путь паломника. танец друида

1.

На карте России территория Чувашской Республики своими контурами напоминает дубовый лист. Именно этому дереву  до принятия христианства поклонялись предки современных чувашей. А у соседей марийцев деревьям поклоняются и поныне. Наверняка и ты, мой читатель, время от времени отдаёшь дань уважения и благодарности Природе, нет? А что скажешь  насчёт парилочки да с парой веничков, после которых с головой да в  купель? Вооот. Интересно получается в банной процедуре веники от язычества, а купель от христианства.

Верования народов  Поволжья это причудливый микс. На любой вкус - идолопоклонство , православие , ислам и даже буддизм есть. В населённом пункте Морки в Марий Эл при численности населения восемь  тысяч имеет место быть община буддистов в две тыщи душ. Тут тебе и мечеть, и церковь, и ступа в наличии. Чудеса!

Дальние и ближние путешествия кроме впечатлений дают возможность человеку познакомиться со своей структурой личности. Будто невзначай.
Это я опять сейчас о субличностях. Задача минимум для председателя "совета  акционеров", коим является Эго - познакомиться со всеми участниками своего  ежедневного "развлекательного реалити - шоу", задача максимум - объединить эту  разношерстную публику в дружную команду.

Забегая вперёд скажу, что своего Внутреннего Друида я начал осознавать примерно восемнадцать лет назад. Именно его стараниями я  вернулся из суетливой Москвы и полюбил пешие и водные походы в одиночку. Присутствие этой субличности в полной мере объясняет тягу к работе с энергиями стихии "дерево" - сюда относятся  упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук - синхронные манипуляции с двумя  спичечными коробками, либо сочетание предыдущей практики с вращением трех можжевеловых палочек в различных последовательностях. Мой Друид не особенно любит тусовку , скорее он тяготеет к отшельничнству. Было дело даже зелёную одноместную палатку купил с названием "Аскет"
Это сейчас понятно, да, чья была инициатива. Расскажу, как мы с Друидом познакомились.

Стоило мне увидеть в ленте новостей социальной сети пост о Старейшине чувашских дубрав, о дереве возрастом 369 лет, как я тут же ощутил непреодолимое желание оказаться в той локации. Безотлагательно. Благо место расположено всего в полста километрах от Чебоксар.

В воскресение вечером возле Старейшины многолюдно. Одни автомобили приезжают, другие уезжают. Народ целыми семьями обнимает дерево —  для этого нужно минимум  четыре человека, потому что обхват ствола пять метров. Чтобы  пройти хороводом число  участников необходимо увеличить до шести. Тут бывает семьи кооперируются. Похвально. Самая простая форма взаимодействия - написать записочку с просьбой об исполнении своего желания,  которая оставляется  в складках коры. Некоторые записки валяются возле корней дерева - чужое извлекли, свое положили. Конкуренция она везде. А в целом этакое языческое капище в современной версии.

Терпеливо дожидаемся паузы между посетителями. Двух минут нам со штурманом  оказывается достаточно, чтобы сделать фото и видеосессии. Цигун,  выполненный  по кольцевой траектории вокруг дерева, изменяет состояние моего сознания и приносит череду инсайтов.

Будто выстраиваются в ряд эпизоды прошлого. Вертикальные балансы на макушках  молодых дубов  на берегу Волги, когда руки сложены в намасте, а ноги помещены в ближайшие к кроне развилки, сменяются продолжительными  шавасанами с опорой на ветви на высоте шесть-семь метров над землёй, далее следуют медитации возле  трехствольной сосны на Суре во время сплавов. Тут же кольцевые и восьмеркообразные хождения около двухсот двадцатилетнего дуба в Кирилло-Белозерском монастыре. Разрозненные, казалось, в прошлом моменты  становятся цепочкой шагов которые привели меня в здесь и сейчас.
Но главное, понимание присутствия в структуре своего  сознания ещё одной субличности  - Внутреннего Друида. С этого момента  любой  цигуновский комплекс на природе, особенно в лесу, становится его танцем - практикой взаимодействия с энергиями Природы.

Под сенью дубов вековых
Благодарность духам лесным
Танец друида...

В течении недели посещаем это место ещё  четырежды. Я делюсь своими мыслями и впечатлениями со Штурманом. Именно этот материал в дальнейшем становится основой для рассказов. Нейронные сети Перевозчика, Йогина, Даоса и Друида синхронизируют свою работу. Содержание методов взаимодействия со Старейшиной видоизменяется - круг по часовой с махамритьюнджая мантрой дополняется  кругом с чуть большим радиусом, который проходится с  молитвой Богородице, плюс полученное "поле"  активируется урдхвападмасаной - стойкой на голове с ногами сплетнными в лотос, для стимуляции деятельности ЦНС - центральной нервной системы. Далее, только успевай записывать идеи. Отныне Друид становится активным участником при планировании внутренних и внешних путешествий.

У нас уже есть опыт соединения паломничества в Алатырский монастырь и водного похода по Суре. Словно сам собой выстраивается  очередной план  паломничество в Боголюбский монастырь и сплав по реке Нерль во Владимирской области. Зачем ездить так далеко?  Однако, есть весомый повод. Много раз набирая  в навигаторе название - село Порецкое в Чувашии - как место финиша всех наших сплавов, обратил внимание, что есть ещё много населённых пунктов с таким названием в других регионах. Например, Порецкое вблизи "Золотого кольца России", во Владимире. Словно бы  головное предприятие и филиалы в федеральных округах получается. И стало интересно сравнить впечатления от сплавов в разных локациях вблизи одноимённых сёл. Как продолжение темы поиска и применения неиспользоаанных возможностей, которые всегда находятся рядом. Нам помогут выдвинуться на маршрут друзья из Порецкого района, что в Чувашии. А ещё я приглашаю в путешествие своего сына Кирилла.

Стартуем ближе к полночи и к шести утра мы уже в районе предстоящего сплава. Свой автомобиль оставляем вблизи точки финиша в селе Ославское , перегужаеи лодки и выдвигаемся в Порецкое. Интересные ощущения от совпадения названий. А что получится насчёт впечатлений?

Река Нерль существенно уже чем Сура, но в Нерели  на удивления прозрачная вода. Песчаный  пляж в точке выхода на маршрут приглашает окунуться, что мы с удовольствием проделываем полным составом участников.
Выполняю урдхвападмасану на берегу и стартуем по воде. Мы со штурманом в одной лодке, Кирилл на втором плавсредстве двигается в своём темпе. В этот момент начинается колокольный перезвон и мы будто оказываемся  в двенадцатом веке во Владимиро-Суздальском княжестве на борту купеческой лодьи, никак не меньше. Кирилла завораживает прозрачность воды и он все старается увидеть рыб среди водорослей которые колышит течение. Идём ходко. По моим прикидкам управимся за  два часа. Несколько раз окунаемся на маршруте, в одном месте даже переходим Нерль вброд. Солнце припекает почти по-летнему, а сентябрьская студенная  водичка бодрит. Красота.

Я размышляю. Чтобы развить какое-то качество внутри себя, нужно увидеть образец снаружи, во внешнем мире. Что самое необычное в этом походе? Прозрачность воды. Значит, что мы  прокачиваем? Чистоту, незамутненность восприятия!

Чётко отработанные алгоритмы развёртки и сбора снаряжения, включая само время на воде, позволяют нам уложиться в три часа. В это время друзья из Порецкого успевают сгонять  в Суздаль и потусить там. В меру сил и способностей.

