Шлейф воспоминаний часть2 гл. 2

                РАССКАЗ М.И. (продолжение)

    Все беженцы со своими пожитками двигались сплошной вереницей в глубь Белорусии. К нам присоединялись люди из близлежащих деревень. Ели что у кого было – в основном сухари. Молили бога, чтобы пошёл дождь. Жажду утоляли из луж, пили дождевую воду через платочки. По ночам спали на голой земле, шли долго и медленно. В Барановичах нас посадили в полувагоны и в дождь повезли дальше. Крыш у вагонов не было, и мы все промокли и замёрзли. Нас привезли в Калужскую область под Сухиничи. Там распределили по близлежащим деревням. Нам досталась маленькая бедная деревушка под названием Печёнкино. Жители деревни рассказывали, что на зиму их мужики уезжают на заработки в Питер.

    Хозяева, приютившие нашу семью, поселили нас в маленькой комнатке. Каждый день на завтрак приносили по свекле на человека. Ещё давали коноплю. Мама толкла её ступкой и делала похлёбку.

    Чтобы не умереть с голоду, дети беженцев ходили побираться по соседним более зажиточным деревням. Я тоже ходила в соседнюю деревню через небольшой лесок босиком, так как моя обувка вся износилась по дороге. Подавали не много, обычно хлеб и что-нибудь из огорода. Потом дома при встрече с друзьями все хвастались, кто что насобирал. У меня всегда было меньше других. Я спрашивала, как им это удаётся, а они отвечали, что брали без спроса пока никто не видел. Я рассказала про это маме, а она строго настрого запретила так поступать, заявив, что стоит только раз украсть и войдёт в привычку, а это очень плохо. Я запомнила её слова на всю жизнь и никогда не брала чужого.

    К осени ходить босиком стало прохладно, и знакомые сплели мне лапти. Первый раз, когда я их одела, то пошла и упала, слишком туго были затянуты на икрах подвязки, но со временем я приноровилась пользоваться лаптями.

    Перезимовав в деревне Печёнкино, мама решила искать более подходящее место, где можно заработать на пропитание. Кто-то посоветовал ей устроиться рабочей на железную дорогу. Так я попала в посёлок железнодорожников Льгов2. Мама работала путевым рабочим, а я зимой училась в школе, а летом помогала маме. В мае 1920 года я устроилась работать на железную дорогу, а к концу года меня взяли конторщицей в депо, тогда мне ещё не было и 16-ти лет.

    В 1922 году умерла мама. Брат с сестрой решили вернуться на родину, а я осталась во Льгове. К тому времени у меня сложились дружеские отношения с молодёжью депо. Молодёжи было много, и местные и как я беженцы – нам было весело. Тогда среди нас ходила поговорка: «Хоть есть нечего, но жить весело». Мы устраивали посиделки, играли в «фанты», «бутылочку». Комсомольцам не разрешалось танцевать. Считалось, что это буржуазный, мещанский пережиток. Зато ходили на вечеринки в соседние посёлки. И что интересно, в нашей компании никогда не было пьяных. Помню, как-то к нам зашёл один подвыпивший знакомый, так ребята его выгнали, заявив, чтоб впредь пьяным не заявлялся.

   Одно время, после смерти мамы, мне негде было жить, и я ночевала в конторе на печке.

    С помощью комсомольцев и молодежи в поселке был построен деревянный Народный дом. Это как клуб для простых людей. Мы там устраивали концерты, играли спектакли. Я тоже принимала в них участие…

   …В восьмидесятые годы одна моя знакомая была во Льгове и рассказала, что видела там Народный дом. Оказалось это тот самый дом, построенный молодежью в двадцатые годы..
.
   В 1923-ем году я познакомилась с твоим дедушкой. Мы с ним дружили, пока через год его не забрали на военную службу. По его рекомендации я вступила в комсомол.  Весной 1925-го года родила твоего отца. С твоим дедом официально зарегистрированы мы не были и я записала сына на свою фамилию. В декабре того же года переехала из Льгова в Москву, где служил дедушка. Он устроил меня как свою гражданскую жену в семейной казарме на Лубянской улице в бывшим доме князей Пожарских. Сейчас рядом с этим местом находится Сороковой гастроном…

