Дарг. хIумерз и ав. диал. гьум
Почему-то все обозначения класса насекомых,также червей и личинок в аварском, даргинском и чеченском языках стабильно "промонгольские".
В современную эпоху никто таким созданиям значения не придаёт, но предки нахско-дагестанских народов придавали.
Согласно китайским этиологическим мифам предки китайцев якобы произошли от насекомых,связанных с "первочеловеком". "Насекомые/черви" было прозвищем населения Каганата Жужань (Rouran). Византийские источники в связи с жужанями упоминают некий народ "кермихионов", ср. иран.kerm/kirm/girm "червь", но арм. karmir "красный". Красный цвет и в ряде славянских языков ассоциируется с червями- "червь" и "червонный".
Разделение т. н. "иранских гуннов" (эфталитов) на "красных" и "белых" проходит и в иранских источников. Японские исследователи склоняются к мысли, что "красные" имели отношение к монголам. Монгольский этноним "хоры" также отражён в чеченском как "слепень". Хорами являлись сяньбийцы (самоназвание - serbi), вухуани. В "Сокровенном сказании" постоянно упоминается "земля Хори-Тумат". В халха-монгольском "хор","хорт", "хорхой" это всё токсичное, губительное, ненасытное, морально и физически пожирающее окружающих (ср турецкое hortlak "вампир"). Это в целом -типаж агрессивных мясоедов, а также лиц, обуреваемых какими-то стремлениями и желаниями, ср. также рус. "книжный червь". В современном аварском словосочетание "мясной червь" не несёт никакой отрицательно6й смысловой нагрузки. Это скорее положительная характеристика человека. В "Язычестве Древней Руси" академика Рыбакова есть изображение девушки/молодой женщины, обнажающейся на засеянном поле,на котором кувыркается волк с отчётливо различимым поясом. Академик Рыбаков самого волка называет "хортом", пояс и кувыркание считает атрибутами магии, а раздевающуюся девушку/ молодую женщину на фоне засеянного поля - манифестацией плодородия. Так что "токсичность", вкупе с "ненасытностью" в древности у некоторых народов, по крайней мере для мужчин точно не считалось плохим признаком. Эти качества расценивались как "жизненная сила",необходимая для размножения и плодородия.
В нахско-дагестанских,как и монгольских языках всё что содержит горечь, вязкость на вкус имеет звуковую форму хор/хэр, это ботва, трава, редька и пр., ср.также халха-монг. хурц "острый". Мировидение монгольских и нахско-дагестанских народов уважительно так или иначе выделяет объекты в которых предпологается острота, горечь, вязкость. К подобному мировидению имеют прямое отношение и т.н. "огненные марки" (ts, ts', dz), т. е. идёт акцент на стихиях огня и венетации,которые в понимании предков монголов и нахско-дагестанских народов восходили к одному источнику.
В завершении мы скажем, что именно поэтому мы скептически относимся к этнониму "албан", но положительно к форме "агъван"(aghouan) и гаргар. Для нас "албан" с большой долей вероятности всё же социальный термин, означавший категорию лиц на службе государства, те кто ему служат ( чиновники, полиция, налоговики и т.п.) или платят налоги, исполняют какие-то обязательства.Эти обязательства могут быть как насильно навязанные, так и добровольные.Говоря языков Ветхого Завета и Евангелий - они "едят соль во дворце". Поэтому, можно считать даже в известной степени самоуничижением, когда кто-то заявляет, что "мы - кавказские албаны". Это не что иное как халха-монг. albat "подданные, данники", всякого рода выполнители поручений и обязательств. Если сегодня вы скажете в Улан-Баторе, что вы "албан", то вас поймут как "чиновник", "государственный служащий". Но если вы этим гордитесь,тогда будьте ими.