Далее  маршрут нашего  совместного  путешествия выстроен в сторону Мурома. На поклон к  Петру и Февронии - покровителям семьи. Обговариваем порядок следования в колонне, скорость движения и сигналы оповещения в разных ситуациях. Стартуем.

Мы уже перемещалось  по здешним глухим чащобам , где петляет дорога Муром - Владимир. Пару раз точно. Особенность этой трассы в наличии множества участков с повышенной аварийностью. Шестьдесят локаций на сто двадцать лесных километров. Друзья из Порецкого об этом не в курсе, поэтому  нажимают на газ до полика , ну а нам приходится  не отставать, в меру сил. При этом получается мы преодолеваем свои страхи и ограничения. Будто невзначай.

На промежуточной остановке в дороге мы со штурманом покупаем у местных жителей грибы. Нет, не галлюциногены, а обычные белые. Повсюду сушь, дождей долго не было, грибов не сыскать, а в муромских лесах - пожалуйста, на любой вкус. Торгующая лесными дарами женщина плюсом к приобретенному нами ведерку средних по размеру  боровиков презентует нам огромный диковинный экземпляр. Понятное дело, в еду не сгодится, но впечатляет.

То ли эмоции срабатывают, как "мостик с подсознанием " , то-ли ещё что-то. Внутренний Друд активируется и мы вновь удивляемся уже по иному поводу...

"На сегодняшний день сохранились лишь христианские письменные источники о том, как язычники принимали новую веру. Однако старые деревья тоже умеют рассказывать истории, если человек готов услышать, а точнее воспринимать в разных модальностях. Потому что повествование будет в основном в картинках", - сообщает Внутренний Друид.

И нам  со штурманом  открылось . Первые храмы строились на местах бывших язычиских капищ на пересечении натоптанных веками тропинок. О маркетинге тогда слыхом не слыхивали, а технологии уже существовали. Ноги по привычке приводили бывших язычников к дверям церквей, где их встречали такие же бородатые люди, как они сами, только в чёрных одеждах.

И показывали они язычникам, что  крест сделан из дерева, и говорили будто бы внутри каждого дерева есть такой крест.
Дескать, зачем ходить поклоняться целому дереву если можно сделать из дерева много нательных крестов и носить объект поклонения на себе.

А про распятого Иисуса растолковывали так. Мол, Христос мог отказаться от своих слов и остался бы жив, но сын Бога принёс себя в жертву, его приколотили гвоздями к кресту и он  соединился с деревом. То есть, как бы стал им. И поэтому поклоняться Иисусу и дереву это одно и тоже. Очень логично, да? И язычники приняли христианство.

Катим в сторону Мурома. Пищи для размышлений хватает.

Верования народов  Поволжья - это причудливый микс. На любой вкус - идолопоклонство , православие , ислам и даже буддизм есть. Немудрено, что на этих территориях часто встречаются люди сочетающие в себе все способы поклонения Богу и Природе, его творческой лаборатории. Наверняка и ты, мой читатель, время от времени отдаёшь дань уважения и благодарности Высшим силам , нет? А что скажешь  насчёт парилочки да с парой веничков, после которых с головой да в  купель? Вооот. Особенно если живёшь в Чувашской Республике, которая на карте России контурами напоминает дубовый лист.

2.

Монотонный звук работающего двигателя и шорох шин создают правильные настроение. Специфический звукоряд, освежает чувствительность восприятия окружающего пространства.

Муром радует нас новыми открытиями.
Рядом с двумя женскими монастырями Благовещенским и Троицким, где упокоены мощи Петра и Февронии установлен памятник знаменитой семейной паре. Соответственно, народ стоит в очередь чтобы поселфится на фоне композиции изображающей  образец добродетели на прогулке. Башмаки бронзовых изваяний натерты до блеска ладошками паломников. Сами знаете почему. Идолопоклонство самое натуральное, вблизи православных святынь. Кали-юга однако. А самым натертым элементом  памятника оказывается заяц - символ плодовитости, который расположен за спинами Петра и Февронии. Особо блестят уши бронзового зверька. Зайца в прошлый свой приезд в Муром мы не заметили. Само собой тут же стихийно  происходит фотосессия с зайцем всех участников нашей экспедиции.

После того как все нюансы поклонения согласно языческих и православных канонов соблюдены мы выдвигаемся в Дивеево. Есть возможность успеть на окончание  вечерней службы. Направление движения  в сторону Ардатова. Стартуем.

При движении в колонне держим нормальные для нас  сто двадцать вёрст в час. Едва небо начинает играть красками заката и в первой же более менее подходящей локации  мы делаем остановку, чтобы устроить  импровизироанный  барабанный джем на полчаса. Кирилл выполняет роль видеооператора и справляется с порученым заданием на "отлично".

В Дивеево заезжаем по темноте. Успеваем зайти в храм на поклон к преподобному Серафиму и проходим по Канавке в ночном варианте. Не зря пришпоривали своих железных коней на перегоне. Удачно вписываемся в распорядок работы  паломнической трапезной. Каждому из участников перепадает по тарелочке постных щей и порцайка каши. Простая еда самая вкусная. Поэтому кое - кто из команды гуляет до раздачи за добавкой. Я бы даже предложил администрации монастыря смонтировать в паломнический трапезной бронзового хомяка.  Учитывая посещаемость местечка  и аппетиты гостей, хомяк бы заблестел в первом же сезоне. Ну, а чай с чабрецом в Дивеево всегда хорош!
Кто побывал, не даст соврать!

Идея окунуться в купель после  весьма сытного постного ужина не вызывает восторга поначалу. Тут совершенно неожиданно роль мотиватора берет на себя Кирилл. И мы, старшее поколение соглашаемся. Шауча, духовная чистота рулит. Коллективный заныр взбадривает лучше всякого кофе, этого импульса оказывается достаточно, чтобы проехать ещё пятьдесят четыре километра до Арзамаса.

Далее следует очередная остановка для часового сна. Надобно восполнить силы, потому что до Чебоксар ещё триста километров ночной дороги.

Чтобы скоротать время в пути Внутренний Друид развлекает наш экипаж историями. Штурман энергично грызёт семечки, отгоняя сон ,  в целях безопасности на пассажирском сидении рядом с водителем спать не рекомендуется, и фиксирует мои монологи в заметках смартфона.
Кирилл дремлет под монотонный звук работающего двигателя и шорох шин.

—  Поскольку материалом креста на котором распяли Иисуса было дерево, - Друид даёт мне некоторые новые уточнения, которые оказываются интересными для внутреннего Даоса, практикующиего цигун. - То три пересечения горизонтальных перекладин с вертикалью  восьмиконечного креста оказываются чётко идентичны   верхнему, среднему, нижнему "дань-тяням " - резервуарам  энергии  Ци. Проекциями "дань-тяней" на теле являются  аджна чакра - межбровье, анахата чакра - нижний край  грудины и свадхистана чакра - верхний край лобковой кости. 
Это ключ к расшифровке смысла распространённого  утверждения о том, что крест это защита и оружие истинного христианина. Фактически, крест это абстрактный символ энергетического устройства человеческого существа, "оживленный" эманациями распятого на нем Иисуса и превращенный таким образом в магический артефакт способный быть и оружием и защитой в зависимости от того,  где собрано и куда направлено концентрированное внимание адепта.

