Паломники и паломничество. Начало пути

Паломники и паломничество. Начало пути…
 
Решила затронуть очень серьезную и сложную тему – Паломничество.
Путь к Богу очень сложный, очень тернистый, иногда хотелось все бросить и вернуться в то состояние, какое было ДО!
Но что-то останавливает меня от этого. Наверное, надо все по порядку.
Изначально была просто любовь к путешествиям. Путешествовала всегда, можно сказать с пеленок. И был один человек, кто помог мне, привил, так сказать, эту любовь. Моя бабушка Августа. Она с младенчества меня куда-то возила, водила, и просто гуляла со мной не во дворе дома, а в городе. Мы ездили к родственникам, ходили в храм, в парк, на речку (если это была Москва, то на Москву Реку, если Самара, то на Волгу). Лодки, корабли, поезда были постоянно и даже самолеты. Назывался этот самолет «кукурузник». Да, да, я с детства познала этот вид транспорта.
Но чаще всего были ракета и метеор. Многие, скорее всего, их уже почти и не помнят. Но это был очень распространенный транспорт, и летом все им пользовались, и билеты было не купить.
Так я и росла. Это мои детские воспоминания и впечатления.
Но, наверное, начну с очень важной святыни, самое первое, что увидела и уже серьезно запомнилось, так это поездка в Киев. Я мало, что помню из той поездки, но помню главное, теперь для меня, – Киево-Печерскую лавру и посещение пещер.
Это сейчас я понимаю, что я получила тогда в Киеве, что увидела в школьном возрасте. И что пронесла через всю жизнь и запомнила. А тогда я была просто под впечатлением увиденного. Это поразило мой юношеский, еще почти детский взор. Больше я в Лавре не была, хотя еще несколько раз посещала Киев. Время было советское, поэтому, наверное, больше не получилось. А теперь и не знаю, получится еще увидеть или нет…
Я иногда думаю, как в начале 70х годов я могла туда попасть. Но факт, остается фактом, я там была!
Немного истории.
Киево-Печерский монастырь, по выражению историка церкви Е. Е. Голубинского, был построен не людьми, принесшими из мира готовые деньги, а отшельниками, удалившимися ни с чем.
В настоящее время Киево-Печерская лавра находится в центре Киева, на правом, высоком берегу Днепра и занимает два холма, разделённых глубокой ложбиной, спускающейся до Днепра, а в XI веке местность была покрыта лесом; сюда удалялся для молитвы священник близлежащего села Берестова, Иларион, который выкопал здесь для себя пещеру. С этого момента, наверное, и можно считать основание такой святыни. Мне всегда, очень важно понимать, сколько лет, все это существует, так, мне кажется, наиболее понятным величие той или иной святыни именно для меня.
Сколько всего перенес монастырь за время своего существования, и не перечислить, но выстоял. Вот и сейчас, очередное испытание. Будем надеяться, что и сейчас он опять будет на высоте.

Следующей моей святыней был Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор). Г. Владимир
Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля.
Единственный храм, где сохранились подлинные, документально подтверждённые и точно датированные фрески Андрея Рублёва.
Сказать, что я уже была верующим человеком, который ходит постоянно на службы, конечно, нельзя. Я выросла в семье, где в храм ходили, но не так, как положено по канонам. Поэтому вера моя появлялась медленно, постепенно. Не забывайте времена атеизма, который в институте мне очень помог. С этим предметом, я узнала разные религии, постаралась вникнуть в каждую. И это мне помогает и сейчас, я очень трепетно отношусь к любым религиозным людям и уважаю их веру.
А собор во Владимире был, есть и будет в моем сердце всегда.
Этот старинный русский город из золотого кольца был доступен моему созерцанию на протяжении 6 лет. Я люблю этот период студенчества, и, наверное, если бы не храмы и молитвы, не знаю, что со мной могло бы случиться. Я была порой очень активна и даже чересчур.

