нарушит их сытый покой.

И зажжёт она скорбно людские сердца,
И заставит счастливых страдать,
И сама над страданьем людским без конца
Будет песнь та звенеть и стенать.

От вечно верного В. А. Саратов 1916
Вспоминайте, не забывайте.

                ***
          Есть текст и на французском, но перевести его некому…

            ***
На террасе дачи старой
Гимназист сидит с гитарой…

А в ногах лежат  убогие:
Синтаксис, этимология.
Он- поэт: «Где та блондинка,
Чьё сердечко, словно льдинка!

Я сгорю в любовном пламени,
Провалюсь я на экзамене,
И молюсь я всем угодникам,
Чтоб не быть мне второгодником.

На террасе дачи старой
Гимназист сидит с гитарой.

                ***
Разбита арфа, струны немы.
Аккорд последний отзвучал.
Конечный стих моей поэмы
Я в книге жизни дочитал.

И снова бьётся сердце ровно,
И нет желаний у меня,
И я встречаю хладнокровно
Закат пылающего дня.

Как нищий духом, подаянья
Ни от кого я не приму.
И затаённого страданья
Не обнаружу никому.

На память Соне от дачного друга С. Т.
1913 август 3

                ***
По берегам в кустах зелёных
Весь вечер трели соловья.
А на горе, в аллеях тёмных
Другая песня, не моя.

В ней горе, грусть, тоска, рыданья,-
О счастье прошлом там поют,-
Здесь, на земле, одни страданья,
Что душу мучат, сердце жгут.

Жора Д.
1913март 6

                ***
Какая разница меж Соней
И алой розой у куста?
У этой- нежные ладони,
И так царапается та.

               ***
Собери свои свежие силы,
Не проси никогда ни о чём.
Бейся с жизнью до самой могилы,
Или гибни последним рабом.

От Нади Масленниковой

                ***

… Что жизнь? Я мыслю- лист альбомный,
Который небо нам даёт.
Весь мир-  один альбом огромный,
Где всякий впишет, и уйдёт…

                ***
Горя, страданий, отчаянья полны
Моря житейского бурные волны,
Брызги их- слёзы и кровь.
Но человеку в юдоли томленья,
Чудные сёстры даны в утешенье:
Вера, Надежда, Любовь…

Первая в доле суровой, унылой
К людям приходит с могучею силой,
Светом небесным  поёт.
И ободряя усталых душою
Вера приносит им твёрдость с собою,
Гонит отчаянья гнёт,

В жизни суровой, в тоске безысходной
Светит вторая звездой путеводной...
В тихую радость зовёт.
Смотрим вперёд мы с Надеждой смелее,
Тёмная даль и ясней, и светлее,
Легче нам бремя невзгод…

Третья сестра- это Божье дыханье,
С ней не страшны никакие страданья,
Храм её- наши сердца.
В ней состраданье и жалость, участье,
В ней- красота всепрощенья и счастья,
Царство любви- без конца

" Три сестры"
   Священномученик Фаддей (Успенский) 12 ноября 1872- 31 декабря 1937
    Архиепископ Тверской
От Маруси Перепёловой

1913 март 27

                ***
«Будем наслаждаться благами и спешить пользоваться миром, как юностью и увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увянут. Сиё написано бысть рабом Божьим Александром».

                ***

Вот в альбоме здесь желают
Вам найти в борьбе исход,
Жизнь полна туч, полагают,
Всяких бедствий и забот.

И, конечно, всё похвально,
И в этом верно, спору нет,
Но, не бедами лишь полон
Наш прекрасный белый свет.

Много в жизни есть несчастий,
Забываются и те,
Улыбается нам счастье
В повседневной суете.

Отдавайтесь, улыбнитесь
Счастью жизни молодой.
И беспечно веселитесь,
Пока старость за горой.

               ***
Семён Яковлевич Надсон (14 (26) декабря 1862, Санкт- Петербург, Российская империя — 19 (31) января 1887, Ялта, Российская империя)— русский поэт.
   Тогда молодёжь знала его стихи наизусть, и в каждом альбоме учащихся, сборнике, в каждой хрестоматии его стихи занимали почётное место.
               Идеал

Не говори, что жизнь — игрушка
В руках бессмысленной судьбы,
Беспечной глупости пирушка
И яд сомнений и борьбы.
Нет, жизнь — разумное стремленье
Туда, где вечный свет горит,
Где человек, венец творенья,
Над миром высоко царит.

