Три дня навигации Анатолия К
Не задалось в работе у Анатолия с самого начала его трудоустройства, по приезду в район крайнего севера. Как ему казалось, что лучшие должности были заняты приближенными к начальству людьми, ни черта не соображающими в работе. В результате с ними обострились отношения. Вот и сейчас он сидел в кабинете своего начальника и читал приказ о лишении его премии на пятьдесят процентов.
-Так! Житуха пошла – хоть увольняйся – процедил он сквозь зубы.
-А ты чем не доволен? Министерский селектор сорвал и хочешь чистеньким и сухим из грязной воды выйти. Запомни! Если меня хоть на рубль из-за тебя накажут, то ты пожалеешь , что вообще на свет родился! – громко ответил начальник – Уволю с такой записью в трудовой книжке, что никуда не возьмут. Ты меня понял?
Анатолий не ожидал такого поворота в разговоре и предпочел ответить: «Понял!» и замолчать.
- Не сегодня, завтра наш руководитель предприятия хочет приехать по твою душу. Так, что готовься к «очистительным процедурам»! – ехидно продолжил начальник. – Иди пока отдыхай. Я тебя на месяц на нижеоплачиваемую работу поставил на другой объект, от глаз начальников подальше. Завтра сообщу тебе график работы.
-Не имеете права два раза наказывать за одно, и тоже – не выдержал Анатолий.
-Друг ты мой. Я и так тебя с трудом терплю с самого начала, а сейчас тебе советую заткнуться.
Я сразу заметил, что ты человек – себе на уме. Сюда люди приехали деньги зарабатывать. Пахать надо не головой, так руками. А ты хочешь и рыбку съесть, и не подавиться. Старайся и все получится и не надо казаться, а надо быть! Вали отсель, пока я добрый. С месяц поработаешь, и верну обратно.
Настроение Анатолия было в конец, испорчено и он, куря одну сигарету за другой, пошел в общежитие.
В комнате, где он жил был еще парень старше его. Вернее парень был хозяином этой комнаты и он разрешил перезимовать Анатолию, до того как ему и его товарищам привезут дома - бочки.
Вопрос с жильем должен был скоро решиться. Это немного утешало душу – и работа станет ближе, и шума от соседей не станет.
Он прилег на кровать и задремал. Неожиданно кто-то его начал трепать за плечо, пытаясь, разбудить: «Толян! Вставай! На работе спишь, здесь спишь! Беги в контору, тебя начальник срочно вызывает!»
Это один сослуживцев прибежал за Анатолием, выполняя поручение начальства.
«Блин! Покоя нет ни на работе, ни дома! Иду» – встав с кровати, ответил Анатолий и отправился на узел. Ничего хорошего от встречи с руководством он не ждал.
В тот момент, когда Анатолий вошел в кабинет его начальник разговаривал по телефону.
Анатолий сел на стул и стал слушать его разговор. Речь шла об отсыпке площадки под дома – бочки для их организации.
«Скорей бы!» – подумал Анатолий.
-Ну, вот видишь! Все вопросы решаемы, если к ним подходить с умом. Вот и жилье у вас работяг скоро появится. Будем жить отдельным районом, рядом с работой – сказал начальник, положив телефонную трубку.
Он закурил и продолжил разговор.
-Я вот тебя, по какому поводу экстренно вызвал. Навигация идет полным ходом. Работы невпроворот. Вот и нам немного подфартило. Удалось пробить оборудование для новых объектов. Расширяться будем Анатолий. Да вот закавыка, какая выходит. Людей мало у меня, и получить оборудование некого послать в Надым кроме тебя. Хочешь в раз замолить свой грех, лети Надым, получи и сопроводи это оборудование. Там тебе с этим делом помогут. Командировку я оформлю, и в деньгах не потеряешь, и честь сбережешь. Думай, парень!
- Я согласен – ответил Анатолий – Когда лететь?
-Завтра на вертолете и в пятницу будешь здесь! – улыбаясь, сказал начальник, потирая руки –
Раз согласен, то распишись здесь – он протянул приказ о командировке.
Анатолий облегченно вздохнул и расписался в приказе.