Внутренний Даос тихо офигевает от изящности логических построений вместе со Штурманом - ценительницей  культуры вообще, а индийской в частности. Услышав знакомый термин включается Внутренний Мудрец и радует нас очередным откровением.

- Семантические корни слова  "офигевать" переносят нас в сюжет о Гаутаме Будде, который обрёл Просветление под кроной фигового дерева, полностью отождествившись своим состоянием с данным объектом. Офигев в полном смысле этого слова. С тех пор и повелось. Офигевших нынче на каждом шагу хватает. Кали-юга, однако.

Так обмениваясь информацией и добираемся до Чебоксар к трём часам ночи. Или уже утра? Нам, чтобы выспаться перед новой рабочей неделей остаётся  всего четыре часа. Ремарочка  о том, что многим  великим  людям этого было достаточно, не вдохновляет участников экспедиции.
Ну что ж. Учтём.

В течении трудовой недели тема возрастных деревьев  получает импульс к дальнейшему  развитию. Я нахожу в сети инфу, что в Марий Эл есть дуб Степана Разина и,  что немаловажно, километраж до него подходящий для любителей подольше поспать.

Следующим утром , перед началом трудового дня мы со штурманом отправляемся к соседям в Горномарийский район к дубу Степана Разина.

Под мелким моросящим дождичком, через полосы туманов в поймах рек Юнга и Малая Юнга мы выдвигаемся к интересующей нас локации. Названия рек работают словно отсылка к путешествиям на Валаам и Соловки. Интересно получается, да?
К взаимодействию с энергиями стихи "дерево" человек обычно готов в возрасте около пятидесяти лет.  Семь чакр раскрываются по семь лет каждая, после чего адепт готов проявляться во Вселеннском масштабе. Если выберет. И борода тут важный элемент коммуникации. Это антенна для связи с Космосом. Вам встречались безбородые  друиды? То-то и оно.
При  взоимодействии с деревьями  путем отждествления  руки становятся словно  ветви, ноги соответственно  уподобляются  корням , а борода выступает в роли мха, для пущего правдоподобия. Вам встречались деревья без мха? То-то и оно.

Дуб Степана Разина мы находим распросив местных жителей. Дерево обхватом семь метров и возрастом 352 года  растёт на краю оврага. Записочки и ленточки здесь отсутствуют, поэтому  фон чище.  Шауча рулит. Цигун вокруг великана сделать затруднительно, а вот обойти его  по часовой стрелке, выписывая элипс по наклонной плоскости, вполне реально. Внутренний Друид начинает танцевать на пятачке перед деревом. Плавные движения рук, мягкие шаги. Шелест капель дождя по листьям напоминает  урок  морозянки в школе юнг. Словно Природа сама выходит на связь. Приём, приём, как слышишь меня?

Мы здесь, мы слышим. "Не зря же мы хватались рученками за уши муромского зайца!" - проскальзывает ироничная нотка в потоке сознания. Повторно.

Внутренний Йогин выполняет врикшасану - позу дерева - на узловатом корневище возле подножия ствола. Колено отведённой в сторону правой  ноги с упором стопы в бедро левой  словно отзеркаливают мощную ветку дуба отведенную влево. Выглядит так, что человек и дерево дополняют друг друга до Целого.

"Верное толкование картинки," - комментирует Внутренний Друид.
И вновь приходит  подсказка в каком направлении двигаться дальше...

Нам предлагается  сплав по реке Илеть, которая петляет по заповеднику "Марий Чодра", что в переводе означает "марийский лес," далее путешествие продолжится  посещением  Раифского  мужского монастыря в Волжско-Камском заповеднике, вблизи Казани. Таков план на следующие выходные. Если мы выберем такой вариант. А пока нас ждёт трудовая неделя. Катим в сторону Чебоксар.

Монотонный звук работающего двигателя и шорох шин  создают правильное настроение.

3.

"Мы обучаем детей своими поступками.
Умные цитаты даже из самых правильных книг - не прокатывают. Работает только наглядный пример! С чего бы это? Потому что три четверти информации человек получает путем наблюдения," - Внутренний Мудрец излагает эпиграф и уступает трибуну следующему участнику.

Присутствие  Внутреннего Друида делает путешествия выходного дня весьма насыщенными на  события. Поскольку время самый ценный ресурс, то выходные  мы стараемся наполнить общением с природой, вкупе с созерцанием суровой аскетичности  православных монастырей.  Каждую минуту с пользой. Нынче в наших грандиозных  планах сплав по реке Илеть от санатория  Кленовая  гора до населённого пункта Красногорск возле трассы, плюс посещение Раифского монастыря. Выходим на маршрут втроём на двух лодках.

Чтобы  выдвинуться к точке старта, мы обращаемся к друзьям. И они находят возможность оказать  поддержку. Мы заранее оставляем  свой автомобиль на финише, перезагрузив  лодки  и снарягу на дружественный борт. В марийском лесу, именно так переводится название заповедника "Марий Чодра", всякое может померещиться. Особенно раним утром и  в сумерках на закате. Народ здешний через одного колдуны, да знахари неспроста.
Вблизи Зелёного ключа нам встречаются   лесные духи Леший, Водяной и Кикимора , которые выглядят как лесники , двое мужчин и женщина - от них  мы получаем благословение на путешествие по заповедные кущам  за семьсот пятьдесят рублей на троих.
Получив мзду,  наваждение  испаряется и  только   бумажный чек  в руке напоминает о встрече с Хранителями.

Название родника  - Зелёный  ключ. Это явный намёк и мой Внутренний Друид, прекрасно осведомленный о  здешних обычаях, начинает свой танец, чтобы показать Хозяину леса, что мы пришли с добрым намерениями. Плавные движения, мягкие шаги босиком по прибрежному песку переключают состояние сознания из режима "город" в режим "природа."
Вода в Илети прозрачнее, чем в Нерели, что во  Владимирской области. Говорят, даже зимой Илеть не замерзает из-за множества родников. Стартуем. Быстрое течение подхватывает лодки.
Внутренний Даос, почуяв себя "в своей тарелке", тут же слагает экспромт. 

От взмахов весла
Следы по воде
Созерцаю...
В капелях прозрачных
Безупречность...

Багрянец кленов и золото осин по берегам  приводят в восторг эмоционального штурмана. Она достаёт смартфон и начинает пейзажную  фотосессию.

- В процессоры современных смартфонов встроены графические редакторы, наподобие древнего фотошопа, которые ретушируют, приукрашают снимки. Подобно женщине, которая маскирует изъяны макияжем. В итоге, пользователь очаровывается полученными фотографиями. Очень логично, да, - мой сын Кирилл, по профессии программист-разработчик в крупной сетевой компании и, чтобы скоротать время на маршруте ,  он растолковывает  нам  кое - какие нюансы из мира высоких технологий на доступных примерах.  Штурмана данное обстоятельство чуток огорчает. Она думала, что это ей удаётся  запечатлевать  красоту, а красоту дорисовывает  телефон, льстя, подыгрывая  штурманскому Эго.
-  Если посмотреть шире, то так происходит во всем многобразии взаимодействий в обьективной реальности, - Кириллу нравится изясняться красивыми терминами.

Точка, где приток соединяется с основным руслом, -  сильное место - традиционная стоянка больших сплавных команд. Навес, стол, скамьи, дощатый туалет оборудованы основательно. Эта локация так же находится под присмотром Хранителей леса и, почуяв гостей, они вновь материализуются из чащи.  В этот раз только Водяной да Леший на уазике. Убедившись в наличии у нас разрешительной грамоты, в виде чека с актуальной датой, наваждение   желает нам приятного отдыха и возвращается к патрулированию территорий.  Мы дожевываем бутерброды и всей командой, субличностей в том числе, продолжаем продолжать...

