Каваи - не каваи

    Вчера среди магазинчиков Апраксина двора увидела рекламу японских игрушек и вывеcку: "Kawаii". Неожиданно.
    Поскольку я далека от поклонников манга или аниме, я не имела представления, насколько анимешная культура внедрилась в молодежную субкультуру. Интернет мне в помощь - и я увидела кучу всяких штампованных рисунков, типажи героев аниме, и словарь "японских заимствований в русском языке", и переводы их на русский матерный... Словом, как-то мне это всё не очень понравилось.
    А каваи - это словечко широко употреблялось и во время моей работы в японском университете. Означало оно нечто типа милый, прелестный и произносилось с такой полудетской интонацией: кавайии! Ну, кто представляет японских девушек, "косящих" под маленьких девочек, - тот поймёт.  Девочки, косолапо ставящие ножки при ходьбе, таращащие глазки и говорящие с мимикой и тональностью маленьких детей, очень нравятся иностранцам определенного типа. А иностранцы – очень нравятся девочкам определенного типа. Нередко эти девочки мечтают уехать с иностранцами из Японии.
    Это я давно увидела и в Китае, и в Японии позже. Мило, забавно - кавайии, словом.
   
    … Как персонажи манга, или аниме - почти одного роста, в синих пиджачках и юбочках, в белых гольфах, с одинаково аккуратными стрижками блестящих черных волос - мимо моего балкона на первом этаже каждое утро идут школьники. Класс пятый-шестой. Болтают, смеются, по сторонам не смотрят, меня не видят. Идут всегда группками, редко кто пробежит, опаздывая. За плечами ранцы, довольно тяжёлые.
    Прошли. Ещё нет восьми – уроки начинаются рано. Возвращаются они не так дружно, иногда по одному, поднимаются в горку далеко не бодрым шагом. Устают, наверное.
    Эти дети не то чтобы мешали мне, просто – почему они так безразличны к тому, что люди могут ещё спать… или японцы не могут?.. Или мне просто досадно, что никто, совсем никто никогда не посмотрит вокруг, не заметит меня, не оглянется с любопытством.
    У меня занятий сегодня нет. В 8.33 экспресс на Киото, надо поторопиться.  Свежо. Пожалуй, куртка будет в самый раз. Школьники мне не пример: японских детей вообще одевают очень легко, а уж эти, в школьной форме, вообще замерзают, наверное.
    В электричке я не одна тепло одета. Вон девушка в сапогах, а вон и меховой воротничок, теплая жилетка... Но напротив меня девушка в полураскрытом на груди блузоне, в ситцевой юбочке, полукедах и гольфах. Она, не поднимая глаз, всё читает и пишет в телефоне. Поскольку на меня никто не смотрит – разглядываю пассажиров.
    Наискосок сидит совсем молоденькая. Она уже минут десять, надев вязаную шапочку «Адидас», выкладывает на лбу пёрышки волос, потом достаёт голубые тени, взгляд сосредоточенный – никто не существует вокруг… Я мысленно усмехаюсь: ещё сто лет назад какой-то писатель заметил, что японки поправляют туалет (читай – макияж!) публично без стеснения.
    За час езды до Киото малявка раз двадцать достала пудру, помаду, расчёску... То в зеркальце на себя посмотрит, то в оконное стекло, губки надует, волосы очередной раз поправит…
    Впрочем, кроме меня на неё никто не смотрит.
    Хотя напротив неё сидят парни. Волосы перьями, или подняты дыбом, или покрашены двуцветно… Лица никакие, а прически тщательно уложены. Джинсы дырявые, белые кроссовки дешёвые. Тоже без конца охорашиваются, заняты сами собой.
    Хорошо, что я не юная девушка и мне давно не надо самоутверждаться, и что я не японка и могу наблюдать со стороны, а то бы грустно стало: где ж оно притяжение инь и янь, интерес и любопытство неполовозрелого юного существа к лицам другого пола? Смотришь на 18-летних студенток, как они общаются с парнями, - и не видишь никакого намёка на сексуальность! Вроде и кокетничают, но точно, как дети, и даже не девочки - пацаны: то за косичку дёрнут, то по спине шлёпнут, то ранец отнимут...
    Может, потому так развиты в Японии всякие извращения? О демографии-то надо заботиться! Тем более теперь, когда японская молодежь – и парни, и девушки – браки создавать и детей заводить не хотят.
    Впрочем, это другая тема.


Рецензии