«Уж лучше поработаю один, пока все не утрясется! – подумал он.
- Да. Вот что тебе посоветую. Купи перед отъездом в магазине курева и спичек побольше, и еды, какой не-будь на три – четыре дня. На барже «стрелять» не у кого будет. И оденься потеплей, чтоб на реке не околеть от холода – снова закурив, сказал начальник.
- На какой барже? – удивленно спросил Анатолий – Вы же говорили вертолет?
- Как на какой? На которой сопровождать оборудование будешь до нашего порта. Погрузите его на баржу и за буксиром вперед, а здесь мы тебя встретим – ухмыльнулся начальник – Анатолий. Все вопросы решаемы, если к ним подходить с умом! Тебе нельзя отказываться. Не тот случай. Да! Газет возьми побольше. Почитаешь, да и по нужде пригодятся. Иди, собирайся. Завтра в десять утра вылет. Если и эту работу завалишь, то лучше прыгай за борт!
Анатолий вконец подавленный направился домой. По пути он зашел в магазин, чтобы купить сигарет, спичек и продукты в дорогу. День был очень тяжелым, и думать о чем-то уже не было сил.
Зайти в комнату сразу не удалось. Он пытался вставить ключ в замочную скважину, но не получалось. Он постучался. Вскоре дверь приоткрылась и хозяин комнаты, выглянув, сказал: «Извини, друг, но я не один. Сам понимаешь – весна, гормоны играют. Погуляй минут десять, и мы уйдем».
Анатолий курил на улице. Возле него присела поселковая бесхозная собака, надеявшаяся получит угощение.
-Извини, песик, но у меня для тебя ничего нет. Я сам голоднее тебя. Завтра вот еще лететь надо.
Короче облом у меня в жизни такой, что хоть рядом с тобой садись и вой – сказал Анатолий, и увидев уходящую влюбленную парочку, направился домой.
Утром Анатолий встал пораньше, побрившись и позавтракав, начал собирать вещи.Собирать то особенно было нечего, и рюкзак был не тяжелый.
Он принялся завтракать, когда вошел хозяин комнаты, видимо по делу..
- Надолго уезжаешь? – спросил он.
-До конца недели. Обратно на барже поплыву – ответил Анатолий – А что?
-Понимаешь. Ты вчера видел меня с девушкой. Мы решили пожить вместе, приглядеться друг к другу. Глядишь, что и выйдет. Ты говоришь, на барже поплывешь. Матрас возьми. Там тебе никто ничего не припасал или ты хочешь с чужого матраса мне сюда блох и вшей привезти.
-Понял. Ты тогда меня со шмотками до аэропорта подкинь к десяти, и я долго здесь не нарисуюсь – попросил Анатолий.
Вскоре он летел в Надым на вертолете набитого вахтовиками.
Получить оборудование было делом не тяжелым, а вот с погрузкой на баржу пришлось повозиться. Но как ни странно Анатолию эта работа была по душе, ведь над душой никто не стоял и нервы не трепал. Баржа была речная и старая, видавшая виды.
- Груз выдержит? – спросил он у одного из помогавших ему людей, когда закончили работу.
- С тобой нет, а без тебя да! – шутя, ответил тот – Я гляжу, ты матрас взял. Правильно сделал, а вот одежда хлипковата. Надо было свитер одеть. На реке и ветер и волна такие будут, что укачает, а ночью холодно. Смотри парень. Тебе жить. Иди, тебя еще инструктировать будут. Ты ведь сейчас еще «салага». Завтра утром уходим. Не проспи.
- Не просплю – ответил Анатолий.
Утром едва посветлело, буксир потянул баржу из порта по Обской губе в сторону строительства
Ямбурга. На барже Анатолий был один и по началу, пока виднелись порт с его могучими кранами,
поселок строителей и другие строения, было даже интересно, но через часа три стало скучновато. Пейзаж был унылым – серая вода и серое небо, даже чаек не было видно., а вот ветер гулял повсюду. Страшно было подумать, что за Обской губой и Карским морем простирается океан.
Не дай Бог, что случится и ни кто не сыщет в этой ледяной бездне.
