11. 05. 74г. Суббота

Самочувствие у меня пока что не из лучших и проснулся я, когда все уже ушли на работу. Помнится Алёхин вчера высказал мысль, что надо запомнить этот день и ровно через год отсюда уехать. Возможно, он и прав. Нас миллионы, и пусть не каждый, но хотя бы малая часть нашей молодёжи с полной отдачей отработает год, БАМ будет построен раньше срока.
 В нашей палатке  сейчас только Игорь Путюнин да Гена Мартынов. Они решили освоить профессию вальщика леса и должны были уже проходить обучение. Но видно по какой-то причине случилась задержка и Гена играет на гитаре, а Игорь рисует.
12.05.74г. Воскресенье
У нас праздники и выходные проходят как обычные рабочие дни: все чем-то заняты, что-то делают. Если бы сказали, что выходных не будет ещё очень и очень долго, вряд ли кто поверил этому. Но так на самом деле и случилось. Потому что всё, что необходимо для нормальной жизни, ещё только предстояло построить, и везде нужны руки, а руки только наши и никаких других в ближайшее время не ожидается. Сегодня у нас выходной за праздник, в который парни строили мост, и многие отправилось вверх по Ние ловить рыбу, а вокруг слышна работа мотопил. Это новоиспечённые вальщики на практических занятиях. Зашёл Володя Горбунов и попросил меня сняться ещё в одном эпизоде. Для этого не пришлось даже далеко идти. Несколько минут срубал топором сучья с только что спиленных деревьев, по команде Трошкина то вытирал лицо кепкой, то смотрел вверх, где, как сказал Владлен Павлович, потом смонтируют кусочек с падающими деревьями. Потом для того же фильма я и Тоня Галянова разбирали почту, и делали надписи на палатках. Фёдоров и Лозовой после обеда отправились в библиотеку, а остальные играть в волейбол. Победить нам не удалось. Со счётом 11 – 15 мы проиграли. Не нашлось ничего интересного и в библиотеке и я решил перечитать «Повесть о настоящем человеке».
К вечеру с полным ведром рыбы вернулись наши рыбаки. Очень устали, но в хорошем настроении. Не разделял лишь общую радость Полосухин потому что сегодня он был дежурным по кухне.
– Такое количество рыбы, – сказал Толя, – смогу вычистить разве что за неделю. Да, она за это время испортится!
Выручил его Толя Фёдоров. Взял из его рук нож, ведро и вышел на улицу. Вскоре каждому досталось по жареной рыбке, которая оказалась очень вкусной.
13.05.74г. Понедельник
Утром поднялись в десять часов. Спали бы ещё, но пришла Нина и сделала общий подъём. На завтрак она приготовила уху, в которой я ничего хорошего и раньше не находил, не притронулся к ней и сейчас. Только чай выпил. А Нина и дальше развила бурную деятельность, выгнала всех и стала мыть в палатке пол. В такие моменты надо держаться от неё как можно дальше. Кое-кто из парней отправились в баню, но вскоре вернулись, сломался насос и воды в ней сегодня не будет. Да и природа сегодня не нашей стороне: солнце есть, но очень холодный ветер. Когда же совпадут эти, пока что не совместимые для этих мест, природные явления! Взял книжку и устроился  читать на улице с подветренной стороны, а когда солнце скрылось, вернулся. Сейчас каждый занят чем-то своим: Кужель Женя, Плотников Сергей, Буров Юра в своём углу играют в карты, Просенюк Валя и Мартынов Гена разучивают песню, Филатова Нина делает Гришину Валере маникюр, Крыгин Володя пишет письмо, Путюнин Игорь просто лежит, Алиев Саня и Алёхин Юра разучивают пьеску, Толя Фёдоров, Лозовой Володя читают книги. А я пишу дневник, зачем только? Пригодится ли он когда-нибудь?
14.05.74г. Вторник
В день дежурства каждый, кому выпало это счастье, должен встать раньше всех, затопить печь, принести воды, чтобы Нина могла приготовить завтрак. А потом, если нет каких-нибудь запланированных мероприятий, можем заниматься своими делами. Но на сегодня уборка территории ещё не закончена, так что будем продолжать. Перед этим на общем сборе отряда выслушали инструктаж пожарного с наставлениями, как вести себя, чтобы не случился лесной пожар. Затем в клубе прошёл первый сбор нашей комсомольской опергруппы. Не здание, а холодильник. В нём надо бы не мероприятия проводить, а хранить скоропортящиеся продукты. Когда же мы вернулись в палатку, погас свет во всём посёлке. Постельное бельё мы сдали ещё днём, вот только простыней чистых всем не хватило. Так что пришлось лечь спать в одежде. Что это за климат? На работе мёрзнем, после работы тоже, и ночью в палатке как на улице.