Следующий период моей жизни можно назвать «безбожным». Это очень громко сказано, но это так. Я практически не ходила в храмы, не молилась и это было почти до появления моей первой дочери, и именно в этот момент, после ее рождения, я это почувствовала, и поняла, что надо. Вопрос был в том, что не было храма там, где мы проживали. И, наверное, мое учительство, было еще одной причиной. Хотя я в тот момент не испугалась и пошла в то место, где можно было крестить моего ребенка. Это был небольшой деревянный дом, мы приехали туда вдвоем с мамой. Нам никто не задавал лишних вопросов, но мы сделали с божьей помощью, то, что хотелось нам и Богу.
До этого я уже была крестной моей первой крестницы Надежды, это было в Питере и дай ей Бог здравия телесного и духовного. И это тоже было, есть и будет памятно для меня.
И потом был опять перерыв до начала 90х. Времена были тяжелые, поэтому Бог вернулся в мое сердце немного уже по-другому.
И думаю, что не ошибусь, если назову следующей святыней в моей жизни Кафедральный Богоявленский Собор в Елохове. Он является одним из важнейших центров духовной жизни России, а в 90е я просто не знала куда еще идти. Так он и появился в моей жизни. И теперь уже и в жизни моей младшей дочери, где мы ее крестили. В 1990 г. при Богоявленском Соборе был освящен крестильный храм во имя святого Василия Блаженного (по преданию, родившегося в с. Елохове). Там и прошли наши крестины.
Впервые церковь Богоявления Господня, что в селе Елохове, упомянута в указе Патриарха Адриана от 1694 г. До 1717 г. храм был деревянным, с приделом в честь Благовещения.
В 1720-х гг. по указу Петра I церковь перестроили в камне на пожертвования, сделанные царевной Прасковьей Ивановной (дочерью царя Иоанна V Алексеевича).
В 1837-1845 гг. по проекту архитектора Е.Д. Тюрина прошла реконструкция тесного и обветшавшего храма.
История храма велика и величественна, тогда уже прошло много времени после посещений собора во Владимире, но мои воображения опять были поражены величием и красотой убранства… Но об этом соборе и моем возвращении в него чуть позже.

Здесь можно было бы перепрыгнуть лет на 27, но все же хочу чуть остановиться на святых для меня местах, которые вошли в мою жизнь благодаря моим детям. Хочу им выразить огромную благодарность за это и конечно моему духовному отцу, который уже к тому времени был у меня и помогал мне идти к Богу.

К этому времени я уже ходила в храм, исповедовалась и принимала причастие, и уже посетила много святых мест, перечислить все трудно, напишу несколько:
   -Николо-Угрешский монастырь был основан в 1380 году святым благоверным великим князем Димитрием Ивановичем Донским.
   -Храм Владимирской иконы Божией Матери — приходской православный храм в селе Быково Раменского городского округа Московской области. Памятник русской готики XVIII века
   -Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Время постройки Успенской церкви — 1753—1754 годы. Согласно сохранившимся документальным свидетельствам, первые упоминания о Жилино (Жилинском) относятся к XIV веку.
   -Храм Казанской иконы Божией Матери — православный храм 17 века в городе Котельники. Храм построен в 17 веке искусными мастерами Каменного Приказа Кремля и освящён в августе 1685 года Патриархом Иоакимом в присутствии Натальи Кирилловны Нарышкиной с царевичами Петром и Иоанном.
   - Старо-Голутвин мужской монастырь. Коломна — в месте слияния рек Москвы и Оки. Большинство исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. — наиболее вероятная дата его основания.
   - часовня Ксении Петербургской на Смоленском кладбище. В наши дни часовня Блаженной Ксении является одной из святынь Петербурга. Странничество в России нередко соединялось с подвигом юродства, юродствовала и блаженная странница (паломница) Ксения Петербургская.
Перечислить все будет трудно, но главное то, то появился интерес к святым местам и святыням. Это было хаотично, иногда проезжая мимо того или иного храма, я просто могла остановиться, войти в храм, помолиться и поехать дальше.

Но сейчас я хочу описать следующие святыни, которые мне стали доступны благодаря детям и которые стали для меня родными, это земли Козельские (Калужская область).
Говорить о паломничестве пока еще не было надобности, да я тогда и не думала об этом. Мы просто ездили в эти земли: и в Оптину пустынь, и в Шамордино, потом, позже еще включили для себя обязательное посещение монастыря Спаса Нерукотворного, пустынь в Клыково.
Для меня все было в новинку. Все святыни, которые я видела, пропускала через сердце. Это был для меня новый путь, и я по нему шла вместе с мужем, детьми и уже внучками.
И до сих пор, я стараюсь съездить в Козельск, чтобы посетить все эти, уже ставшие близкими места. Думаю, чуть позже, я постараюсь написать об этом периоде отдельно, более подробно и описать все свои ощущения.

