Сыновья от трех до семи лет

22 ноября 1964 года
Я рубил дрова, а Миша, затолкав руки в карманы серенького пальто и раскачиваясь из стороны в сторону, стал рассказывать сказки. Мы с соседом Иваном Васильевичем бросаем свои дела и слушаем с огромным интересом,  я еще и с отцовским восхищением. Миша рассказывает одну сказку за другой, они льются из него так легко, так естественно, как будто он выплескивает воду. Он испытывает взволнованное творческое вдохновение. Он сочиняет, он творит, этот маленький трехлетний мальчик, замерзший на осеннем ветру. Я впервые встречаюсь с мощным напором его безудержной фантазии, пораженный. Говорит он тихо, охрипшим голосом, но душа его поет. Он чувствует свою силу, осознает свой успех.  И  говорит, рассказав очередную сказку: «Я много знаю сказок». Да он много знает сказок, но рассказывает не их, а те, которые он придумал буйством своей фантазии. 
Мне хочется вспомнить и записать их, чтобы не пропало даром, чтобы не ушло бесследно его яркое детское творчество. Я хочу записать это для себя, для него, для всех нас.
Сказки Миши Василенко
1. У пьяного  было ружье. Однажды он пошел на охоту. Навстречу ему медведь. Пьяный как натянет ружье, выстрелил медведю в ухо. Медведь упал и сдох. Идет пьяный дальше, а навстречу ему заяц, говорит: «Зачем ты убил медведя, моего друга?» Пьяный разозлился и погнался  за зайцем. Заяц убежал и спрятался в нору. А пьяный ушел ни с чем.
2. Ехали на машине медведь и волк. Волк в окно увидел велосипед. Говорит: «Пойду на велосипеде покатаюсь». Медведь ему говорит: «Не ходи, а то разобьешь голову».  Волк его не послушался, взял велосипед и поехал. Ехал, ехал и заехал на крышу. Свалился и лежит. Шел мимо заяц, увидел, что волк лежит на дороге и спрашивает: «Ты что лежишь?»  «Я с крыши упал, ногу сломал».  Заяц побежал и вызвал скорую помощь. Приехала скорая помощь. Доктор Айболит дал ему лекарства. Волк поднялся и побежал. А заяц сказал: «Спасибо тебе, доктор Айболит, что ты вылечил нашего волка».
3. Собрались один раз люди, сели за стол и стали водку пить. Развеселились и стали танцевать. Шли мимо медведь, волк и заяц. Говорят: «Давайте посмотрим, как люди танцуют». Зашли они в дом. Медведь увидел банку с медом,   говорит: «Я меду хочу». Взял он стакан и стал мед пить. И я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало.
4. Ехал Карабас на машине и сломал руль. А навстречу ему людоед, говорит: «Зачем ты машину сломал?» Людоед сел в машину, и они поехали. Людоед увидел в окно уток. Поймал их и посадил в машину. Ехали, они ехали и приехали в лес. Вышли утки погулять, а за ними погнался волк. Людоед волка прогнал, и утки с ним стали жить. Устроили пир, и я там был, мед пил, по усам текло, а в рот не попало.
5. Пошел один раз жеребенок воды напиться. Его подстерег серый волк и говорит: «Я тебя завтра съем». Пошел домой жеребенок. Встретился ему слон и спрашивает: «Что ты такой грустный?- Как же мне не быть грустным, меня завтра волк хочет съесть». «Не бойся, Мы тебя спасем».
На другой день собрались слон, собака, кошка и мартышка в доме жеребенка. Кошка залезла в печку, мартышка на печку. Слон спрятался в углу. Собака забралась под кровать.
Вот пришел волк, чтобы жеребенка съесть. Схватила его собака за хвост. Мартышка камнем свалилась на голову. Кошка стала царапать, слон хоботом бить. Гнали они волка, гнали, он упал в реку и утонул. Тут его поймали рыбки и съели.