По глади речной  вальсирует
Кленов сентябрьская медь...
Чарует и завораживает
Слияние Юшут и Илеть

Прозрачная вода в реке - указатель того, что в этот раз мы вновь прокачиваем чистоту восприятия.  Первое окунание на маршруте всегда немножечко преодоление себя. Помните, да? Работает только наглядный пример. Выбрав отмель похожую на пляж,  включаю Внутреннего Моржа и с махамритьюнджая мантрой трижды погружаюсь в прозрачную чистоту полностью. Далее последовательно включаются Йогин и Друид. Штурман соответственно, фиксирует все мои  проявления и активности  на  видео и фото, после чего,  в свою очередь - за Кириллом, она так же принимает водные процедуры.
Смысл закаливания в том, что мы преодолеваем страх и  добровольно решаемся  потерять  несколько градусов температуры своего тела, погружаясь в холодную воду - так мы учимся  быстро восполнять потери, быстро восстанавливаться. Мы тренируем механизм саморегуляции не только на материальном плане, но прежде всего на психологическом. Закаливаем Дух. От раза к разу.

После выполнения сплавной части программы отправляемся в пешеходку по заповеднику. Надписи на деревянных  табличках-указателях возле шоссе гласит, что до дуба Пугачева три километра двести  метров, а до озера Конон Ер  ещё полверсты. Буквы и цифры на табличках объёмные, резные - красиво сделано. Какие-то  шутники, убрали запятые из километража  умножив таким образом расстояние на десять. Возможно, это дело рук лесных духов, которые выглядят как лесники, дабы отпугнуть левых туристов не по делу  шарахающихся по заповеднику.
Технологии штука хитрая.

После пешеходки мы решаем сделать барабанную сессию рядом с этими табличками. По образу и подобию зкспромта  во время поездки Владимир-Муром-Дивеево, после сплава по реке Нерль.

Бодро шагаем по лесной дороге в сторону дуба Пугачева. Хохмы ради я на ходу сочиняю байку, что дескать американский  писатель  Роберт Ирвин Говард, придумавший персонажа Конана Киммерийца черпал вдохновение в путешествиях к  оэерам Марий Эл и по курортам Турции в районе Антальи. Дескать, Шварц сыграл в фильме древнего марийца, жителя Поволжья, уважаемого в своём племени  человека, потому что, по слухам, у  него есть родственники в далёком теплом Кемере. Штурман и Кирилл веселятся по этому поводу  разумеется. Так, за разговором и добираемся до нужной локации.

Про дуб Пугачева есть  легенда. И это не история возникновения фразы "Ты что с дуба рухнул?" которой характеризуют людей не согласных с официальной точкой зрения, хоть по какому вопросу. Это передаваемый веками из уст в уста  рассказ о посещении Пугачевым со товарищи территории нынешнего заповедника. Вот, даже Пугачев, дескать. За определённую мзду, разумеется.  Все эти байки придуманы  разумеется чтобы вызвать любопытство желающих поглазеть. Возможно, теми же самыми лесными Хранителями. Хитрые технологии. Нам, а точнее моему Внутреннему Друиду, интересно повзаимодействовать с энергиями этого дерева. Табличка рядом с дубом-великаном гласит, что возраст этого памятника природы 423 года, высота тридцать метров. Записочки от неоязычников отсутствуют. И это радует.

После двух обхождений вокруг дуба Пугачева  с христианской молитвой и с шиваитской мантрой, Внутренний Друид начинает танец, чтобы активировать созданный градиент полей. Можно сказать я "беру энергию дерева в аренду" прямо в текущем моменте, чтобы сделать свою "внутреннюю работу"  и получить череду инсайтов. Моя благодарность  образуется из энергии высвобожденной при осмыслении своих паттернов.  Чуть позже. Сейчас мы  благодарим  дерево как бы  "авансом," заранее. Каким образом это делается ? Способ очень древний и очень эффективный, да. Вы тоже так умеете. Длины рук, моих, штурманских и Кирилла хватает чтобы обнять дерево. На секунду получается некий симбиоз "дерево-люди" - замкнутый контур по которому циркулирует энергия. Посматриваю на Кирилла. Интересно понимает  ли он, что сейчас происходит? Мы обучаем детей самым важным вещам в жизни только  своими поступками. Тот самый случай.

Барабанная сессия возле информационных табличек, которую мы запланировали, продолжается всего  три-четыре минуты. Кирилл с первого дубля снимает качественное видео. Потом мы со штурманом меняемся барабанами и повторяем перкусионную  импровизацию. Один из смыслов  игры на барабанах в том, что человек как бы  вытряхивает накопленный в кистях рук негатив, ударяя по мембране. Где удар по центру даёт бас, а удар ближе к ободу даёт тон. Чередование  басовых и тоновых вибраций прокачивает весь слышимый диапазон доступный восприятию, иначе говоря, чистит аудиальный канал восприятия.

Находить возможности - наша цель!
Скажи скуке - нет, скажи движухе - да!
В путешествиях по   Марий Эл.
Для барабанов есть время всегда...

Трех-четырых минут игры оказывается достаточно, чтобы из лесной чащи материализовались две женщины, которые направляются  к нам . Мы вначале чуток напрягаемся, думая не мерещится ли в очередной раз, и даже  приготавливаем  чек для проверки.  Однако дамы  оказываются  такими же посетителями заповедника, фанатами этнической музыки. После короткого обмена любезностями, количество моих  друзей в социальной сети увеличивается  на два человека.
Завершив  посещение  "Марий Чодра", едем в Волжско-Камский заповедник, в Раифу. Это практически очень близко друг от друга - час пути. В Троицком храме  Раифского монастыря благостно всегда. И во время богослужения, и в завершении дня, когда трудники моют полы, создавая чистое пространство для следующего дня. Подходим на поклон к знакомым иконам. К Казанской Божьей Матери, к Николе Чудотворцу, к Илье Пророку. Поворачиваясь от иконы Ильи на сто восемьдесят градусов наблюдаю образы соловецких Саватия и Германа преподобных. Золотые ризы вокруг ликов  изображают сияние эфирного тела реализованных Мастеров. Удивительно! Эта икона была здесь всегда, с момента моего первого посещения Раифы в 2009 году, а заметил  я её впервые только сейчас, после нашей поездки на Валаам и Соловки. Так это работает, словно включателем щёлкнул. Появляется новый оттенок в восприятии данной локации. Смыслы актуализируются по мере приобретения опыта, как ни скажет Кирилл. Ему нравится изяснятся красивыми терминами.

"Посещение православного храма необходимо, чтобы отформатировать полученный на природе заряд. Таким образом адаптируются вибрации разных стихий для применения в социуме," - . мелькает мысль. И я понимаю, что это комментарий Внутреннего Мудреца.
Отведав постного борща и вареников с картошкой в паломнический трапезной, мы выдвигаемся в сторону Чебоксар, чтобы прибыть домой не слишком поздно и выспаться. Данный пункт плана успешно удаётся и это радует всех участников экспедиции.

С утра в понедельник, перед началом трудовой недали я испытываю побуждение  навестить  дуб Степана Разина и Старейшину дубрав одной поездкой. Сразу после взаимодействия с дубом Пугачева. Внутренний Друид подсказывает, что соединие впечатлений от трех локаций в формате одних суток могут дать интересный результат. Штурман ворчит насчёт систематического  недосыпа, но соглашается совместно  реализовать идею.