Ну а теперь, к моей главной теме, и немного о том, что такое паломничество и откуда оно происходит.
Самое интересное, что в паломники я хотела «записаться» еще до всех этих событий. Услышала про путь Пилигрима, мне стало интересно, я даже изучила, где и как сейчас это происходит. Но потом поняла, и мне подсказали, что это для католиков. Возможно, что никто меня оттуда не выгнал бы. Но я рада, что все сложилось так, как должно было быть.
Паломничество (от лат. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) — путешествие верующих к географическим местностям и реликвиям, имеющим сакральное значение в данной религии. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от лат. peregrinus «чужеземец, странник»).
Паломничество в христианстве — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; а вообще хождение верующих к святым местам на поклонение.
Странничество произошло из подвига паломничества, из желания посетить места, освященные стопами Спасителя, Божией Матери и святых, из желания приобщиться к святости места.
Подвиг, собственно, заключался в отказе от удобств, в том, что человек скидывал с себя временно все земные путы богатства и приобщался к нищете. Человек становился добровольным нищим и следовал завету Христа: не сеял, не жал, всецело вручая себя на волю Бога. Так он шел к тому месту, куда влекла его вера, и там, узрев святыню, прикоснувшись к ней, снова становился прежним человеком, лишь просветленным подвигом, им совершенным.
Путешествия к святым местам, как по суше, так и по морю. Это было очень тяжело.  Паломничество, совершаемое по суше, считалось менее комфортабельным, чем морское, и менее быстрым. Вдали от больших дорог и в гористых местностях, оно было еще и не безопасным. Простой народ путешествовал пешком. Люди побогаче ехали верхом на муле или коне. Для преодоления пути паломники, естественно, нуждались в отдыхе. Церковь в помощь паломникам строила придорожные пристанища. Зачастую, это было и в монастырях, которые находились по пути следования паломников. В Деяниях апостолов упоминаются Три Гостиницы в сорока семи километрах от Вечного города. Паломничество в древние времена было великим подвигом. Человек, ступавший на этот путь понимал, что он может не вернуться, и что это его путь к Богу и с Богом.
Странствия паломников были направлены также к разрешению недоумений, к встрече с людьми, более опытными.
Паломничества можно разделить на ближние, однодневные, ближние двух-трех дневные и дальние. Дальние могут длиться и недели, и месяцы и даже годы.
Сейчас это разделение я увидела воочию. У меня есть однодневные, близкие поездки в монастыри, храмы, про которые я или услышала, или прочитала, и это было и раньше. Но пришло время, и я познакомилась с настоящими паломниками. И я благодарю Бога за это.
Первая паломническая поездка у меня получилась на Соловки и совершенно случайно.
Чуть выше, я писала, что через 27 лет вернулась в Елоховский собор. Практически столько, я в нем и не была. А пригласили меня туда, да пригласили (и это, я думаю, что это уже не случайно) из центра долголетия г. Москвы на экскурсию. Да, в этом соборе проходят обычные экскурсии, где рассказывают и показывают все, что там есть. Именно на экскурсии я познакомилась с интересным для меня человеком, зовут ее Елена. Я услышала замечательный рассказ и можно сказать, увидела собор совсем по-другому. А в конце экскурсии, еще и получила предложение поехать на Соловецкие острова.
О Соловках я мечтала давно, когда впервые побывала в Карелии и мы туда собирались с группой съездить. Но, видимо, тогда было еще для меня очень рано и немыслимо такое в то время. Я была молода, авантюра всегда была при мне. Поэтому и не сложилось.
Эту первую, паломническую поездку, сейчас для себя я ее уже паломнической и не назвала бы. Больше это была экскурсия и первые прикосновения к святыням. Да, как ни странно, после такого количества святынь, я все еще не была паломницей., к сожалению.
Я не понимала ничего. Просто на все смотрела, старалась увидеть и отложить не только в памяти, но и на фото и видео. Тогда уже был мой канал на ютубе, и я периодически что-то для него снимала. 
Но вот, когда меня не взяли на остров Анзерский, сказав, что я не смогу, не пройду, не выдержу, то были с моей стороны и слезы, и обида. Почему? Я никак изначально не могла понять, как это так, меня не берут. А Я ХОЧУ!
Но была сказана мне очень умная и нужная в это время фраза: «Алевтина, смирись». И я услышала!
Ее я сейчас периодически вспоминаю. И благодарна Елене, руководителю паломнической службы при соборе в Елохово, которая многозначительно произнесла ее для меня.
Поездка для меня оставила неизгладимый след. И если будет возможность туда возвращаться, я буду это делать. (и уже в этом году посетила Соловки второй раз)

