Стеклянные цветы и хрустальное сердце

Такое до жути манерное название взяла не случайно. Одну лишь нашу эстраду вспомнить: сколько стеклянно-хрустальных метафор и ассоциаций. «Не отворишь ты двери в дом под стеклянной крышей», «Хрусталь и шампанское, пламя лёд. Кто так не любил, тот меня не поймёт« «Дом хрустальный на горе для неё». Да много всего. Попробуйте найти с другим материалом столько сравнений, кроме разве что золота. Почему? Потому, наверно, что стекло, такое необходимое в быту, как ничто другое сочетает в себе прочность и хрупкость одновременно, да ещё столько в нём красоты! Это понимаешь даже при знакомстве наощупь.
Сегодня приглашаем вас на экскурсию в музей стекла в Елагиноостровский дворец на Елагином острове Санкт-Петербурга.
Экскурсовод Елизавета Голубева. А эксперты всё те же: Илья, Влад и я.
Ладно, про экспертов это шутка. Почти.
Слово экскурсоводу.
- В нашем музее представлена продукция только советского времени: с начала сороковых и до середины девяностых. Все изделия принадлежат Ленинградскому заводу художественного стекла. Завод существовал с 1940 по 1996 год. Создан по инициативе известного скульптора Веры Мухиной. Музей занимает четыре зала. Раньше здесь размещалась императорская оранжерея. Здание построено выдающимся зодчим Карлом Ивановичем Роси. До революции дворец принадлежал царской семье. Был подарен Александром первым вдовствующей матери Марии Фёдоровне. Впрочем, в сам дворец мы не пойдём. Он малодоступен для тактильного осмотра. Зато бывшая оранжерея в нашем распоряжении. Большие окна оранжереи сохранились до наших дней.

Сейчас мы узнаем, из чего и как делается стекло. Познакомимся с инструментами стеклодува.

Сосуд с небольшим отверстием. Колба с песком. Это специальный белый кварцевый песок. В следующей колбе мел для стекла. Кстати, знаете ли вы, что мел делается из извести? Дальше колба с чем-то очень мелким и сыпучим. А это не что иное как сода для стекла.
Итак, три компонента для изготовления стекла, засыпаются в горшок. После чего всё отправляется в стекловарную печь. \Температура в такой печи около 1500 градусов.
- Не очень поняла, прошу прощения, компоненты одни, но ведь стекло по качеству разное бывает.
Это я в своём любопытстве перебила экскурсовода.
- правильно, в стекло добавляют другие компоненты, например, металлы.
В зависимости от компонента зачастую меняется цвет стекла. Медь делает стекло красным, марганец фиолетовым, золото розовым.
- А всем известное бутылочное стекло как делается?
- В бутылочное стекло добавляют железо.
- А хрусталь это что?
- Хрусталь – это добавление к обычным компонентам свинца.
Когда стекло сварилось, оно напоминает карамель. Становится мягким и тягучим. Конец трубки стеклодува находится в горшке со стекольной массой. Стеклодув наматывает эту массу на трубку, как макаронину на вилку, после чего начинает дуть. Получается стекольный пузырь.
Нам показывают трубку стеклодува. Довольно длинная палка. Дальше мы знакомимся с деревянной \конструкцией странной формы – дощечка с ручкой и выемкой внутри: ковш для выравнивания и прокатки пузыря. С помощью ковша можно сделать бутылку.
Но для бутылок есть и специальные формы. Заливается стекло в форму. Вот вам и бутылка. Нам показывают такую форму. Тяжелая, надо признать.
С удовольствием смотрю изделия из художественного стекла. Большой стеклянный шар – ёлочная игрушка. Цветок, кажется, лилия. Сделан щипцами. Очень красиво. Изящный лебедь. Маленькая чашечка с… новое понятие… маркелюром. Маркелюр - возникающие при окунании горячего стекла в воду, трещины.
Палочки. Стержни для украшений. Как из палочек можно сделать украшения? А вот так: и я держу в руках нанизанные на проволоку стеклянные бусы.
Узнаем ещё одно новое слово: милефьори - приплавление.
Пример - круглое яблоко из стекла, а черенок и листочек из стекла же приплавлены.
А вот что вышло, когда расплавили над огнём стержни и немного над этим поработали. Прелестная глазастая черепаха.
Того же происхождения маленькая лошадка, сидящая по-собачьи, и мышь, превращённая в хомяка, потому что нечаянно потеряла хвост.
Бывает стекло с гравировкой. Это особенно актуально для хрусталя.
Искусство гравёра со стороны может показаться простым, но на самом деле ему долго учатся. Хороших мастеров про гравировке не так уж и много. Дело в том, что гравируют холодное стекло. Проводится идеально прямая линия – процарапывается обычным шилом. Если гравёр ошибся, переделать будет невозможно.
Мне в руки дают увесистый круглый предмет. Диск. При вращении диск делает в хрустале прорези. При этом его необходимо поливать водой, чтобы смывать пыль.
Что ещё можно сделать из художественного стекла? Вот, например, витраж из разноцветного стекла. Такие витражи были в ходу в готических храмах.
Мозаика. Это каждый знает – рисунок из маленьких фрагментов, в нашем случае осколков стекла.
Заготовка для мозаики – смальта. Проще говоря, кусок толстого стекла. Его раскалывают молотком и делают мозаику.
Фонтан из стеклянных блоков. В каждом блоке по 25 стеклянных слоёв. Невероятно красиво.
Я спрашиваю Елизавету:
- после закрытия Ленинградского завода художественного стекла продолжают ли в нашем городе хоть где-то производиться такое стекло?
- Есть отдельные мастерские, В том числе и при нашем музее.
Спасибо за экскурсию. Считаю, что жителям и гостям города очень полезно и интересно посетить музей стекла. Доступность для незрячих на высоком уровне. Для колясочников – увы! На колясках можно приходить только в сопровождении сильных мужчин. Впрочем, не допускаю и тени сомнения, что администрация Санкт-Петербурга как раз в данную минуту ломает голову, как в кратчайшие сроки, решив ту же проблему в Эрмитаже, немедленно перейти к Елагиноостровскому дворцу.
Чуть-чуть подождём.


Рецензии