2 декабря 1964 года
От большого количества сказок и кинофильмов Миша стал бояться волков и собак. Надо переключиться на другую тематику,- автобусы, машины, ракеты. Психику ребенка надо щадить и не травмировать по возможности. В семье должен преобладать ровный спокойный тон, уважительность во взаимоотношениях друг с другом.
Взяли впервые книги в библиотеке для мальчиков. Миша сказал Андрюше: «Ты эти книги не рви, они библиотечные».
3 декабря 1964 года
«Андрюша, ты мне приказываешь или просишь?»
- Плачу…»
У ребят проявляется все большая склонность к осмысленным играм, в которых они подражают взрослым. Из ящика хотят сделать крольчатник. Миша нашел маленький ржавый гвоздик и забивает его палкой. Гвоздь кое-как зацепился за доску ящика,  согнулся.
- Папа, смотри, я гвоздь забил.
Они вдвоем стоят и бьют палками в ящик, думают, что делают крольчатник. Потом вытащили ящик на асфальт. Смешно тащил Андрюша. Ящик все время выпадал из его ручонок. Он вертел его и так и этак. Наконец как-то ухватил, понес и поставил большой ящик на маленький. Из-за этого все сооружение расползлось. Пытаясь укрепить, снова переворачивал. Потом, Андрюша забрался в маленький ящик, а Миша в большой. И вот уже загудели машины. Наклонившись в мою сторону, Андрюша со всей добротой душевной, спросил: «Папа, а ты с нами поедешь?»
Ходили в парк. Учились различать следы на снегу.  Я не разрешал ходить по снегу.
Миша сложил ящик, загородил вход в сарай, так что попасть туда он мог только по грязи или по снегу. Я дал задание занести ящики в сарай. Как же быть? Миша в страшном затруднении: «А как я пройду?» И тогда я нарушил правила педагогики, говорю: «Иди по снегу. Значит, из правил есть исключение. Это ему еще непонятно. И в парке снова снег на пути. И я снова снимаю запрет ради познания нового. и мы узнаем, кто ходил по снегу.
 Направились в детский городок. Большую часть времени он служит пристанищем для пьяниц. В некоторых местах забор выломали подгулявшие молодцы. Повсюду валялись пустые бутылки из-под спиртного и стекла. Пробок было бы больше, но мальчишки играют в них. Мы наблюдали, как двое играли, Миша болел за кого-то из них и принес две пробки. Мише детский городок понравился, Андрюша отнесся к нему равнодушно. Потом ходили  искали одуванчики и ни одного не нашли. Зато встретили маму...
8 декабря 1964 года
Из дома выбежала соседка учительница Дина Филипповна, с растрепанными волосами , рыдая и раскачиваясь из стороны в сторону. Закричала: «Он, кажется, умер, я боюсь». Действительно умер ее муж. А в это время Миша ехал верхом на палке лошадке, смеялся и не понимал, что произошло. Увидев другую соседку  учительницу Анну Андреевну, бегущую в поликлинику за врачом, спросил удивленно; « Папа, что Дина Филипповна заболела?» Такова была его первая встреча со смертью, но он это еще не понимал.
9 декабря 1964 года
Миша из ботанического лото сделал радиолу. Одну картинку поднял как крышку (до этого в Ставрополе слушал радиолу). «Слушайте, сейчас будем петь «Давай закурим». Обратился он ко всем нам. Накрыл радиолу крышкой, Они с Андрюшей сели на подушку, подняв ноги. Мы все сели и прислушались. Я говорю: «Что-то я ничего не слышу». Миша в ответ: «Эта пластинка не говорит.  Поставлю другую».  Поставил другую: «Эта играет». «Играет, Андрюша?» Ответ брата: «Да, играет».  «Ну тогда действительно играет», - поясняет Миша, -дядя поет, как он жил». 
Миша воспитывает брата, сознавая, что он старший брат.
- Как тебе не стыдно мочить штаны, говорит Миша строгим голосом.
- Я ничего не сделал,- обиженно тянет Андрюша.
- Так что это по -твоему цыплята сделали?
- Цыплята.
- А почему цыплята в штанишках сделали, а на рубашке не сделали?
