Осколки воспоминаний

Я зла. Или обижена. Наверное, и зла, и обижена. Вообще, это не важно, потому что сейчас я думаю только о том, что моя дочь меня не послушала. В который раз. Давно ли это началось? Как я не замечала? Но ведь она обещала мне, ведь она всё поняла тогда! Наверно.

- Привет! Я вернулась, - донёсся голос Ани из коридора.

- Положи рюкзак в комнату и подойди ко мне, - сказала я, стараясь делать голос более серьёзным.

- Эмм, хорошо… - ответила моя четырнадцатилетняя дочь, как мне показалось, немного растерянно.

- Мам, что случилось? По-моему, на этой неделе всё хорошо с оценками.

- Ты снова общаешься с этим Лёшей? – устало спросила я, хотя уже знала ответ.

- Ты опять, да? Сколько ещё мы будем это обсуждать? Я буду общаться с тем, с кем захочу! Он не такой плохой, как ты думаешь. Я в состоянии сама выбирать себе друзей. Мне не нужны твои советы, - Аня уже почти перешла на крик, но я не хотела слушать её оправдания.

- Мы будем говорить об этом до тех пор, пока ты не поймёшь, что Лёша находится в плохой компании, а я не собираюсь мириться с тем, что из-за него ты оказываешься там же!

- А может, мне нравится эта компания? Тебе вообще не интересно моё мнение? Ты же работаешь в школе. Как тебя только ученики терпят. За пятнадцать лет уж можно было научиться разговаривать с детьми! – выкрикнула моя дочь. Я никогда не слышала от неё подобных фраз. Больно кольнуло в груди.

- Что ты себе позволяешь?! Моя работа никак к этому не относится! Это совершенно разные вещи. Не нужно её к этому приплетать.

- Нужно, ещё как нужно!

- Да послушай же меня! Лёша - это не тот человек, которого я хотела бы видеть рядом с тобой. У него ужасное поведение, он курит, об успеваемости вообще молчу. Общение с ним до добра не доведёт, – снова попыталась я вразумить дочь, но чувствовала, что силы мои были на исходе.

- Главное, чтобы я хотела его видеть рядом с собой! И вообще, ты тоже общалась с трудным подростком в своё время. И что теперь? Вы женаты.

- Это совсем другое, - сказала я, потирая виски, чтобы унять приступ мигрени.

-Нет, мама. Как же ты не понимаешь? Это одно и то же!

Она сорвала куртку и, громко хлопнув дверью, выбежала из квартиры. Подобные ссоры случались всё чаще. Я тяжело вздохнула и подняла с пола тряпку, которую в порыве эмоций бросила на пол. Что я собиралась делать? А что нужно было ей сказать? Может, стоить подобрать другие слова в следующий раз? Но какие?...

В тумане раздумий я не заметила, как оказалась в комнате дочери и случайно задела стопку учебников на столе, повалив их на пол. Что же это за день такой? Всё валится из рук! Та-ак, это тетради. Ещё тетради. О боже, как много тетрадей! Ого. Это же… Это же учебник по химии! 8 класс. Совсем потрёпанная обложка. Этот учебник точно учил несколько поколений школьников, но всё ещё остаётся таким красочным. У нас раньше были серые, с незамысловатой обложкой и золотистой рамочкой. А этот учебник светлый, с яркой картинкой. Стеклянный цилиндр с красной жидкостью, от которой идёт пар. На синем фоне это особенно красиво. А сколько листов… Ух-ты! Наверное, они многое сейчас проходят. Как же изменилась программа… Ничего себе… О! Таблица Менделеева!

***

Геометрия, русский, литература, информатика, физика и химия. По-моему, всё взяла. Пора выходить, а то опоздаю в школу.

- Привет, Насть! А я тебя ждал. Пойдём вместе?

- Привет! Давай. Миш, а ты сделал химию? Я вчера почти весь вечер потратила на эти химические элементы, надеюсь, всё выучила. А то я её знаю, обязательно спросит!

