Егорлыкская рубка крупнейшее кавалерийское сражени

Егорлыкская «рубка»: крупнейшее кавалерийское сражение Гражданской войны
По разным данным количество участников сражения разнится. Вероятней всего, к началу боя под управлением генерала Александра Павлова находилась конная группа в 13 тысяч сабель и 3,5 тысячи человек пехоты. Ударной силой армии был корпус генерала Барбовича – 5 тысяч шашек и 5 конных батарей, терская дивизия генерала Агоева – 2,5 тысячи казаков, 600 калмыков, отдельные бригады донских и кубанских казаков. Противостояла белым 1-я Конная армия Буденного и 10-ударная группировка Михаила Великанова. Всего 10,5 тысяч всадников и 2,7 тысячи пехоты. Красное командование располагало 24 трехдюймовыми орудиями и 120 тачанками с пулеметами. Русские рубят русских 1 марта 1920 года заметно потеплело и твердый снег превратился в кашу. В 10 часов утра красная пехота потеснила пластунские казачьи роты, которые стали отходить к окраине Егорлыкской. В ответ на это Павлов конницей атаковал левый флаг противника. Навстречу белым всадникам Буденный бросил кавалеристов 6-й дивизии Тимошенко, 1-й Кавказкой дивизии Гая, и красных казаков Блинова. Начальник штаба 20-й стрелковой дивизии Красной Армии Борис Майстрах вспоминал: «Темные массы кавалерии огромной и широкой волной покатились по степи. Прекрасное и в тоже время жуткое зрелище. Казалось, что эта волна конников все может смести на своем пути, раздавит и сомнет всех». Тысячи всадников сшиблись в рубку посреди заснеженной степи. Красные смогли потеснить белых, которые стали откатываться к Егорлыкской. Революционная кавалерия, увлекшись атакой, продвинулась к окраинам станицы, где ее начали выкашивать пулеметным огнем. В это же время на правом фланге беляки шашками рубали пехотинцев 20-й стрелковой дивизии РККА. Буденный был вынужден перебросить им на помощь часть своей кавалерии и ослабил центр армии. Вторая атака белых Разгадав маневры красных, Павлов бросил в центр построения противника элитную кавалерийскую бригаду генерал-лейтенанта Ивана Барбовича. Для таранного удара всадники выстроились во взводные колонны и пошли в атаку. За ними следовала остальная кавалерия. Однако генерал просчитался. Разметав первую линию пехоты, белые вышли на позиции пулеметных рот 4-й дивизии и красную артиллерию. Шквальный огонь косил белых взвод за взводами. Атакующие дрогнули и поскакали к своим позициям. Вперед мчалась только бригада Барбовича, 600 бойцов которой погибли в этой атаке. На другом участке терским и кубанским казакам удалось зажать в клещи 4-ю кавдивизию калмыка Оки Городовикова. Станичники начали резню красноармейцев, которых спас удар 6-й кавдивизии Тимошенко. Перегруппировавшись, казаки и белогвардейцы снова поскакали в атаку и даже прорвались к командному пункту красных, однако это была ловушка. Практически в упор их стала расстреливать артиллерия, спрятанная в камышах. Конец сражения Белые утратили наступательный пыл и отступили к Егорлыкской. Ночью красные ворвались на улицы станицы и началась жестокая рубка за каждый дом. Революционным командирам удавалось перехватывать подкрепления противника и к утру войска Деникина отступили с поля боя. Так закончилось самое большое в истории ХХ века встречное кавалерийское сражение. По данным советских историков 1 марта 1920 года белогвардейцы только убитыми потеряли 4 тысячи человек. Потери красных войск неизвестны, но они также измеряются тысячами. В этом сражении Вооружение силы юга России потеряли свою основную ударную силу и стали отступать под ударами красных дивизий. Исход гражданской войны был предрешен


Рецензии
У меня сомнение в приведённой численности 1-й Конармии - "всего 10.5 тысяч всадников". Штатная численность кавдивизии времён Гражданской войны около 9-ти тыс. 1-я Конная под Егорлыком состояла из шести кавдивизий (4-я,6-я,11-я,14-я
+ 1-я Гая, 2-я им.Блинова). 1,6 тыс - это скорее количество всадников полка.