15.05.74г. Среда
Опыта ведения хозяйства ни у кого из нас, конечно, не было, потому и были ошибки. Так не хватило собранных на питание денег. Возможно, рассчитали правильно, но был праздник, и сейчас продукты на исходе, а купить не на что. И тут начались клятвенные заверения тех, кто был за то, чтобы не скупиться на праздничные расходы. Теперь они обещали не только бросить пить, но и курить тоже. Вряд ли нужно было воспринимать их серьёзно, потому что давались они на пустой желудок. Наконец, подошло время обеда, и мы отправились в палатку. Нина к тому времени уже всё приготовила, да так хорошо, что многие просили добавки. Потом призналась, что пришлось ей в первое положить две пачки супа, одну борща и бросить туда все оставшиеся макароны с тушёнкой. Интересно, чтобы мы ели, если бы она это всё не положила? Должно быть, пили воду и ловили в ней макароны. Молодец Нина! Бесполезно экономить, когда запасы кончились, а так хоть сегодня будем сыты. К тому же прошёл слух о каких-то подъёмных и, что сегодня их будут выдавать. Не совсем понятно за что? Но денег у нас нет, остаётся верить слухам. Поднимаясь к конторе, мы встречали идущих от кассы парней, которые выглядели не очень радостными. Как потом оказалось, суммы получали все разные: кому 40 рублей, кому чуть больше. В бухгалтерии вычли 30 рублей за дорогу, что выдавали в обкоме комсомола, и 30 рублей полученных авансом здесь на месте. Так что мы оказались в лучшем положении: в обкоме комсомола нам выделили только 25 рублей, и дорога вышла дешевле, а от аванса мы отказались, и в итоге получили по 91 рублю и 15 копеек каждый. Ещё были свежи воспоминания о безденежье, потому сразу отложили по 50 рублей с условием, что если не хватит добавить. Проблемы на ближайшее время исчезли, и поднялось настроение, к тому же пришла в гости Таня Буглак из Осетии, и Алёхин с Гришиным взялись её развлекать. А я занялся стиркой, иначе, кто кроме меня обо мне же и позаботится?
16.05.74г. Четверг
Погода солнечная и настроение хорошее. К тому же на завтрак сегодня не только макароны, а даже какао. Правда, мне и тем, кто поздно встал, его уже не хватило. Работа у нас сегодня в той стороне, где будет строиться постоянный посёлок. Туда мы после завтрака и отправились. А Саня Алиев поспешил на прорабский участок узнать, что предстоит делать завтра. Вскоре он вернулся, и, забрав четверых парней, ушёл с ними на другую сторону Таюры, где нам был выделен участок трассы. А мы продолжили обрубать сучья с поваленных деревьев на склоне сопки, где впоследствии будет отсыпана дорога к постоянному посёлку и дальше по трассе. Очищенные от сучьев деревья Мартынов и Путюнин тут же распиливали «Дружбой» на чурбаки, а мы складывали всё в кучи. Время до обеда прошло быстро, но после пошёл густой снег, и вокруг стало всё промозгло и сыро. Выходить из тепла не хотелось, но надо. Снег продолжал сыпаться и, оседая на землю и деревья, таял, превращаясь в крупные капли. Стоило только ударить топором по ветке, как с неё срывался водопад брызг, отчего мы моментально вымокли. Казалось, этот кошмар никогда не кончится. Но на наше счастье мимо проходил Бурасов Александр Сергеевич и, осмотрев сделанную нами работу, сказал, что можем возвращаться домой. И как же приятно было это слышать! Вечером ещё предполагается собрание опергруппы в клубе, где снова придётся мёрзнуть.
   Организованности никакой и мы все продрогли, ожидая, когда все соберутся. В конце концов, всё-таки распределили дни дежурств и разошлись. Мне выпало дежурить в воскреснье. От кого только и кого спасать будем? Самих себя о себя? Глупость какая-то. И опять для нас приготовлена приятная новость: очередной полнейший мрак в палатках. В розетках у нас напряжение 220 v, в уличном освещение тоже, а в палатках на 36. Когда темнеет всем нужен свет и понижающий трансформатор не выдерживает. Кто-то у нас раздобыл лампочку на 150 ватт и приладил её к розетке. Теперь у нас так светло, как давно уже не было.      