- Ну-у. Я читал, – он сказал это немного неуверенно, как мне показалось, так что я начала сомневаться в том, что он их не только читал, но ещё и выучил.

- Миша, ты учил или просто прочитал? - я остановилась и требовательно посмотрела на него в ожидании ответа.

- Ой, Насть. Ты видела сколько их там? Я забыл, как дышать, когда увидел их. Пойдем, а то опоздаем.

- Ладно. Перемена длинная, может, ещё успеешь.

- Конечно. Когда я чего-то не успевал по химии! Ха. Я же будущее светило!

- Нельзя так относиться к учёбе…

- Нет, Насть. Можно, нам всё можно…

***

Так, хватит вспоминать, Настя, у тебя много работы. Лучше аккуратненько сложи всё на место, пока Аня не вернулась. А тебе ещё нужно проверить тесты и сочинения, а с Аней завтра поговоришь. Нужно убедить её, что Лёша – это не её вариант. И чего она про Мишу вспомнила… Как их вообще можно сравнивать. Это же её отец. Он совсем не похож на того разгильдяя.

Из-за этих ссор голова разболелась! Нужно проветрить квартиру. Вдох-выдох! А на улице, оказывается, так свежо. Почти лето. Так много людей гуляют. Всем хочется насладиться тёплыми майскими деньками. Надо же, как уже позеленела трава… На деревьях распустились листочки, начинают цвести одуванчики. Как это красиво! А самое главное - небо. Светло-голубое, нежное, как вода в море на рассвете.

***

Море. На него можно смотреть вечно. Движение волн и их размеренный шум гипнотизируют. Здесь так спокойно. Никаких забот, проблем и мыслей. Сидя на этом причале, я чувствую умиротворение, словно кто-то выключает в моей голове все тревоги и страхи. Солнце уже поднимается, и я могу увидеть красивейший рассвет, который раньше видела только на картинках.

- Настя! Настя! Вот ты где, – запыхавшись, сказал Миша, подбегая ко мне. – Ушла ни свет, ни заря. А я тебя ищу часами.

- Часами? – улыбнувшись, ответила я.

- По ощущениям - часами. Но на самом деле это первое место, куда я пошёл. Ты же любишь сидеть на причале утром, я знаю.

- Ты прав. Люблю. Здесь так красиво.

- Ага.

Мы погрузились в приятную тишину. Будто понимали друг друга без слов. Через несколько минут, а может, и часов, я спросила его:

- Скоро мы разъедимся по университетам. Миш. Миша, обещай мне, что мы не потеряем друг друга.

- Обещаю. Нас никто и ничто не сможет разлучить... ***

Как помутнение какое-то. На что ни посмотрю, везде мерещатся картины прошлого. День забытых воспоминаний что ли? Хватит смотреть на небо. Соберись, нельзя придавать воспоминаниям столько значения. Время уже! Пора идти в магазин…

Чуть-чуть посолить и… Опять! Ну, почему у меня никогда не получается, как у мамы?!Сколько бы мама ни учила меня варить борщ, ни разу не получалось, как у неё. Всё же по рецепту, но будто бы чего-то не хватает. Но Мише и так всегда нравилось. Он даже говорил, что у меня получается лучше.

Ужин готов, осталось накрыть на стол. Нужно поискать новую скатерть, которую мы купили на прошлой неделе. Нет, это не та, это новогодняя. Это вообще старая, давно пора её выкинуть. О боже, что здесь делает наволочка на подушку?! Где же эта сиреневая скатерть… Нет, это горчичная, всегда меня раздра… О, что это за рухлядь? Не может быть! Моя университетская тетрадь. Сколько всего там было… А это что за бумажонка?...