(Дело в том, что на Андрюше был пижамный костюм с цыплятами). «Значит, не цыплята в штанишки написали», - сделал вывод Миша.
Миша шутит. 
Вышли гулять во двор и скоро забрели в наш сарай. Я пришел посмотреть, как они там играют. Миша мне объясняет: «Мы в сарае играем. Здесь теплей. Мы костер разожгли». «Костер разожгли, а сами замерзли,- говорю я». Смеется.
Андрюша показывает картинку с подсолнухом: «Смотри, папа, забыл, как называются растения с семечками». Потом вспомнил по хорошо знакомым семечкам – это  подсолнух.
11 декбря.1964 года.
Миша придумал рифму «ирунья-колдунья»  и выучил два стихотворения «Деревня» И. Сурикова и «Машина варежка». Ирунья по имени соседской девочки Ирины.
 Выясняется, что у него хорошая память. Многие фразы из прочитанных нами книг он схватывает налету. Андрюша не учит стихи, так как Миша, он отказывается повторять за мной строчки из стихотворения для запоминания. Но вдруг Андрюша берет в руки книгу и начинает читать по памяти «длюг уехал далеко, мне без длюга нелегко». А сегодня неожиданно вспомнил стихотворение «Деревня» «Вот моя деревня…» Наблюдаю за сыновьями, как они сильно привязались к книгам.
12 декабря 1964 года
Сегодня Миша попросил меня сходить с ним в библиотеку за книгами. Смело подошел к книжным полкам, выбрал книгу «Кто сказал «Мяу» и радостно кричит: «Эта книжка мне понравилась».
Миша: «Мы играем в магазин, продаем книги. Это у нас библиотека».
Придумал рифму Ирушка-простушка.  Ира – это соседская девочка трех лет. Она говорит: «А мой папа умер, его закопали в землю. Мне бабушка рассказала.- говорит, а сама танцует и смеется». Миша и Андрюша ничего не поняли.
Через несколько дней Миша просит: «Папа, приведи Ирочку. Она одна дома,  и у нее мало игрушек. Машина, кукла и все. Ей скучно».
Предлагаю собрать кубики, недостает только двух. Складываем каждую партию отдельно в две машины. Миша доволен и говорит: «А бабуля говорила, расстроилась из-за вас с мамой и уехала к себе.
- А почему?
- Вы не пошли на партсобрание. А потом мама пошла, а бабуля обиделась.
Вот как остро он воспринимает взаимоотношения взрослых.
13 декабря 1964 года
Слушал, как Миша говорит по вымышленному телефону, Увлекается, кричит, так, как будто говорит с живым человеком, задает вопросы и отвечает.
- Я звоню много времени, час, пять часов звоню. Нет автобуса нашего ставропольского. Сядем на местный,  потом пересядем на троллейбус. 
14 декабря 1964 года
Миша придумал слово Лошадядь. Это конь.
- Я: «По-моему, хватит играть в лото».
Миша: «А по- моему, не хватит».
Я: «По-моему, эта игра уже надоела».
Миша: «А по-моему, эта игра не надоела».
Миша берет полки в сарае и говорит: «Построю дверь для вас»,-  и я вновь убеждаюсь в том, что он внимательно подмечает тончайшие детали наших взрослых дел, взаимоотношений. Ведь действительно для нашего сарая нужна новая дверь.
В наказание за то, что Миша не послушался, не даю ему для игры лото. В конце концов, лото он получает, но тут же применяет мой метод воздействия. «Андрюша, ты не будешь играть в лото, потому что не слушаешься,- говорит он  и добавляет так же,  как я, - «И уходи от меня».
Фантазирует о Новом годе. «Из шифоньера выйдет Дед Мороз. Он принесет нам подарки: яблоки, груши, печенье, И будет у нас праздник».
  На картинке Миша видел человека, плывущего в ластах под водой. Он одевает мои кожаные рабочие рукавицы и говорит: «Папа, мы опустимся в океан, там много рыбы, вот щуки плавают. Когда мы наверх поднимемся, там будут люди ходить, разговаривать». Садятся с Андрюшей, и, ерзая на полу, плывут по дну океана. Значит, догадывается, что под водой будет необычно, не будет людей.