17.05.74г. Пятница
Закончив расчищать оставшуюся часть дороги, с обеда перешли на новый участок за Таюрой. Ширина его100 метров, длина 500, но и этого для нас сейчас ещё много,  очень устаём. К тому же делянка находится позади всех бригад и времени на дорогу только в одну сторону уходит целый час. Но мы решили, не смотря ни на что, не отставать, пусть и пришли на день или два позже других. Так старались, что к половине пятого совершенно выдохлись, но вечером всё же поиграли в волейбол.
18.05.74г. Суббота
Сегодня суббота и я с Толиком Фёдоровым пошёл в баню. Слышали, что она есть, но где находится, не знали. А оказалось это просто вагончик, обитый внутри оцинкованным железом и места в нём очень мало. Хорошо ещё мы с ним были первыми. Настроение отчего-то после бани испортилось, и я не пошёл на субботник. И мысли стали одолевать очень мрачные, типа: ходить буду тогда, когда захочется, и туда, куда, опять же, хочется. Мечта, конечно, приятная, но явно несбыточная. Но настроение, как ни странно, улучшилось. Решил прогуляться  к почтовому ящику, опустить в него письмо. Было уже темно, и редкие фонари не столько освещали, сколько указывали лишь направление. Со стороны клуба доносилась мелодия, да изредка слышались голоса из палаток, а так тишина и только шум реки нарушал её. И, вдруг, произошла резкая смена погоды: крупными хлопьями повалил снег, да такой густой, что пришлось повернуться к нему спиной, иначе невозможно было открыть глаза. В свете фонаря хорошо было видно, как сверху наплывала сплошная белая стена. Продолжалось это мгновения, и, как началось, так быстро и закончилось, и опять с  неба светили яркие звёзды. Иногда мимо проходили парни и очень редко девушки, потому что их в нашем посёлке ещё очень мало. А те, что есть, ходят парами со своими избранниками, или с теми, кто их выбрал, что в принципе не так и важно. Главным было то, что свободных девушек у нас не было совсем. Недалеко от места, куда я направлялся, увидел группу людей, откуда временами раздавался дружный смех. Как, оказалось, забавлял всех водитель амфибии, он закончил её ремонтировать и теперь пытался запустить мотор. Но с этим у него не всё было благополучно, потому что, как только раздавался могучий рёв двигателя, следовал рывок, и танкетка глохла, Парень, делал новую попытку, и всё повторялось, в той же последовательности. Тем временем я дошёл до почтового ящика, который был полностью набит конвертами куда я с трудом протиснул своё. Как видно тайга и отдалённость от цивилизации располагают к общению. К тому же, когда из развлечений только танцы, прыгающая танкетка и работа, хочешь не хочешь станешь писателем. На обратном пути заглянул в клуб. Скамейки в нём уже были расставлены вдоль стен, и в середине зала топталось в танце несколько пар. А за ними наблюдали те, кому не повезло с девушкой, да ещё с повязками на руках сидели сегодняшние стражи порядка: Алёхин Юра и Люда Гутнова из Осетии. У палатки встретил скучающего Лозового. Поговорили с ним о «радостном», о том, что заняться в свободное время не чем, а потому скука беспросветная, и что осенью надо бы поступить учиться. Потом он ушёл, а я ещё на некоторое время задержался. Нравится смотреть на звёзды. 
19.05.74г. Воскресенье
Утром, как всегда, приходила Нина, и начинала энергично готовить завтрак. Печь, раскаляясь, нагоняла температуру, и мы оживали. А в выходной вообще можно никуда не спешить, продолжая лежать, наслаждаясь теплом и свободным временем. Но сегодняшнее утро было совершенно другим, потому что Нина с Крыгиным ушли рано утром в поход по Таюре, а кто остался, поднялись лишь в десятом часу. Пока я делал зарядку, парни ушли в столовую. За ними поспешил и я, потому что сегодня готовить не кому. После завтрака Алиев со своей группой ушёл  достраивать киоск возле столовой, остальные проводили время по своему усмотрению. Я же разогрел на костерке гуталин и пропитал им свои сапоги, в надежде, что какое-то время мои ноги будут сухими. Обедать мы тоже пошли в столовую, но очередь туда уже была огромной. Оказывается, изменилось расписание, а мы утром не обратили внимания на листочек, пришпиленный канцелярской кнопкой к двери. Выручил нас Валера Гришин, добровольно взяв на себя обязанности повара, и с присущей ему основательностью занялся приготовлением. Макароны варил строго по времени, периодически помешивая их в кастрюле, а когда они были готовы, добавил тушёнку. Правда, по времени это был уже не только обед, но и ужин. Вскоре возвратились и рыбаки без рыбы. Зато сегодня впервые была очень тёплая погода.
 


Рецензии