Моя мечта умереть у камина - часть первая

            "Нас провожает кто-то взглядом
        Как пролетевшее тепло"...

                ПРОЛОГ

     Слова «Моя мечта умереть у камина» я услышал от майора Георгия Горобца вот при каких обстоятельствах. На тот период Горобец, будучи командиром 2-ой эскадрильи, исполнял обязанности ВРИО ЗАМ Командира полка вместо ушедшего в плановый отпуск подполковника Бойко. Именно поэтому он полетел со мной, лётчиком-«солопедом» 1-ой АЭ, в контрольный полёт на «спарке» ИЛ-28у, чтобы дать мне допуск к полётам ночью в СМУ (сложных метео условиях). Вообще-то на аэродром надвигалась гроза, но руководитель полётов самые опытные экипажи выпускал в воздух. Мы взлетели последними. Всем остальным, просящим запуск двигателей, РП давал команду «Быть на приёме».

         Я уже заканчивал крайний вираж в зоне с креном 60 градусов, как гроза всё же налетела – не успели. Я не знаю, в каких условиях производили посадку экипажи перед нами. Нам достался самый её пик. Ливень, сильнейшая болтанка и самое главное – частые молнии, после вспышки которой глаза несколько секунд вообще не различают показания приборов в кабине. Если честно, я был потрясён. Душа куда-то ушла в пятки, и страху было «полные штаны». Майор Горобец, жаль не помню его отчества, вдруг «замурлыкал» какую-то бравурную песню, а потом вообще перешёл на мат.

     Он пилотировал, вёл радиообмен и одновременно крыл по СПУ (самолётному переговорному устройству) матом погоду, руководителя полётов, даже на выравнивании он умудрялся издеваться над подсказками ПРП (помощника руководителя полётов), который командовал: «Убери крен, высота метр,  а Горобец в ответ: «Не учи отца еб….ся», сам знаю и т.д.  Сам я в шоке не видел ничего: ни скорость на глиссаде, ни курсовые приборы. Глаза бегали по лобовому стеклу кабины и пытались увидеть сквозь ливневые осадки землю. Что меня тогда особенно поразило – я никогда в жизни ни до, ни после этого полёта, не видел, чтобы самолёт пилотировали так резко и точно, хотя возможно, мне это тогда показалось с "перепугу".

      Лётчики, я не оговорился, именно резко и точно. Обычно, во все времена нас учили, и я потом учил, что лётчик должен пилотировать самолёт не резко, но энергично, и это правильно. Но Георгий Горобец одним махом запрыгивал на глиссаду обратно, когда нас бросал вниз или вверх нисходящий, или восходящий порыв. И так же резко, без промедления, запрыгивал обратно, когда ураганная болтанка сбрасывала нас с посадочного курса. Как он видел высоту выравнивания, я вообще не пойму. Я «узрел» только какое-то подобие светового пятно от прожекторов, которое говорило, что полоса где-то под нами, но никак не о высоте, сколько до неё осталось.

     В общем, сели… Зарулили на стоянку, не открывая фонарей, молча, посидели в кабине, пережидая дождь, вылезли. Стали под крылом, Горобец закурил, хотя на стоянке это делать не положено. Потом спросил меня: «Ну, понял, как бывает?» Я ему в ответ: «Вам, наверно, нравятся такие полёты?» На что он мне ответил: «Эх, лейтенант, моя мечта умереть у камина!»…

     Я не знаю, этот мат при заходе на посадку Георгий Горобец специально для меня «придумал», чтобы привести в чувство, или он всегда так делает от «избытка эмоций» - помните: «А он, мятежный ищет бурю, как будто в буре есть покой», - но я вам скажу точно – этот полёт с ним раз и навсегда выбил у меня панический страх перед грозой. Подчёркиваю, сам страх остался, но панический страх исчез навсегда. И потом, когда прижимало и приходилось садиться в грозу, а такие случаи у меня не раз бывали на разных типах летательных аппаратов, после заруливания я всегда вспоминал с глубокой благодарностью майора, а впоследствии, подполковника и командира транспортного полка в Остафьево, Георгия Горобца и его «педогагическую науку». А через 4 года после этого полёта отсутствие панического СТРАХА спасло мне жизнь и жизнь моего экипажа, но об этом я напишу в четвёртой книге, которая выйдет из печати в мае 2015  года. В Интернете этого писать не буду. Там есть этическая проблема, которая интересна профессионалам, а не всем для "праздного" чтения...

        «Земля,
        Не уйти от тебя.
        Небо любя, море любя,
        Земля, не уйти от тебя.

          Сколько хороших ребят
          Вернулось к тебе не живыми.
          Звёзды горят над ними…
          Нам не уйти от тебя.

             Но, по бетонке пыля,
             Вновь мы уходим в высоты.
             Что человек без полёта?
             Спасибо тебе,Земля.

                НОСТАЛЬГИЯ ПО ПОЛЁТАМ
               
     Иногда, чаще это бывает долгими зимними вечерами, вдруг наваливается ностальгия по полётам, и тогда я открываю кирзовый  штурманский портфель, (до сих пор не понимаю, как мне его выдали. Лётчику положен только наколенный планшет и простой планшет, а портфель выдавали штурманам для карт, но с ним очень удобно было  ходить за пивом, и поэтому мы, лётчики им всегда завидовали). Так вот, я запускаю руку в портфель и достаю наугад одну из шести лётных книжек, что накопились за 32 года полётов в боевой авиации и потом ещё за 5 лет работы в Николаевской федерации авиационных видов спорта. Сколько чудесных, переживательных моментов, связанных с полётами, хранит память. Сегодня попалась лётная книжка 70-х годов. Захотелось вспомнить своих Учителей…
      
      Фронтовой бомбардировщик ИЛ-28. 1974 год – выполнен 221 полёт с налётом 199 часов. 1975 год – 363 полёта, из них – 96 посадок при минимуме погоды, в основном, инструкторских, общий налёт 237 часов. Для нынешних военных лётчиков этот налёт кажется почти «астрономическим», особенно на Украине, а для лётчиков Гражданской Авиации эти цифры «смехотворны», т.к. они летают раз в десять больше. Но гражданские пилоты летают за деньги и немалые. А военный лётчик летает «за идею», и оклад у него соответствующий. Правда, в России, наконец, начали поворачиваться «передом» к этой проблеме, и диспропорция в этой области между военными и гражданскими пилотами потихоньку приближается к нормальной.