Детские игры. На днях стирали белье. Андрюша носил воду в ведерке. Миша полоскал белье-   смятый бумажный лист.
Миша берет веник и подметает, очень довольный собой. Трет веником несколько раз в одном и том же месте. «Еще грязно, папа». «Коврик надо убирать», -говорю я. «Папа, зачем же? Я буду подметать. Папа, я вам помогаю».
Варят обед. Миша: «Здесь варятся щи. Здесь борщ стоит, там печка горит».
Миша Андрюше: «Садись, Сейчас поедем в далекую страну, где Кубань. Купаться будем. 

16 декабря 1964 года
Выучили стихотворение «Волчок». Мише не нравится учить стихи, да и, выучив, читает их неохотно. Любит, когда ему читают.
В парке показали большое дупло. До этого читали о нем в сказках. Показал вредные грибы на деревьях. Миша хорошо запомнил слово дупло.
Смотрим кино. Миша спрашивает: «Ромашки и одуванчики есть у нас в лото?» Лото полезная, очень развивающая игра.
Миша: «Мама, Андрюша в голых штанишках».
 19 декабря 1964 года
Миша: «Надо взяться постирать, а то стирать некому, бабуля уехала.
Ляля ходит в детский сад. Петушок в класс. А утки в детский городок. Там на утку напали воришки. Я утку спас. Завернул в одеяло и понес в больницу. Там ей сделали укол, и она стала жить».
22 декабря 1964 года
Миша открыл дверцу печки, и оттуда посыпалась зола. В это утро он проснулся раньше, чем обычно,  и я не успел почистить печь. Я стал его ругать, а он в ответ бросил мне упрек. «Будешь знать, папа, как печку не чистить».
Рождается у сыновей первые понятия дружбы. Миша любит называть  имена и фамилии своих друзей из детского сада, а Андрюша из детских яслей.
Миша «Надо у кошки когти отрезать, чтобы она маленьких детей не царапала».
Я: «Она тогда мышей не сможет ловить».
Миша: «Ничего, мы ее научим мышей ловить без когтей».
24 декабря 1964 года
Миша: «Я учусь во втором кабинете. Вчера был на конференции».
Обрадовались, когда мама Нэлла  принесла им новенький белый ящик. С каким удовольствием они складывали в него игрушки.
Сели на стулья и играли в трактор, Миша сказал, что уже наигрались. Потом играли в поезд, ехали, как по рельсам.
Миша изображает, что едет на «Волге», а Андрюша, что едет на «Москвиче».
Дают друг другу шуточные названия. Миша: «Я стул, а ты стол»  и тому подобное.
25 декабря 1964 года
Миша: «Тетя идет за водой в Кубань. Река Кубань есть у бабули. Помнишь, папа, ты меня купал, а я плакал?»
Мы собрались гулять. День был холодный, на термометре температура ниже 18 градусов мороза. Чтобы Андрюша не замерз, я надел на него Мишины штаны, не спросив Мишу. Миша заметил это и разревелся. «Зачем ты одел на Андрюшу мои штаны?» - возмутился он, схватился за штаны руками и пытался их снять.
«Андрюша может замерзнуть, - объяснил я,- как картошка и лук. Я повел их и показал, как у нас замерзли лук и картошка.  Мише и Андрюше стало жалко мерзлые лук и картошку. Тогда я сказал: «А теперь, Миша, разреши погулять сегодня Андрюше в твоих штанах». «Нет, не разрешу, - заревел Миша. И тут вдруг мне под руку попался свитер. «Чей это свитер?,- спросил я у Миши. «Твой». «Нет, это свитер дедушки Вити. Он дал его мне, чтобы я не замерз. Вот какой хороший дедушка Витя». После этого Миша задумался и сказал: «Я дам Андрюше свой свитер на 3 минуты, нет на две недели».