Внизу, воздвигнуты толпою,
Тельцы минутные стоят
И золотою мишурою
Людей обманчиво манят;
За этот призрак идеалов
Немало сгибнуло борцов,
И льётся кровь у пьедесталов
Борьбы не стоящих тельцов.

Проходит время, — люди сами
Их свергнуть с высоты спешат
И, тешась новыми мечтами,
Других тельцов боготворят;
Но лишь один стоит от века,
Вне власти суетной толпы, —
Кумир великий человека
В лучах духовной красоты.

И тот, кто мыслию летучей
Сумел подняться над толпой,
Любви оценит свет могучий
И сердца идеал святой;
Он бросит все кумиры века,
С их мимолетной мишурой,
И к идеалу человека
Пойдет уверенной стопой!

                ***

Люблю тебя, как Ангел Бога,
Люблю тебя, как брат- сестру,
Люблю тебя я слишком много,
Любить уж больше не могу.

От Петра Залетаева- тайного воздыхателя

           ***

На память Соне

Опять весна, шумят берёзы,
Журчит ручей, цветут цветы…
Волшебны девичии грёзы,
О счастье будущем мечты.

Оделись изумрудом нивы,
Шумят вишнёвые сады,
Кудрявые склонились ивы
И весело глядят в пруды.

                ***
Прими моё желание:
Не знай печальных дней,
И в знак воспоминания,
Храни листочек сей…

              ***
На память Соне

         Где красота?

Красота в упоительных грёзах,
Что тебе дарят Ангелы сна,
Красота в нераскрывшихся розах,
Что приносит с собою весна,

Красота в этом небе, далёком,
Где вечерние звёзды блестят,
Красота в твоём взоре глубоком,
Где прекрасные мысли горят.

Красота в молчаливом лобзанье,
Что мои зажигают уста,
В вере, в правде, в поэзии, в знанье,
И в любви, и в тебе- красота!

< 1898 >  Татьяна Львовна Щепкина- Куперник (24.01.1874-  27.07.1952)

12 мая 1913

                ***
                Николай Минский
             Серенада

Тянутся по небу тучи тяжёлые,
Мрачно и сыро вокруг.
Плача, деревья качаются голые…
Не просыпайся, мой друг!
Не разгоняй сновиденья весёлые,
Не размыкай своих глаз.
Сны беззаботные,
Сны мимолетные
Снятся лишь раз.

Счастлив, кто спит, кому в осень холодную
Грезятся ласки весны.
Счастлив, кто спит, кто про долю свободную
В тесной тюрьме видит сны.
Горе проснувшимся! В ночь безысходную
Им не сомкнуть своих глаз.
Сны беззаботные,
Сны мимолетные
Снятся лишь раз.

                ***

Не течёт река обратно, что прошло, то невозвратно…

                ***

Лучше гибель без возврата, чем мир постылый с тьмой и златом…

                ***

Ты молода ещё душою,
И мир влечёт тебя к себе,
И незнакомая с борьбою,
Ты веришь призрачной судьбе.

Ты веришь в правду, веришь в счастье,
В лобзанье сладкое любви,
В людей, в их братское участье,
И в силы юные свои…

Ну, что ж, дай Бог, чтоб эта вера
В груди подольше бы жила.
И исключением для света,
Ты жданным, радостным была.

17 апреля 1913

               ***

Время пройдёт,
Былого следы занесёт.
Юность быстро промчится,
Но, память о неё сохранится.
         
          1916

                ***

В шумной беседе друзья узнаются,
Они познаются бедой.
Как горе нагрянет, и слёзы польются,
Тот друг, кто заплачет с тобой.

3 дек 1913

                ***

Память альбомная, память не вечная,
Трудно в альбом мне писать.
Есть одна память, то память сердечная,
Ту, не в альбоме искать.

1912

На фото справа внизу- Павлюков Ф. Н.

Этой статьёй закрыта стриница истории Аткарска об образовании при царском режиме.
Тамара Порышева.
27. 10. 2023
Аткарск


Рецензии