Мы уже достаточно хорошо накатали оба маршрута и уверенно перемещаемся без навигатора. Начинаем с дальней точки. Собранный на Илети "зелёный ключ"  пригождается ещё дважды. Танец друида внутри  двух контуров - малого и большого кругов возле дерева - созданных с молитвой Богородице и с махамритьюнджая мантрой привычно активируются урдхвападмасаной - стойкой на голове с ногами сплетенными в лотос. Далее вибрации "зелёного ключа" срабатывают, как катализатор реакции элементов в реторте, как на уроках  химии в школе . Только в данной ситуации речь об осознании, о инсайтах. Тоже химия, только внутренняя.
Всю последовательность действий я  повторяю через полчаса возле Старейшины дубрав. Штурман фиксирует выполнение практик фото и видео съёмкой.

Теперь, в течении недели придут идеи. Придут осознания. Придут мысли.
Которые просто нужно будет записывать, чтобы потом красиво переплетать смыслы в новых рассказах...

Во благо всех живых существ!

4.

Посещение трех  дубов в природе действительно даёт интересный результат. Я вдруг понимаю, что в городе где я живу есть район, который называется "Три дуба." Это три, рядом расположенные двенадцатиэтажки построенные в 1974, 1975 и 1976 годах. Нынче  город вырос, а раньше это были самые высокие объекты на фоне множества пятиэтажных "хрущевок." Кстати, согласно гороскопов эти дома существуют в энергиях Жёлтого Тигра,  Жёлтого Кота и Красного Дракона. Этакий микс вибраций  трех синтезирующих знаков объединяющий в себе качества всех двенадцати образов гороскопа.
Это место,  где я учился в техникуме  с шестнадцати лет, где получил навыки парашютиста в ДОСААФе на куполах типа  Д-5, именнуемых в народе "Дубы" перед службой в армии. Здесь я работал в разные периоды с тридцати шести до сорока четырёх лет.
И по электротехической части и по медицинской теме  - в республиканском центре реабилитации. Теперь я учусь у Природы. У трех дубов.

Далее приходит идея "закольцевать" траекторию движения по  маршруту  в Макарьевский Желтоводский монастырь через паромную переправу.  Закольцовки высвобождают энергию, помните, да? Весной на Пасху мы ездили в Макарьево в объезд, через Борский мост, а нынче сделаем по-новому. Плюс опять-таки  мы создадим градиент сезонов весна - осень.

На пароме полно народу с лукошками. Пик грибного сезона. Это мы нормально заехали получается. Совместим приятное с полезным.

Много раз слышал про сплавы по Керженцу. И вот момент истины настал. Причём перемещаться по реке будут штурман с Кириллом на двух лодках. Ориентировочно это около трёх-четырёх часов сплава . Смотря с какой скоростью ребятки  пойдут, разумеется. А моя роль  вновь в осуществлении  поддержки, как на Суре. Обеспечение выхода группы на маршрут и встреча на финише, ну и вождение автомобиля, само собой.

Разведка точки финиширования неотъемлемая часть реализации проекта. Пейзаж по берегам реки похожий и, чтобы не проскочить контрольную точку, её необходимо особенным образом отметить. Дорога по лесу с рытвинами - седан не пройдёт—  поэтому  выходим от деревни, что возле шоссе до реки пешком, налегке, и достигаем берега через  двадцать минут.
Сооружаем треногу из подручных веток, что разбросаны вблизи. На верхушку треноги закрепляем красный колпачок от брошенного кем-то использованного балонна со средством от комаров и клещей.  Дублируем метку через десять метров самим баллоном репелента, который  синего цвета.Чуток по центру  сминаем его цилиндр , чтобы умещался в рыбацкой рогатине коих повсюду уйма.

Удачный финиш важнее
Чем бодрый старт
Жизнь учит...
Силы распределять
Главный приоритет...

Приём, когда герой повествования цитирует стихи известного автора в общении с женщинами  я подсмотрел у классика российских авантюрных боевиков. Дело было в девяностых. Приём настолько впечатлил меня, что я изучил первоисточник, из которого была взята цитата. Речь шла о море, о путешествиях. Так я  начал сплавляться по рекам. И Волгу переплыл дважды. И  альпинистскую тему освоил в рамках роупджампа. И на одной задержке дыхания научился проныривать двадцати пяти метровый бассейн. И в двух  тирах пострелял из разных короткостволов и из "Сайги." Поскольку мне хотелось быть похожим на главного героя. Причём это я осознал только сейчас, через тридцать четыре года после прочтения книги-боевика. И после взаимодействия с тремя древними мудрыми дубами, разумеется. О каком авторе и какой книге идёт речь, угадаете?

Я доработал позаимствованный приём.
Добавляя  собственные экспромты, которые получаются в дороге до места назначения, либо на самом маршруте в текст, в котором рассказываю про опыт полученный при реализации той или иной идеи путешествия.
Причём стихи получаются в японском стиле, в виде хокку - трехстрочий, либо танка - пятистрочий. Дабы Ученику быть достойным Учителя не просто чистым копированием, а развитием основных подходов  первоисточника к изложении материала. Это относится и к поэзии, и к прозе, и к йоговской практике в том числе, которую я дополняю упражнениями на развитие мелкой моторики, игрой на барабанах, моржеванием и, чтобы закольцевать суммарный опыт я сочиняю обо всем хокку и танка . Во благо живых существ!

Грибы, которые мы находим по дороге я воспринимаю, как дары от Старейшины дубрав правобережья Волги, от дерева возрастом 369 лет, которого мы регулярно навещаем между дальними путешествиями.  Я уже заготовил около трех килограммов подберезовиков -
почистил, нарезал и заморозил. Милое дело, зимой достать из загашника запас, да с лучком в сметане пожарить. Вкуснотища! 

Вывожу на маршрут штурмана и Кирилла. Охрана моста, наблюдая за нашими приготовлениями к сплаву по громкоговорителю предупреждает, что транспорт оставлять рядом со стратегическим объектом нельзя. "В курсе, в курсе мы. Сейчас ребятки стартанут и я отеду в другую локацию." Накачанные лодки сталкиваем на воду и Кирилл делает несколько снимков. Вот мы и на Керженце! Далее, я остаюсь на берегу, а штурман с Кириллом благополучно отчаливают. Отмечаю себе, что течение тащит нормально, значит должны дойти в расчётное время.

Вновь двигаюсь к точке финиширования группы. Только теперь в одиночку и медленнее. Обращаю внимание на грибные места и срезаю несколько подберезоаиков. Несколько относительно молодых дубов я приметил в первый заход. Ну как молодых, в пару обхватов точно. Мне понравилось что их нижние ветки расположены удобно для исполнения шавасаны. Вспоминилось мне такая практика, которую активно выполнял в свое время. Прислоняю к выбранному дубу  сломанные ветром или людьми три  молодые сосны и забираюсь на первый ярус. Пакет с грибной добычей маскирую в траве поблизости. Пока прикидываю, как расположиться замечаю на стволе дерева заросшую вертикальную  трещину. То-ли от морозов, то ли от удара молнии. Буквально на секундочку останавливаюсь взглядом. Хорошо отработанная в залах шавасана и на ветках дерева шавасана! Ощущение отсутствия границ и веса тела, вкупе с ощущением замедления течения времени, которые я успеваю заметить прежде чем погрузиться в трансовое состояние воспринимаются как критерии достижения результата. Жёсткая дубовая кора словно превращается в мягкую перину и я плыву по волнам Ананды. Вне времени и пространства.