Подавляющее большинство предков современных нахско-дагестанских народов - никакой не albat, а "хоны" армянских источников. Или они прямо ими и являлись или были собраны под их "крышей". Одни из дербентских ворот, согласно Гюлистан-е Ирам так и назывались "алгонские" (т.е. al-HwN). В армянских источниках также есть упоминание неких walxon. И если бы нам к примеру предложили бы ёмко и выразительно обозначить какую нибудь статью о средневековом Дагhестане для немецкоязых читателей, то мы бы остановили свой выбор на Alchon-Stamm im "Dach-Raum", что переводится на русский: "алхон племя/происхождение/ствол в "Дах (т.е. "крыша")- прстранстве". По-русски, естественно, маловразумительное словосочетание, но немецкий язык как раз этим и отличается, что способен виртуозно преподнести смысл тех или иных корявых на русский слух выражений. Именно так, а не скажем, "Лезгистан- Албания". От последнего млеют как сами кюринцы (лезгияр), так и закаталинские маарулал,собранные вокруг некоего "Аварского культурно-просветительского общества Цор". Совершенный сумбур, царящий в их головах рисует им некую Великую Албанию, она же Лезгистан/Лекетия. Данные же нахско-дагестанских языков скорее указывают на "Дах-раум хонов" в виде конфедераций и союза конфедераций, "албан" же отражено в аварском как "алапа" - "жалованье, оклад", т.е. это мир чиновников, налоговиков, полицейских, изначально чуждый предкам нахско-дагестанских народов. Они от этого "счастья" буквально шарахались веками как от кошмарного сна.Шамилёвское движение кончилось крахом не только от острой нехватки ресурсов, но и отягощения сознания узденей тем фактом, что для того, чтобы одержать победу над навязываемыми им порядками, приходится внедрять схожую систему насилия, принуждения у себя. И работе этого уже запущенного жестокого механизма не видно конца.
В современной Турции вы можете задать вопрос:" ты тюркмен или манав"? Первая категория- это те кто возводят себя к туркменским племенам, их родо-племенной структуре, вторые - "зеленщики". Для турок - это безобидный вопрос, ничего уничижительного они в нём не видят. Для Дагhестана то же самое будет выглядеть "ты алхон или албат?" Первые -это те кто "рулили" на равнине и те, кто их поддерживал, проживая при этом в конфедерациях. "Албат" же зависимые и полузависимые, так или иначе прикреплённые к земле или правителю.
Античные и армянские источники указывают на земли за "Стражами Хонов" (Дербентским проходом) как сплошь "хонские".И нам непонятно желание представителей некоторых современных народов Дагhестана зачислять себя в "кавказские албаны", тем самым как-бы противопоставляя другим.
"Алхон"- общество воинов и свободных землепашцев, а "албат" - закреплённые на определённой территории или за тем или иным правителем, в лучшем случае наёмные военнослужащие или чиновники. Первые - Terra Sarmatia,вторые - к югу от неё.
Механизм "приглашения варягов" тоже ясен. Он проистекал из желания конфедератских обшин чётко указать в договоре круг добровольно взятых на себя обязательств сторон. Таким "варягом", напр., являлся вовсе не "варяг", а русич Александр Невский в Новгороде. Его то приглашали "княжить", то изгоняли. Приглашённые же со стороны, при удачном стечении обстоятельств пытались закрепить свой статус "наследственных правителей", что не всегда устраивало местных.Правители из монг. по-происхождению рода Ашина в Хазарии также являлись выборными. Их обязаны были уважать, но могли и задушить.Всё это считалось вполне законным - "каган потерял силу, от него одни несчастья и проблемы". Весь этот правовой механизм изначально обговаривался, потому что желающих страдать под тиранией дураков и сумасшедших не было. С приглашёнными на трон правителями в этом отношении было легче. Они явно -чужие,сами с этим согласны,к тому же взаимные обязательства можно утвердить с чистого листа.Одни выполняют свою часть обязательств, а другие -свою. Для региона Дагhестана - в целом вполне типичная ситуация. Имам Шамиль тоже явл. выборным правителем, поэтому время от времени озвучиваемые якобы его "завещания" мягко говоря нелепы, так как был определённый свод обязательств, который он должен был соблюдать. Но не более того.
Свидетельство о публикации №223102800333