Алексей Борзенко   01.02.2024 11:23     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию. Ни чем не могу помочь. Это статья по архивным материалам. Потом это гражданская война. Иногда группу всадников именовали чем угодно пущейважности или для устрашения противника. Вспомните Свадьбу в Малиновске. Дивизия Грициана состояла из 120 штук бойцов, а да и бойфцами этот поллпьяный сброд трудно было назвать.

Новосельцев Григорий Петрович   01.02.2024 11:29   Заявить о нарушении
Мне не надо помогать. Дивизии 1-й Конной не какие либо группы всадников под Малиновкой и не могли быть по 1,6 тыс. всадников. Вас это не смущает?

Алексей Борзенко   01.02.2024 11:42   Заявить о нарушении
Может опечатка и лишняя запятая. Что касается армии Буденного, то я его ставлю не намного выше Грициана. Это мое мнение, даю Вам право со мной не согласиться.

Новосельцев Григорий Петрович   01.02.2024 11:53   Заявить о нарушении
А моё мнение насчёт Будённого вам интересно?

Алексей Борзенко   01.02.2024 11:59   Заявить о нарушении
"Противостояла белым 1-я Конная армия Буденного и 10-ударная группировка Михаила Великанова. Всего 10,5 тысяч всадников и 2,7 тысячи пехоты." эТО ВЗЯТО ИЗ МОЕГО ТЕКСТА.

Новосельцев Григорий Петрович   01.02.2024 12:00   Заявить о нарушении
Почему вы ставите его на уровень Грициана?

Алексей Борзенко   01.02.2024 12:01   Заявить о нарушении
"А моё мнение насчёт Будённого вам интересно?" интересно

Новосельцев Григорий Петрович   01.02.2024 12:01   Заявить о нарушении
Нет я его ставлю Выше Грициана. Хотя считаю так же бандитом.

Новосельцев Григорий Петрович   01.02.2024 12:03   Заявить о нарушении
Мой дед умер, когда мне было 16. Он имел право высказаться негативно о Будённом так, как служил в 4-й кавдивизии и в корпусе Думенко. У мня есть повесть об этом - "Переселенцы".
В серии ЖЗЛ - "Будённый красный Мюрат" 2007 год издания, рекомендую.

Алексей Борзенко   01.02.2024 12:52   Заявить о нарушении
Ваше право считать так как Вам нравится. А мой дед рубал буденовцев как капусту. И что дальше?

Новосельцев Григорий Петрович   01.02.2024 13:18   Заявить о нарушении
А нужно дальше? Я деда привёл в пример т.к. общался с ним и по его рассказам написал повесть, которую читают, а наши ваших-ваши наших это не ко мне.


Алексей Борзенко   01.02.2024 13:43   Заявить о нарушении
У меня мнение моего деда. Для Вас ваш дед авторитет, а для меня мой.
Что касается Гражданской войны, то я вижу следущее. Потомки тех кто победил в гражданскую спустя 70 лет дружненько отказались от тех идеалов ради которых все это затевалось. По сути пошли по тому пути по которому намеревались повести Россию произравшие в Гражданской войне.
В связи с этим стороны того конфликьта вынлядят уже не столь привлекательно. Зачем было губить столько народа, если все пришло к тому что мы видим?
Еще некоторое поянение. Я не сторонник ни белых и не красных. Вам это может показаться странным.

Новосельцев Григорий Петрович   01.02.2024 14:02   Заявить о нарушении
Нет странным не показалось. Я, как интересующийся историей своего края, вам как коллеге дал наводку. Думаю вам будет интересно познакомиться с этим материалом.

Алексей Борзенко   01.02.2024 14:46   Заявить о нарушении
Хорошо. Я воспльзуюсь.

Новосельцев Григорий Петрович   01.02.2024 15:50   Заявить о нарушении