Чётко отработанные за много лет интервалы алгоритмов  срабатывают как  будильник на швейцарских  часах, через выставленное заранее время. Аккуратно спускаюсь с дерева, дабы исключить реализацию контекста "Ты что с дуба рухнул?" и мысленно хвалю себя за осторожность. Разбираю конструкцию при помощи которой взбирался на дерево.

Дорога между точкой, где будет финишировать группа и местом  где я оставил автомобиль проходит по краю заболоченных стариц и маленьких озёр.
Получется некая ступенька, наклонный  перепад  высоты между низинкой, где вода и возвышением, где дорога. Мне словно кто-то подсказывает двигаться по откосу, внимательно приглядываясь к основаниям деревьев, к корням берёз, которые преобладают вокруг.

И это срабатывает. Один за другим я срезаю десяток белых грибов. Причём работая ножом я поговариваю вслух определённые слова. "С любовью, с благодарностью, с благословением!"
Я понимаю, что это так же подарок от Старейшины дубрав и Хозяина леса.

В какой-то момент я слышу чье-то жужание совсем рядом, хотя вроде осень. С интервалом в пару секунд я получаю укол-укус  во вторую фалангу указательного пальца правой руки. Словно молния перед глазами сверкнула. То-ли мыслеформа увиденная на дубе перед шавасаной сработала, то-ли остатки запаха от колпачка репелента на коже разозлили насекомое, то - ли человек который пользовался репелентом не очень любит природу , а я словил его след. Все три версии могут оказаться рабочими. Укус шершня ребятки, это вам не шуточки. Это плата. Пока непонятно за что именно. То что отработка, это по-любому. Через десять минут палец вспухает до ладони.
Начинаю поочерёдно читать молитву Богородице плюс  махамритьюнжая мантру и при этом продолжаю собирать грибы. Отзваниваюсь штурману, сообщаю обстановку. Штурман подготовленая, у штурмана с собой антигистаминные. Всё - таки врач, не зря свой хлеб ест. В итоге, я нахожу ещё десяток белых. Значит, ризотто быть и  быть неоднократно. Потому что штурман любительница индийской культуры с итальянским темпераментом. Кстати, вы знаете, что такое ризотто? Нет ребятки, это не просто итальянская каша с грибами, ризотто это средство тот самый темперамент регулировать время от времени. И собранных белых грибов, должно хватить,  как минимум на три приёма пищи.

Я выхожу к реке почти одновременно с участниками сплава. Кирилл на своей лодке буксирует лодку расслабленого штурмана, которая кемарит, пока есть.такая возможность. Чувствуется значительный  опыт жизни и специальная подготовка, не зря свой хлеб ест. Со слов штурмана, которые прозвучали позже, это сам Кирилл предложил вариант такой буксировки. Что ж, сын достойный своего отца. Очень по-христиански.

В точке причаливания желающие  совершают троекратное окунание согласно традиции. Поскольку традиций участниками соблюдается  несколько, то некоторые товарищи , не будем показывать пальцем, выполняют перевернутую йоговскую асану, в меру сил и возможностей. Штурман фиксирует результат практики на смартфон. В правом и левом перепетенни ног реализуется принцип целостности. Вся движуха происходит с чтением  мантры вслух.

То, что дальше самая лёгкая часть программы - только кажется. Нам предстоит. отформатирование полученного от природы заряда. Кирилл в Макарьево впервые. Хотя он точно не уверен. Трудно быть в чем то увреренным, когда большую часть времени бодрствования проводишь в вертуальной, придуманной реальности. Ничего личного, просто размышления вслух.

Нынешний год Чёрного Кота, во время которого происходят события рассказа  резонирует с энергиями трех двенадцатиэтажек в Чебоксарах, а  так же с довольно значительной частью моей биографии. Поэтому некая личная трансформация в моменте безусловно присутствует. В гороскопы можно верить или нет, однако вот, делюсь своими наблюдениям и размышлениями насчёт корреляции теории  и практики в области астрологии.

Храм в котором мы встречали Пасху оказывается Успенским, весной  этому моменту мы не придали значения.   С соображениям на эту тему можно познакомится в моем рассказе "Бабочка Дао." Через решётку в дверном преме нам удаётся разглядеть фрески на стенах в Макарьевском храме, .который открывают только для паломнических групп в тёплые сезоны  года. В одно время в обители размещалось ветеринарное училище, где готовили специалистов по лечению почти всех знаков восточного гороскопа. Кстати, доктор Айболит по легенде был ветеринаром и вполне себе мог обучаться в Макарьевском Желтоводском  монастыре. После всех наших паломничеств, особенно после посещения Макарьево на Унже, где упокоены мощи основателя,  слова преподобного - "Вера без дел мертва!" - воспринимаются совершенно иначе. Фокус внимания сдвигается. Поленницы дров на монастырском подворье  переместились за лето  от одной стены к другой, прям-таки согласно заветам святого. Надвратный храм закрыт. Любопытно заглянуть во внутрь строения когда-нибудь и  для нас это только  повод приезжать ещё. Очередь авто в ожидании парома довольно многочисленная  . Матрос заруливает водителями транспорта, как на концерте дирижёр музыкантами. Причём словно в тэтрисе - есть такая компьютерная игра - регулировщик выбирает из очереди следующий подходящий элемент пазла.   Этакий дядька  дирижёр-игроман. Погрузка на паром  на переправе Лысково-Макарьево -Лысково осуществляется  задним ходом автомобиля.  Семнадцать  разнокалиберных авто помещается так плотно, что место  остаётся только для "Окушки", которой просто не оказывается в очереди. Иначе  бы все восемнадцать тачек разместились. Шедевральное исполнение.

Мало успеть ко времени рейса.
Чья переправится тачка,
Паромщик решает...
Кому быть на том берегу
Вне чинов и заслуг...

В небе над Волгой наблюдаем пересечение белых инверсий  - следы от воздушных кораблей - словно голубь машет крылами.
В ранних версиях христианских икон о Троице голубь символизирует присутствие Святого Духа.

Чую, продолжение следует.По дороге в Чебоксары приходят мысли про сплав по реке Мокше и посещение Санаксарского и Дивеевского  монастырей одним днем.
Озвучиваю  эту  идею экипажу и она  приходится по нраву всем участникам экспедиции. Значит, так тому и быть!

Во благо всех живых существ!
Ом нАмо Шивая!

5.

Каким образом получаются истории?

Когда  накапливается избыток впечатлений,  они  начинают  "переливаться через край", мысли со временем  кристаллизуются, становятся гуще  превращаются в слова, структурируются в предложения и складываются в рассказы. Мы со штурманом создаём такой избыток в путешествиях. Примерно, через два-три путешествия случается текст про позапрошлую поездку. Механизм вытеснения  информации  из ограниченного объёма памяти - лучший мотиватор для автора. Писать по горячим следам.

Момент "переливания через край" - психотерапевтический. Наблюдая, какие именно эмоции преобладают в проявлениях человека, клинический психолог догоняет, допетривает каким образом можно откорректировать  причины нарушенного душевного равновесия. То есть, если  у одних получаются рассказы, то  у других получается эффективная психотерапия  через наблюдение за одним и тем  же  процессом. Какая от этого польза ? Получается  снятие избыточных напряжений из закоулков своего внутреннего мира. Так или иначе.