-В такой грязи и холоде никто жить не захочет – подумал Анатолий и прилег на матрас, чтобы подремать.
На севере начинался полярный день, и темнело поздно. Проснулся Анатолий от голода. Благо он додумался взять термос и решил попить чайку. Был еще примус, но разжигать огонь он не хотел.
- Да от такой еды не разжиреешь! – подумал он, раскрывая банку тушенки и нарезая хлеб.
Он кушал и смотрел на то, как буксир шел не спеша, фыркая двигателем и на волну, идущую от него. Покончив толи с обедом, толи с ужином, Анатолий прошел по периметру баржи, удостоверившись, что все в порядке и пока светло принялся читать книгу, которую нашел в конторе.
Вскоре стемнело и резко похолодало. Север есть север и с ним надо считаться. Он с трудом разжег примус и поставил на него закопченный чайник.
Ночь прошла в маете и попытках согреться. Единственное, что спасало, это горячий чай. Единственное что подтверждало связь с людьми – это сигнальные огни буксира и шум работы его двигателя. Иногда на буксире подавали гудки – сигналы понятные морякам.Анатолий невольно вспомнил песика, которого встретил у общежития и которому отказал в еде.Сейчас бы он накормил его до отвала лишь бы стоять с ним там, рядом и пошел бы спать в теплую комнату.
Второй день был полон испытаний – начался дождь и волнение. Анатолия слегка укачало, и о еде он не хотел думать. Читать Анатолий устал, а кроссворды в газетах были разгаданы кем-то ранее. Его донимало одно – это холод, о котором предупреждали ранее. Он залез под тент и как говорится «стуча зубами» провел остаток времени, до того, как дождь и ветер закончились.
-Что б я еще раз согласился на такую авантюру – подумал Анатолий и тут же подумал обратное, что из двух зол выбирают меньше и ему остается терпеть.
Он чувствовал, что началась простуда. Таблеток он не взял, и жаловаться было некому.Его дело было проверять надежность крепежа груза и исправность сигнальных огней, что он периодически делал.
Успокаивало то, что завтра все мытарства закончатся. Если все будет нормально они к обеду придут в порт, и может даже завтра же, встанут под разгрузку. Но до завтра надо было дожить.
Утром в пятницу он кое-как обессиленный после бессонной ночи сделал обход и стал доедать остатки продуктов. Смертельно хотелось согреться и лечь спать. Он решил в общежитие не возвращаться, а пойти к знакомым на телецентр и попроситься пожить у них, пока не дадут место в «бочке». Не хотелось мешать устраивать личную жизнь хозяина комнаты, и так осень и зиму прожил у него, и кто знает, как у самого в жизни сложится. Хотелось поступить в институт на заочное отделение, потом можно и жениться.
Так за мыслями не заметно он скоротал остаток своего злополучного «круиза». Мысли его прервал сигнал с буксира. Анатолий присмотрелся и увидел появившиеся очертания портальных кранов и несколько судов, стоявших на рейде.
- Ну, наконец, то – подумал он.
Ноги дрожали от усталости, и когда он оказался на берегу, то шел в раскачку, как бывалый моряк.
-Ну, что «салага». С крещением тебя. Если что приходи – примем в команду – смеясь, сказал капитан, прощаясь с Анатолием.
Позже вечером он сидел в комнате в окружении товарищей за ужином под бутылку спирта и травил байки о своем легендарном походе на барже. Может этот рассказ, когда - ни будь, услышат и его внуки, со всякими наворотами которых не было. Это его личное дело. Главное что он немного изменил взгляд на жизнь и люди стали к нему относиться иначе. В доме – бочке, куда Анатолий вскоре переселился, он все сделал все на свой лад и товарищи, жившие с ним, были рады порядку, царившему в доме, и институт он поступил. Встало дело за женитьбой.Теперь он иногда говорил фразу: «Все проблему решаемы, если рядом настоящие специалисты и если к ним подходить с умом!»
--------
ИЗ ЗАПИСОК О ЗАПОЛЯРЬЕ
ФОТО ИЗ ИН-ТА
Свидетельство о публикации №223102901125