И вот познакомившись с паломниками, увидев людей, я конечно же загорелась.
Чуть больше года, я ездила и впитывала в себя все, что можно было впитать.
Сколько замечательных мест я посетила за этот год, мне и не снилось.
Вот под впечатлением всего этого я пишу сейчас, на одном дыхании.
Спешу всем поделиться, пока пришло вдохновение.
Все места, которые я посетила, можно найти на сайте паломника Елоховского собора, а также посмотреть мои видеоотчеты на моем канале в Ютубе, а скоро постараюсь все выложить и в телеграмме
Канал «Путешествуем с Алевтиной».
Скорее всего я напишу об этих поездках отдельно, а сейчас, все же остановлюсь на некоторых из них.
Надо написать еще немного о Соловецких островах. Я их ровно через год посетила еще раз. И это была уже совсем другая поездка, более осмысленная и более одухотворенная.
И я рада, что Остров Анзер в первый раз был для меня недоступен, я к нему просто была не готова. Сейчас было совсем другое восприятие. И все было как -то иначе, я посещала те же места, что и год назад, но видела их совсем другими. Описать ощущения сложно, их надо прочувствовать.
Мне уже не мало лет и у меня больные ноги, но с божьей помощью я все преодолеваю. И это видно не только мне, но и тем людям, которые находятся рядом со мною во всех поездках.
А люди, я скажу, замечательные, сколько поддержки и реальной помощи я увидела и ощутила, не передать.
Огромное всем спасибо.
Совсем недавно я вместе с этой же группой посетила Абхазию. Замечу, что была я там не первый раз. Но то, что получила в этой поездке, будет незабываемо.
История христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры
Я и не знала, что эти места настолько богаты православными святынями, что столько мест, куда можно возвращаться снова и снова.
Каманский монастырь святителя Иоанна Златоуста — православный мужской монастырь, расположенный в селе Команы.
На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст.
В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь.
Драндский монастырь в честь Успения Божией Матери, Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках, Собор Успения Божьей Матери в Дранде - ровесник Святой Софии в Константинополе.
И опять здесь были трудности, которые надо было преодолеть, дойти, подняться, увидеть. И опять постоянно слышала, голос помощи и видела руки, которые помогали в трудную для меня минуту и в трудном месте.
Лыхненский храм Успения Богородицы — один из немногих средневековых православных храмов, дошедших до нас в почти первозданном виде. Он был построен в X–XI веках. Важная деталь в истории храма — его расположение. Сейчас Лыхны является обычным селом. А когда-то оно было самой настоящей столицей, из которой абхазские правители руководили своим княжеством. Доподлинно известно, что в XV веке христианская вера стала непопулярна среди населения Абхазии. Но храм Успения Богородицы в селе Лыхны не разрушили.
Илорский храм является одним из святых мест Абхазии. И хотя внешне он может не впечатлить, для православных не только Абхазии, но и других регионов он имеет большое значение. Илорский храм издавна славился своими иконами, многие из которых являются древними. Особенно известен Илорский храм своими мироточащими иконами, есть даже одна кровоточащая. Это древние священные реликвии. Их нельзя трогать руками и целовать, к ним можно только прикасаться фитилем незажженной свечи. И это было открытием. И как-то по-другому иконы воспринимались.
Много еще, о чем можно написать, перечислить святых, храмы, просто места, связанные с какими-то событиями.
Просто попробую малую часть перечислить: Владимир, Суздаль, Александров, Юрьев-Польский Кашин, Псков, Печоры, Беларусь, Казань, Калининград, Подмосковье, Тула, Козельск… это очень коротко, где я побывала за этот год. А еще Троице-Сергиева лавра, Новоиерусалимский монастырь, церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде и Высоцкий мужской монастырь в Серпухове это самые популярные у туристов и паломников места в Подмосковье, и конечно я их посетила.
Перечисляю и сама удивляюсь – сколько. Сколько мне открылось в этом году.
И это Наша Россия. Спасибо Богу и всем, кто помог мне это увидеть.


Рецензии
Это удивительные люди, поломники.
Путешествие по святым местам - это святое дело.
Прочла с интересом.
Спасибо, Алевтина.

Нина Калашникова   30.10.2023 18:32     Заявить о нарушении