Наш экипаж уже имеет навык  сочинения пейзажных хокку и танка экспромтом по  дороге, в соединении с фотками сделанными на маршруте движения.  При этом время для творчества никогда не ограничивалось. Как идёт, так идёт. Накануне  комбо-поездки в Санаксары и Дивеево  приобретаем  новый уникальный  опыт. Нам удаётся  сложение связки танка   прямо  во время движения  в городском трафике до работы штурмана. Я надиктовываю, а штурман записывает. За пятнадцать минут.

В ожидании зелёного света
На перекрёстке танку придумать
На следующем выложить в сеть
Ценнее любого шаблона
Спонтанность...

С утра успеваем
Сделать видос под барабаны
В своём исполнении...
Моторики мелкой важна
Чёткость движения...

Текст  и картинку
В пост один собираем
В начале дня трудового....
Активность нейронных сетей
Залог  результатов отличных...

Присутствие единомышленников важная составляющая успешных реализаций.  Двумя зкипажами выдвигаемся после субботнего трудового дня в сторону Суры. Первым делом спускаемся с холма к ночной реке и желающие окунаются в текучую осеннюю прохладу. Дабы смыть с себя собранную за неделю суету большого города. Ух, хорошо! А теперь мелкой рысью к огню греться! Ночной костёр сыплет искрами в звёздное небо. Два барабана с противоположных берегов Индийского океана - с Танзании и с Гоа словно разговаривают друг с другом, обмениваются новостями, сплетая  свои ритмы. Выхлопываем свои ладони об мембраны. Энергия мышечных напряжений высвобождаются с каждым ударом  и превращаются в звук. Дополняем аудиальными штрихами  кинестетические  впечатления. Плюс обонятельными и вкусовыми нюансами кропим картину восприятия. Жаренные на углях подберезовики в сметане с картошечкой это волшебно. После сытного ужина руки сами тянуться к грифу. Струны гитары созданны, чтобы трогать струны души. Йоговские песни рассказывают, как связанны внешний и внутренний миры, рассказывают о  маршрутах странствий  по этим мирам  в привычных словах и образах, на мотивы известных шлягеров разных лет. Эти самодеятельные распевки  словно напоминание себе о ценности духовных практик в ежедневной текучке. После всех движух  у нас остаётся время, чтобы вздремнуть перед  перегоном до следующей локации.  Стартуем  в сторону Санаксарского монастыря в два часа ночи.

Пока на трассе мало авто двигаемся со скоростью от ста двадцати  до ста пятидесяти вёрст в час на разных участках. Наш путь до Саранска  и дальше. Поспешаем, чтобы успеть к братскому молебну. Зачем так торопиться? Чтобы добраться до места по чистоте общего пространства. Пока все спят. Это раз.  После утреннего молебна  открывают мощи святых. Это два. В такие моменты служители храма  откидывают стеклянные окошечки над усыпальницами  и паломники  получают  возможность непосредственного контакта с личным эфирным полем святых праведников. В Санаксарском монастыре упокоены мощи трех святых. В том числе адмирала Фёдора Ушакова, который часто посещал здешние  богослужения, а  во время постов, по благословению настоятелей  даже проживал на территории обители. Жест поклонения мощам даёт возможность контакта с Учителями, которые пребывают на тонком плане. Уникальная возможность внеконфессионного информационного обмена.

Мы успеваем ко времени  молебна с запасом в полчаса. Наблюдаем все те же самые лица, что в первое  посещение этой обители на Крещенской неделе и среди монашеской братии и среди паломников. Например безногий инвалид с пиратской  повязкой через пустую глазницу вероятно живёт в монастыре уже достаточно долго. Как некий военно-морской символ, вблизи места упокоения прославленного флотоводца. Пока священнослужитель читает акафисты обращаю внимание на оклад иконы посвящённой старцам Киево-Печерской лавры. Словно трехцветные четырехлапчатые жучки с белыми крестами на спинке  ползут  по периметру изображения. И в Крещенскую неделю помнится я тоже обратил внимание на данный орнамент  и сейчас этот узор  привлёк моё внимание. .

Прежде чем открыть мощи священники будто  сканируют поле каждого прихожанина, словно невзначай подходя и останавливаясь рядом. Дополнительно, монахи отслеживают куда направлено внимание каждого человека, иначе говоря на что паломник смотрит дольше всего. И только тогда, после всех этих маленьких проверочек происходит открытие мощей.

У нас уже есть опыт прямого контакта  с мощами нетленного  Александра Свирского в Лодейном поле. Теперь, после посещения Соловков и Валаама, где базировались школы юнг и боцманов, впору прикоснуться к мощам Фёдора Ушакова, легендарного адмирала, который выиграл пять крупных морских сражений и не потерял ни одного корабля. Мы будто  "передаём   привет преподобному " от  Северного флота и братии монашеской, а так же я "прокачиваю свой  тельник",  в некотором смысле  освящаю его  по-христиански. С точки зрения друидов я превращаю тельник в талисман. И ничего, что флотские и десантура носят полоски разного цвета, суть то одна.

Наполненные благодатью участники экспедиции выдвигаются к реке Мокше, в излучине которой располагается монастырь. Здесь мы окунемся, а сплавляться будем на другом участке.
Из всех присутствующих желание  зайти в воду по холодку изявляю только я, потому окунание происходит в  индивидуальном порядке. С любовью, с благодарностью, с благословением! Ух! Хороша  водица!

Бодрячком выскакиваю на берег и растираюсь полотенцем, после чего шустро влезаю в свои облачения. Вот теперь порядочек! Красотища!
Для полноты картины маслом кручу цигун, а точнее танец друида, вокруг векового дуба присутствующего  на территории монастыря. Пока нет никого рядом. Мало ли, вдруг шуганут. Прости Господи! Двигаюсь по кругу, мягко перемещая центр тяжести с ноги на ногу, рисую "восьмёрки" руками. Таблички с возрастом на дереве нет, но по внешнему виду не менее трех сотен лет исполину есть точно. Штурман фиксирует выполнение практики на видео. А что за цигун без хокку и танка? Экспромт, это наше всё...

Шебет птиц
Солнечным утром
Радует осень...
Листопада изящные  па
Само совершенство...

Это третий пункт плана, после выполнения которого можно и к сплавной части экспедиции переходить. Выдвигаемся...

Топоним Мокша имеет несколько значений. Во первых, это название  одной из мордовских народностей, которых две - мокша и эрзя. Во вторых, это имя богини плодородия у племён живших в верховьях реки  - Мокошь. Ну и в третьих, этим словом обозначают высшее  состояние сознания в буддизме, что  фактически является  выходом  из круга перерождений. Поэтому каждый уважающий себя буддист просто обязан сплавиться в этих местах. Так мыслю.

В этом сезоне Мокша это четвёртая, впервые открытая нами, река после Нерели, Илети и Кержанца. Алгоритм типовый - совмещение трех-четырёхчасового сплава протяжённостью до двадцати километров с посещением сильного православного монастыря. А лучше сразу двух обитетей, до сплава и после - как задуманно  в этот раз. Чтобы потом пристально понаблюдать  за результатами экспиренса в течении ближайшего месяца. И взять на заметку лучшие наработки для дальнейшей практики.