9 января 1965 года
Миша: «Андрюша, веди машину». «Папа, поехали с нами за грибами, далеко, далеко».
Я: «Далеко, это в лес?».
Миша: «Далеко, это возле завода».
Я: «Миша, ты любишь зиму?»
Миша: «Люблю, когда снег и тропинки, а когда грязь. не люблю. Тогда галоши спотыкаются».
21 января 1965 года
Миша: «Я люблю кино про диких зверей и животных. Мама не показывает нам Алладина, мы боимся смотреть эту картину. Я люблю еще о Снегурочке, о ребятах из джаза, о Мистере Твистере».
7 февраля 1965 года
Миша: «Мама, купи нам колобок, только без ножек, а то убежит».
Девочка просит: «Миша, расскажи сказку».
- Приходи завтра, сегодня нерабочий день».
8 февраля 1965 года
Насупившись, чуть не плача, Миша говорит унылым голосом: «Папа, мне жалко тебя». 
- Почему?
- Потому, что тебя долго нет дома, а я без тебя скучаю».
Милый мой сыночек, чуткая душа. Жалея меня, жалеет себя.
 9 февраля 1965 года
Миша сегодня доставил много веселых минут. «Папа, в журнале нарисован дядя, у которого волосы такие же, как у тебя, только черные».
- Где, сыночек? Покажи.
Он несет журнал «Крокодил» и тычет пальцем в карикатуру. «Много нарисовано мужчин, у которых три волосинки на голове».
21 февраля 1965 года
Андрюша приставил детскую лопатку к глазу и стреляет  в Мишу. Миша возмутился: «Что ты в меня стреляешь? Я же не зверь, а человек».
21 марта 1965 года
Миша: «Все хожу и думаю, что я маме подарю.  Может книгу, может быть конфеты.
Вот тебе, родная, в твой денек
Маленький цветочек, огонек».
 1 апреля 1965 года
Идем  в ясли, Миша оживленно  рассказывает свою очередную сказку, громко, привлекая внимание прохожих.
Навстречу нам шел старик с белой бородой, вел на веревке черного щенка, резвого и косматого.
«Какая красивая собака», - восторгаются Миша с Анлрюшей.
Вечером встретился тот же старик. Собачка доверчиво завиляла хвостом. А дед вдруг спросил: «Собаку не возьмете? Убить жалко, больно красивая. А мне ни к чему, вторая есть».
Вечером шли из яслей. Миша говорит: «Что это бабуля к нам не едет долго? А может она заболела? Давай отвезем ей пенициллин и еще какое-нибудь горькое лекарство».
17 апреля 1965 года
Миша: «Папа, мы в той комнате делом занимаемся.
- Занимайтесь.
18 апреля 1965 года
Нашли лягушку, долго возились с ней.
 Пришел Миша раскрасневшийся, отдохнувший. «Папа, пойдем, игрушки принесем. Ты большой, а я маленький». Принесли. Он возбужденно стал рассказывать, как интересно играл на улице. «Сначала я катался на велосипеде, поставил его на ремонт. Потом копал землю лопаткой». И еще долго перечислял, что делал на улице.
4 мая 1965 года
Вчера утром, когда мы шли в детский сад, у Миши вдруг прорвалось поэтическое вдохновение. Он шел и беспрерывно читал стихи. Это были не те стихи, что он  когда-то выучил, Эти стихи Миша очинял прямо на ходу.
Он чувствовал рифму, размер произнесенных строк был правильным. Но слов не хватало. И он, искажая, коверкая, подгонял слова под рифму. Иногда выдумывал несуществующие слова. Некоторые строчки были очень удачные, поэтичные. Записать их по памяти было сложно, опасно, можно наврать, приукрасить, а этого не хочется. Пусть будет так, как было.
Он шел и громко сочинял на всю улицу. Прохожие смотрели  на него с любопытством и восхищением.  А он не замечал ничего, иногда приговаривал: «А еще много знаю стихов».  Ему казалось, что то, что он сочинял на улице, он раньше выучил, хотя придумал только что. Настолько интересно, естественно, легко он сочинял, поэтому думал, что их выучил раньше, даже  давно.