     На Украине же по-прежнему к ней стоят «задом», и не потому, что руководство страны плохое, нет.  Страна, к огромному нашему сожалению, пока нищая. И чтобы там не  пиз…, «пардон», не «звиздели» про самостийность наши нордепы, (народные депутаты, если без сокращения)  ничего хорошего, что три братских народа, три бывших республики: Россия, Украина, Белорусь, живут врозь, нет. И чтобы понять это достаточно проехать по глубинке любой страны, посмотреть на брошенные, бесхозные  деревеньки или походить по кафе и ресторанам. Раньше поход в подобное заведение мог позволить себе практически любой гражданин нашей необъятной Родины, сейчас для 70% населения – это «роскошь», а табличек «мест нет» в ресторанах даже не держат…( Не буду говорит про Белоруссию, давно там не был, но по России и Украине брошенных деревень предостаточно, в декабре катался по Северному и Южному Уралу, ну, а Украина всегда перед глазами)

                ПОЛЁТЫ ЗА "ИДЕЮ"

      Но вернёмся к полётам.  Почему военные летают «за идею»? Гражданская авиация не рентабельные рейсы почти не осуществляет, т.к. если она будет их выполнять, то просто обанкротиться. А военные всю жизнь летают для собственного «удовольствия». У них полёты, считается, это «увиливание от службы». Так, кстати, думают многие авиационные командиры. И поверьте, господа  уважаемые читатели – в этой шутке есть лишь небольшая доля шутки. Ну, а если говорить об этом на полном серьёзе, то сами понимаете, военные лётчики должны постоянно, на протяжении многих десятков лет, пока они летают, держать себя в форме, достаточной для выполнения любой боевой задачи, которую потребует Родина.

      А на том же ТУ-22м3 заправка в простую зону на сверзвук составляет 36 тонн керосина. А чтобы лётчикам свозить штурманов «на работу» на полный маршрут и полигон требуется  заправить 52 тонны. И так каждому пилоту. Это ж сколько керосина они «дармоеды» просто так жгут? А ведь есть ещё такие самолёты, как ТУ-160, ТУ-142м, ТУ-95мс и прочие… А истребители? Хоть «мелкокопытная авиация», но прожорливая, потому что требует более частых полётов. Представляете, как дорого стране обходится содержание военной авиации.               

         Я сразу Аркадия Райкина вспоминаю: «22 бугая просто так за одним мячом по полю бегают. Да дайте каждому по лопате, пусть они это поле вскопают лучше, до грядки сделают. А марафонцы? Толпа мужиков в одних трусах –«срам один», 42 км бежит просто так, «тунеядцы». Нет, чтобы каждый взял по почтовой сумке,  хоть письма по домам разнесли. Всё польза какая будет».

       Всё это я написал с одной целью, чтобы ребята – гражданские пилоты перед нами, военными, не заносились своими многомиллионными налётами. Нас пожалеть надо, что мы при таком налёте всё же летаем, и не превратились в «комикадзе».

      Я уже как-то писал, что листая от нечего делать старую рабочую тетрадь подготовки к полётам на каком-то скучном партсобрании, вдруг «узрел, что за полтора года полётов в должности командира полка у меня не было ни одной лётной смены, где бы я не ПЛАНИРОВАЛ СЕБЕ полёты строем – днём, ночью, сам или инструктором. Это не значит, что я каждую смену летал строями, всё зависело от погоды и выбранного варианта полётов, но ПЛАНИРОВАЛ СЕБЕ ПОЛЁТЫ "КУЧЕЙ" КАЖДЫЙ ЛЁТНЫЙ ДЕНЬ ИЛИ НОЧЬ, впитав от старших начальников принцип: "ЗАЧЕМ ТА ВЛАСТЬ, ЕСЛИ ЕЙ НЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ?"

    Увы, сейчас так не летают ни в одной стране бывшего СНГ. Налёт 100 часов в год в стратегической авиации России считается «нормой», хотя этой авиации сейчас с «гулькин нос» по сравнению с тем количеством самолётов и экипажей, что было в СССР. Про Украину даже говорить не хочется. Страна, которая не в состоянии подготовить и содержать свою пилотажную группу, не может называть себя «авиационной державой». Тем не менее, ребята летают, и пока они летают, опыт пилотов старого поколения ещё нужен…  (мУЖИКИ, из тех, которые "ПравдолюБы" - не спешите критиковать, блин. Сей опус был написан во времена МО Сердюка-Табуренкина, при котором военная авиация России была развалена полностью, да и сейчас только восстанавливает, да и то, с огромным "скрипом" утраченные позиции. Что касается ГА, то она как была в глубокой "ЖОПЕ", с точки зрения Советско-Российского авиапрома, так там и остаётся...


Рецензии
Обратила внимание на последний абзац. Подумать только! Ведь все жили вместе, родственники, коллеги, одна страна, а теперь лютые враги...

Татьяна Немшанова   30.10.2023 16:27     Заявить о нарушении
УВЫ, Таня, всё так...

Полковник Чечель   31.10.2023 11:54   Заявить о нарушении