На точке финиширования сплавного участка у деревни  Суморьево  паркуем свой автомобиль. Переодеваемся. Перекидываем лодки и снарягу.  Капитан дружественного экипажа по национальности эрзя и поэтому он не может удержаться от того, чтобы не  переплыть или  перейти  Мокшу вброд. И ему удаётся задуманное. Возвращается довольныыый! Ещё бы, окунулся в изначальную силу своего народа!  Словив кайф от момента, выдвигаемся в сторону места старта у деревни Вещерка  и добираемся примерно за  час езды. Отработано развертываемся и выходим на маршрут за тридцать минут. По времени - отличные результаты.

Мокша похожа рельефом  берегов на Суру, а чистотой воды на Нерель и Илеть.  Этакое причудливое сочетание знакомых элементов в новой последовательности. Идея сделать йоговскую  фотосессию на воде в лодке приходит спонтанно. Сделать  баланс, то бишь упражнение "кораблик" - урдхва упавиштхаконасану  сидя в лодке я пытался и раньше. Безрезультатно. "Присутствие штурмана в лодке стабилизирует опору," - мылькает мысль. "Вот в чем суть взаимоотношений!" -  появляется вдогонку мысль следующая. Пока не убедишься в действенности принципа на практике об внедрении навыка нет и речи. Далее я выполняю ещё несколько асан прямо во время движения по маршруту. Спонтанно приходит стиш  который я записываю в заметках. Прямо на маршруте формирую пост, присоединяю фотку к  тексту и скидываю то что получилось  в сеть, там где смартфон ловит связь.

Возможно по Мокше реке
Сплавлялся когда-то Будда...
Йога не в залах бро,
Йога она повсюду...

Традиционно, трижды окунаемся на маршруте. Глазастая, потому что в очках, штурман замечает клеща на моей шее и успешно отцепляет насекомое, которое не успело припарковаться всерьёз. При этом ценительница индийской культуры не упускает случая пошутить, что она спасла клеща от меня. Тут  вспоминается, что в похожей, зеркальной ситуации я ерничал, когда штурман относила "своего клеща"  проверить  на  предмет наличия заразы. Типа, действительно всем необходимо убедится  не подхватил ли чего клещ от штурмана. Вооот. Теперь, в плане сплавных  подначек, общий счёт  "один - один."

Это уже второй эпизод за этот сезон, когда штурман срабатывает как медик. Сначала был укус  шершеня, теперь вот клеща вовремя обезвредили. Кстати, тут я вспоминаю узор вокруг иконы Киево-Печерских старцев - ползущих по окружности жучков с белыми  крестами. Получается орнамент материализовался? Не про клещей ли был узор ? Типа, даже насекомые,  представители флоры и фауны определённой местности тянутся к благости святых отцов. Как вариант.

Между тем, мой сын Кирилл успешно  испытывает свой новый плавжилет и высадку в нем  на воду, плюс обратный  выход из воды на борт лодки в районе фарватера. Я подстраховываю его потихоньку. Ну что сказать. Молодец, молодец . Зачёт.

Штурман готовит быстрый перекус на короткой стоянке  и мы утоляем лёгкий голод совместной трапезой.

Выдвигаемся в сторону Дивеево. По дороге посещаем купель возле заповедника. Вновь окунаюсь в индивидуальном порядке. Опять-таки, набираем  воды в  канистрочку. Успеваем до закрытия храмов после общего богослужения подойти на поклонение к мощам преподобного Серафима. Прохождение по Канавке восьмой раз за этот год случается уже в полной темноте. Народу даже в такое время на Канавке достаточно много. Кушать в паломнической трапезной никто из участников экспедиции не хочет и в том есть смысл. Сытного человека всегда тянет в сон. А нам ещё до  Чебоксар пять часов ходу.  Двигаемся колонной на приличной скорости. Асфальт на региональных дорогах местами от жары волнообразный. А крутизна бугров такая, что автомобиль ощутимо подбрасывает на скорости. Встречные фуры идут очень близко, почти впритирку и данное обстоятельство  вызывает штурманский всплеск  эмоций  и чуть ли не требование  снизить скорость! Не гоже, когда штурман начинает поучать капитана, как водить транспортное  средство. Чувствую, как начинаю закипать. Так и хочется от души рявкнуть :"Цыц, баба!" Прости Господи! В течении ближайших  пяти минут происходит очередная оказия - выныриваем из низинки на ровный  участок и нам встречается стоящая на противоположной обочине тачка с включённым дальним светом, как раз в  том месте  где нужно  сворачивать с трассы. А поворот-то под острым углом! Из-за того что дальний свет ослепляет, едва вписываюсь в габариты дорожного полотна второстепенной ветки! Тут уже от йоговской отрешенность - вайрагьи - не остается и следа. Сначала я ругаюсь матом вслух, потом, спохватившись, тут же вдогонку   читаю мантру. И естественно, посылаю лучи добра  любителям дальнего света, решившим, что они на перекрёстке  одни. После этих двух эпизодов о  мире и гармонии в салоне остаётся только мечтать.
 Штурман, естественно, в своей излюбленной манере  чеканит , что с этого момента  не будет участвовать в диалоге. Без уточнения продолжительности игнора. Я понимаю к чему данная реплика. Это даже  ежу понятно!  Теперь молча ехать  с закрытыми глазами рядом с водителем очень логично. То есть спать и  восстанавливать свое эфирное тело в "общем поле группы." Вопреки технике безопасности во время ночного вождения это любимая фишка штурмана, при всех прочих её достоинствах  - втихаря  покемарить  ночью  в дороге. Особенно на самом сложном участке трассы между Лысково и Воротынецем.  Кирилл, кстати, тоже время зря не теряет. Навык использования любой свободной минутки для сна это база, это азы, да. Молодцы ребятки.. Зачёт.

Дорожные патрули  редко  уезжают  ночью дальше десяти вёрст от города. Проверка на дороге в районе деревни Чандрово, это повод выбраться из-за руля и освежиться для меня и дружественного экипажа , которому приходится подождать пока  проверят мои  водительские  документы.  Патрульный рассматривает содержимое багажника, в то время как я размышляю над названием населённого пункта. Для русского человека в слове Чандрово отчётливо слышится:"чан и дрова." Для практика йоги  иной коленкор вытанцовывается , где Чандрово  вдруг оказывается Лунной деревней,  потому что Чандрой на санскрите кличут  Луну. Та же тема,  что с  названием реки Мокша. Игры смыслов. Удивительно устроена жизнь. Размышления фокусируют  ум. Наводят резкость на картинку и бодрят. Это даёт нам  возможность  благополучно финишировать в Чебоксарах в полдвенадцатого ночи.

Когда  накапливается избыток впечатлений,  они  начинают  "переливаться через край", мысли со временем  кристаллизуюстя, становятся гуще  превращаются в слова, структурируются в предложения и складываются в рассказы.

Свежая  идея  приходит утром следующего дня. Осознание того, что все движухи связанные со штурманом  это одна сплошная Проверка. Кто я? Чему научился? Куда иду? Отвечая на эти вопросы, я наблюдаю  за собой и учусь по-йоговски, регулировать эмоции, чтобы придерживаться выбранного   курса  по реке Жизни. Как тут не сложить очередное стихотворение?

Читай Юнга, читай
Штудируй от и до  методички...
Быть  Капитаном - первый пункт,
В списке самых  полезных привычек...

Читать карты, применять  компАс,
Ходить на веслах без навигатора...
Жизнь, бро, в целом - учебный класс.
Знай свой курс и держись фарватера!

Так получаются истории...


Рецензии