   (Магазин был открыт в 1932-ом году в не давно построенном доме и считался вторым после Елисеевского. В 1994-ом году, после ремонта, в его помещении открыли магазин «Седьмой континент»)



                * (СПРАВКА)

    Статус города Льгов получил в 1779 году. К концу 19-ого века стал важным железнодорожным узлом. Через город проходят пути на Киев и Воронеж, а так же в Харьков и Брянск. Гражданская война 1918 – 1923 годов затронула город в сентябре 1919 года. Белогвардейцы разместили в городе штаб своих войск, но уже в ноябре красные выбили их из города, а заодно разрушили Льговский железнодорожный узел, нарушив связь между белогвардейскими группировками.

    С декабря 1922 года Льгов вошёл в состав Российской Федерации. В 1923 году население города составляло 5044 человека. В 1954 году в черту города вошли близлежащие железнодорожные посёлки – Льгов 1, Льгов 2, Льгов 3. В 1963 году город получил статус областного подчинения.


                ***


    Я рассматриваю сохранившиеся документы, относящиеся ко времени проживания Марии Ивановны во Льгове. Их не так-то много. Это – бумажное удостоверение о том, что:

    Шпаковская М.И. с 12 мая 1920 г. состояла на службе в депо Льгов 2 М.К.В. ж.д. в должности рабочей и с 1 мая 1922 г. по настоящее время состоит конторщицей шестого участка службы пути.


            Билет № 78 с правом решающего голоса.
   15 Льговский Уездный съезд Советов рабочих крестьянских и красноармейских депутатов.

    Представитель Льгов М.К.В.  ж. д. организации -  Мария Ивановна Шпаковская.
    Ноябрь 22-ого дня 1923 года.


    Мандат.   Дан сей тов. Шпаковской Марии в том, что она на основании Уездного съезда советов от 24 ноября сего года избрана делегатом на 11 Курский Губернский Съезд Советов, имеющий быть 16-ого декабря 1923 года с правом решающего голоса.


     Но самый интересный документ на мой взгляд, это  машинописный акт от 26 апреля 1925 года, который мне хочется привести здесь полностью.


                АКТ               

    1925 года апреля 26-ого дня. Мы, нижеподписавшиеся представители организации ст. Льгов 2 М.К.В ж. д. от ячейки РКП(б) тов. Курдупов, от Месткома тов. Шведов, от РЛКСМ тов. Еремеев, от Женотдела тов. Дворянинович, от пионеров тов. Тарасов в своём заседании составили настоящий акт в том, что по собственному желанию родителей гр. Журова Василия Григорьевича и Шпаковской Марии Ивановны

организованны Октябрины новорождённому ребёнку, которому постановили имя дать «Борис» и мы от выше указанных организаций берём под своё покровительство Бориса Васильевича, ставим задачей воспитать его в духе Ленинизма-Коммунизма, и с сего числа для воспитания его передаём в Юные Ленинцы. В знак чего отряд № 7 Юных Ленинцев своему новому товарищу преподносит галстук и пионерский значок, ячейка РЛКСМ, надеясь, что юный ленинец придёт на смену своим друзьям, преподносит ему значок КИМ. Ячейка РПК (б) уверена, что юные ленинцы всегда пополнят ряды коммунистической партии, в честь чего преподносит ему значок «помни заветы Ильича».

    Да здравствует Юный Ленинец Борис – будущий борец за освобождение угнетённых народов и строитель Социализма-Коммунизма
.
    Настоящий акт хранится в делах ячейки РКП(б) и у родителей.


Рецензии