29 октября. Пустыня Тартари

29 октября 1976 года на экраны итальянских кинотеатров вышел фильм Валерио Дзурлини "Пустыня Тартари".

Фильм поставлен по роману итальянского писателя Дино Буццати, опубликованному в 1940 году. В 1989 году этот роман впервые был издан в Советском Союзе под названием "Татарская пустыня". Французская газета Le Monde в 1998 году включила этот роман в список 100 лучших романов XX века. (Отмечу попутно, что в этом списке 3 произведения русскоязычных писателей: "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына, "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, ну и "Лолита" Владимира Набокова. Хотя, последнее из поименованных произведений было написано на английском.)

Русский перевод названия романа итальянского писателя не совсем точен. Как, впрочем, переводы и на некоторые другие языки, которые подразумевают татар как народ. Истинный смысл итальянского названия романа, а также фильма, исходит из древнегреческого понятия "тартар", что ближе к русскому понятию "загробный мир".

Об экранизации романа Дино Буццати задумывались многие режиссёры, в частности, Микеланджело Антониони. Но всех останавливал вопрос финансирования. Лишь благодаря инициативе Жака Перрена, который приобрел у писателя права на экранизацию и выступил продюсером картины, состоялась экранизация романа.

Выбор Валерио Дзурлини в качестве режиссёра картины был своего рода знаком признательности со стороны Жака Перрена. Дело в том, что Перрен считал, и не безосновательно, что именно Дзурлини сделал его настоящей кинозвездой, сняв в фильме 1960-го года "Девушка с чемоданом". За этим фильмом последовали киношедевры, принесшие Перрену всемирную славу, в частности, "Истина" Анри-Жоржа Клузо, "Дзета" Коста-Гавраса, "Новый кинотеатр "Парадизо" Джузеппе Торнаторе и другие.

Благодаря продюсерским способностям Жака Перрена удалось собрать в картине настоящее созвездие актёров первой величины: Витторио Гассман, Джулиано Джемма, Филипп Нуаре, Фернандо Рей, Жан-Луи Трентиньян, Макс фон Сюдов и другие.

В престижных международных кинофестивалях фильм Валерио Дзурлини не участвовал. Соответственно, фестивального успеха фильм не имел. Лишь "родная" Итальянская киноакадемия удостоила картину трёх своих премий Давид ди Донателло, в том числе как Лучшему фильму и за Лучшую режиссуру (в обоих случаях - наряду с фильмом "Мелкий-мелкий буржуа" и его режиссёром Марио Моничелли).

В кинотеатрах многих стран, включая США, СССР и многие другие, фильм Валерио Дзурлини "Пустыня Тартари" не демонстрировался вплоть до начала XXI-го века. Соответственно, для кинокритиков многих стран этот фильм остался незамеченным. Тем важнее оценка фильма известным индийским киноблогером Jugu Abraham'ом, автором блога "Фильмы, заставляющие думать". В свой рецензии Jugu Abraham отметил, что судьба фильма Валерио Дзурлини во многом сходна с судьбой его литературного первоисточника. Так же, как и книга Дино Буццати, смысл которой в полном объеме "дошёл" до сознания читателей и литературных критиков лишь спустя полвека после публикации, фильм Валерио Дзурлини получил заслуженные оценки кинокритиков и кинозрителей лишь через несколько десятилетий после премьеры. -
Возможно, слишком поздно. Поскольку, как пишет в своей рецензии на фильм один из наиболее авторитетных российских кинокритиков Сергей Кудрявцев, поставивший фильму 9,5 баллов по 10-балльной шкале, "для самого Дзурлини, который так ничего больше и не успел снять, покончив с собой через шесть лет, словно в точке “золотого сечения жизни”, эта картина стала по-своему пророческой. Поскольку и герои “Пустыни Тартари” живут как будто в предощущении скорого и неминуемого конца своего земного существования, даже невольно желая приблизить скорбный исход, уже устав от навязчивого ожидания чего-то неизвестного." - https://kinanet.livejournal.com/667615.html

Об оценке фильма Валерио Дзурлини "Пустыня Тартари" кинозрителями свидетельствует следующая цифра: 60% пользователей IMDB и Кинопоиска поставили этой картине оценки от 8 до 10. С учетом этого показателя и сказанного выше, рейтинг фильма Валерио Дзурлини "Пустыня Тартари" (см. Предисловие) составил 7,929, что позволило ему занять 811-е место в Золотой Тысяче.


Рецензии