о картине черный квадрат

я не автор          О черном квадрате Казимира Малевича
Николай Леухин
В священном восторге потомки глядят,
Умильно сверкая слезами,
На шутку Малевича – «Черный квадрат»,
Подвесив его вверх ногами.
(Константин Ефетов)

Картина (если это можно назвать"картиной") "Чёрный супрематический квадрат" была создана и показана на «Последней футуристической выставке “0,10”» в декабре 1915 года. В 1919 году Малевичем была создана группа УНОВИС ("Утвердители нового искусства"). Председателем творческого комитета УНОВИСа был Лазарь Хидекель (1904 - 1986 гг.)

Александр Бенуа, современник К.Малевича, великолепный художник и критик искусства, писал о картине:
«Черный квадрат в белом окладе - это не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного, приведёт всех к гибели".
 
 Автор назвал свою "картину" - "Икона нашего времени" и на открывшейся выставке первых футуристов, где она впервые была представлена, её разместили в «красном углу», где обычно размещают главную икону жилища.
 
 До сих пор "продвинутые специалисты" от искусства обсуждают достоинства этого шедевра.
Не специалисты выражают свои впечатления проще - говорят "зацепил квадрат".
 
 Не верю! Потому как спроси такого ценителя, какие ещё работы  Малевича его зацепили, не ответит. А если рядом повесить ещё парочку таких же "квадратов" - определит подлинник? Не определит, потому как не сам "квадрат" важен, а имя автора, его скандальная известность, а тут важно быть сопричастным  к "выдающемуся", для других непонятному, вывернутому.
 Точно такое же желание заявить о себе  движет современных "модернистов", оставляющих свои надписи на сиденьях в транспорте, на стенах домов, на скалах в горах - "здесь был Вася!"
 
Сегодня можно точно сказать, что эта мода расползается. Это не только пацаны с фломастерами и аэрозольными баллончиками, чиркающими всё, что попадёт под руку, сегодня это поп - шоп - арт - модерн с большими возможностями воздействия на сознание людей во всех сферах искусства - в кино, в современных постановках в театрах, в балете, в выставках своих и чужих "художников-модернистов". Особые заслуги  в этом принадлежат ТВ. А кому принадлежит само ТВ и все "желтые" СМИ? Нет, не служителям прекрасного. Красота – это гармония, отсутствие красоты – это квадрат. Если искусство перестает делать человека лучше, то оно перестает быть искусством. Если телевидение не пропагандирует прекрасное, оно становиться "зомбоящиком".

Неужели А.Бенуа прав, что "через попрание всего любовного и нежного", через замену настоящего откровенной халтурой, и не только в искусстве, а во всех сферах нашей деятельности начиная с производства детских игрушек и до космоса (космические корабли стали падать с завидной постоянностью), от содержания своих жилищ и улиц городов, от порядка за рабочим столом до порядка в своих головах,  мы уверенно идем к своей гибели?
Вопрос правда излишний, такой путь ни к чему другому привести не может. Всем скопом это  не страшно, даже пошутить можно (как говорил один из героев к/ф "17 мгновений весны").
Но всё же, когда нибудь красота начнёт спасать этот Наш Мир?


© Copyright: Николай Леухин, 2012
Свидетельство о публикации №212011600999
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении
Другие произведения автора Николай Леухин
Рецензии
Написать реценз


Рецензии