Я подняла кусочек бумаги и замерла. Миша и я. Мы тут такие молодые. Старая и потрёпанная временем фотография. Уже цветная. Мы так этим гордились. Тогда уже появились полароиды, и мы одолжили один у старшего брата Миши. Берегли этот фотоаппарат как зеницу ока. Миша здесь в таком большом сером костюме на несколько размеров больше. Отцовский, конечно. А на лице моего будущего мужа отразилось полное непонимание происходящего, будто он и не выпускник вовсе, а первоклассник. Я здесь была по-особенному красива. Пышная причёска, мамина помада и гордость всех девчонок - белый-белый фартучек. Мы стояли тогда перед школой, начиная новый этап жизни, и знали, что у нас всё получится. Я всегда считала, что этот осколочек нашего счастья потерялся при переезде. Вдруг рядом раздался до боли знакомый голос:

- Насть, всё хорошо? Ты стоишь так уже минут десять.

Я вздоргнула и посмотрела на него. Миша. Теперь это серьёзный солидный мужчина с пышными усами и морщинками возле глаз. Он взял у меня из рук фотографию, улыбнулся и сказал:

- А помнишь, какими мы были?

- Помню.

***

- Я так волнуюсь, ты себе даже не представляешь! – я до сих пор немного заикалась, всё-таки не каждый день заканчиваешь школу.

- Нет, не представляю. Я спокоен как удав. И даже рад! Мы всего-то заканчиваем школу, точнее, уже закончили. А ты почему заплакала?

- Я расчувствовалась. Мария Васильевна так трогательно прощалась с нами, что я не сдержалась. Это было так по родному!

- Хватит! У нас ещё всё впереди: университет, работа, семья. Школа не единственная вещь за всю нашу жизнь, с которой мы не хотим расставаться, – он сказал это так уверенно и даже без шутливого тона, как обычно, что я полностью доверилась ему…
***
Вечером следующего дня я тихонько постучала в комнату Ани. Накануне я много думала над тем, как прошла моя юность. Может это не случайность? Все эти знаки судьбы. Правда ли Миша и Лёша так не похожи друг на друга? А всегда ли я поступала правильно? Нужно ли было навязывать свои мысли дочери? Ведь она совсем уже взрослая…

- Привет.

- Привет.

Я не знала, что ей сказать, как и она. Несколько минут длилось неловкое молчание. Я поняла, что должна была прервать его.

- Прости меня. Я пыталась навязать тебе своё мнение. Я ведь в ответе за тебя. Ты всегда будешь моей маленькой девочкой, за которую я буду постоянно волноваться. Я не понимала тебя. Но думаю, ты права.

Эти мысли крутились в моей голове 2 дня, не давая мне спать. Но всё-таки этот разговор я представляла по-другому, всё почему-то пошло не по плану. Как же трудно принимать свою неправоту.

- Или не хотела понимать.

- Эй, ну, не ворчи на свою старушку.

Я толкнула её в бок, и мы рассмеялись. На наши голоса пришёл Миша.

- Над чем смеёмся? Я тоже хочу!

- Папа! – мы с Аней сказали это хором и через несколько секунд снова рассмеялись, только уже втроём.

- Мам, а что ты принесла? Ответы на контрольную?

- Не дождёшься.

- Ну вот, даже помечтать не дают, – улыбаясь, проворчала Аня.

- А если серьёзно, что у тебя в руках? – Мише было не занимать любопытства. Аня вся в него.

- Это альбом с нашими фотографиями, – я ласково погладила старый, потертый альбом кончиками пальцев, который хранил в себе множество запечатлённых моментов нашей юности.

- Да ну? Не знала, что он у нас есть. Круто, давайте смотреть!

Мы несколько часов рассматривали фотографии и рассказывали дочери о себе, своём прошлом. Нашем прошлом. Вспоминая и рассказывая истории, я поняла, что нужно меняться. Я поняла, что очень многое изменилось вокруг нас: появились новые технологии, средства связи, суждения и возможности. Но несмотря на все эти перемены, не поменялись мы. И в этом наша ошибка. Многие привычки и знания я впитала в детстве. И если в моём детстве меня не слушали, то я хочу услышать своих детей.


Рецензии