Сон об уклонении от мобилизации и Гегель

Мне снится, что меня собираются забрать в армию. И отправить воевать на Украину. Я этого очень не хочу. Потом я вспоминаю, что к воинской службы я не годен. Так указано в моём военном билете. Я немного успокаиваюсь. И тут появляется какой-то парень и говорит что в моём военном билете не всё корректно оформлено. Там что-то неверно с моей фотографией.

"Что? Не я там что ли на фотографии?" - спрашиваю я. Открываю военный билет, смотрю на фотографию, и ничего не могу понять. Вроде на фотографии я. Тем не менее парню удалось меня напугать. Я решаюсь уехать из Москвы. Опять рядом оказывается этот парень. Мы вместе с ним садимся в электричку и куда-то едем.

И вот за окном мимо летят телеграфные столбы. Скользят голые поля и перелески. Небо укутанное
сизыми светящимися тучами. Как щемяще прекрасна Россия в это осеннее время года! А я не знаю, куда и зачем еду!

Но вдруг появляются доказательства, что мои опасения были оправданы. В электричку входит полицейский патруль и начинает искать уклоняющихся от мобилизации. У всех мужчин проверяют документы. Первым в очереди на проверку оказываюсь я. Я знаю, что на военном билете на фотографии я, однако страх меня не отпускает. Я боюсь, что полицейские меня арестуют. Отправят на фронт, и я там погибну.

"Документы" - говорит полицейский. Я протягиваю ему военный билет. Служивый смотрит на меня очень недоброжелательно. Я ему чем-то очень не понравился. И такое у меня уже не в первый раз в жизни. У некоторых людей я вызываю ярко выраженную антипатию. Особенно у тех, с которыми мы, так сказать, принадлежим разным человеческим кастам.

- "Ну, что? Не удалось откосить от армии?" - говорит он.
- "А в чём дело? - пытаясь притвориться шлангом, говорю я.
- "Документики не в порядке". Он показывает мне мой военный билет, и я вижу в нём две фотографии вместо одной. Фотографии разные, и что удивительно, наклеены на разных страницах.

- "Та-таварищ сержант..." - я начинаю заикаться... -"Послушайте, я военные билеты не оформляю. А статья, по которой я освобождён, там указана".

- "Ладно. Сиди пока" - говорит полицейский. Он отходит и начинает проверять документы у других мужиков в вагоне. Скоро находит новую жертву и уводит с собой. Со мной, по-видимому, ему возиться не хочется. "Пронесло" - думаю я.

Философ Гегель когда-то написал: "Все действительное - разумно, а разумное - действительно". 200 лет потом эту мысль интерпретировали и так, и эдак... Скорее всего, её нужно понимать так. Только разумное может быть по-настоящему действительно. А то, что не согласуется с Разумом, обладает действительностью лишь мнимой. То, чему я стал свидетелем... это насилие над людьми.. было явно неразумно. И оно должно будет, конечно, исчезнуть тоже. Это та действительность, которая как раз преходяща и иллюзорна. Которая не настояща. Даже если я вижу её только во сне...

Или... если сформулировать более парадоксально... утопия и иллюзия может быть даже более онтологически действительна, если она более разумна, чем реальность, которой она противостоит.


Рецензии