8 мая 1966 года
Миша, послушав передачу по всесоюзному радио спросил: «Папа, в каком году была великая победа?»  Я рассказал.
10 мая 1966 года
Миша сегодня уже более осознанно сказал о боге. «Бог сидит высоко  и все видит, как ты себя ведешь, Андрюша».
Я: «Бога на небе нет. Космонавты летали и не видели».
Миша: «Космонавты не в том месте летали. Бог на небе живет».
Я: «Кто тебе сказал?»
Миша: «Бабуля».
12 мая 1966 года
Андрюша: «Папа, люди носят одежду, чтобы не ржаветь?» Я объяснил.
Миша шел с мамой мимо магазина культтоваров. Он хорошо знал этот магазин. «Мама, - попросил он,- купи игрушки».
 «Мы опоздали, сынок. В эту щелку мы не пролезем».
На другое утро они снова шли мимо этого магазина. Двери его были открыты.
- Мама, идем скорей, пока щелка открылась». 

20 мая 1966 года
«Мама, Купите нам Лялю», - обратился с просьбой Миша».
Мама: «Зачем, сынок?»
Миша: «Мы будем нянчить, пеленки носить, катать».
Мама: «Какую Лялю, мальчика или девочку?
Миша: «Какую хотите».
Как-то он спрашивал: «Почему у нас сестрички нет? Мне хочется сестричку иметь. В детском саду у меня есть сестричка, Галя. А дома нет».
Миша: «Папа, ты папа?»
Я: «Да, сынок, а почему ты спрашиваешь?
Миша: «Потому, что ты знаешь, когда мы в Ставрополь поедем, когда в Кочубеевское».
 «А ты знаешь?»
Миша: «Нет. Я еще маленький. Это взрослые знают, а маленькие нет».
8 марта 1967 года
Миша: «Мы смотрели кинофильм, подходящий для мамы». Я; «Почему, подходящий?»
Миша: «Там о школьниках рассказывали».
10 марта 1967 года
Андрюша: «Папа, правда, что нужно долго жить? Жить долго-это хорошо?»
- Правда.
Андрюша. «Папа, сначала на земле бог родится, а люди не родятся. А потом люди родятся».
12 июня 1967 года
Миша зовет соседку Марию Петровну.
- Что ты, Мишенька? - спрашивает она.
-Здравствуйте, Мария Петровна,- говорит он и продолжает играть в мяч.
- Что ты мне хотел сказать? - Спрашивает она.
- Я это и хотел сказать.
- Что это?- недоумевает она.
 -Здравствуйте. Когда знакомые люди встречаются, они говорят друг другу «Здравствуйте». Здравствуйте - это у людей первое слово».
Мария Петровна в ответ: «Супкин кот».
Миша: «Папа, Мария Петровна сказала - супкин кот. Что это такое?»
Я: «Это кот из какой-то сказки».
Андрюша: «Папа, а для чего радио?»
Я «Радио сообщает людям новости из жизни нашей страны, нашего края, города. Передает музыку, песни, рассказы, спектакли. Вы любите детские передачи, любите слушать песни, стихи сказки, которые звучат в детских передачах радио».
24 июня 1967 года
Миша: «Папа, что композиторы пишут?»
= Музыку.
Миша: «А пьесы кто пишет?
-  Писатели.
Миша: «А зачем пьесы нужны?»
- В пьесах артисты играют представления о событиях из жизни людей, сказки. Это интересно и полезно. Слушайте по радио, смотрите в кино».
17 марта 1968 года
Миша: «Хочу быть великим поэтом, как Пушкин. Буду дружить с художниками. Я буду писать стихи, а они делать к ним рисунки».
Андрюша: «А я буду и поэтом, и художником».

Послесловие
Сыновья – гордость нашей семьи, гордость меня и моей жены Василенко Нэллы  Александровны, с которой мы прожили в счастливом браке 61 год 11 месяцев. Ушла из жизни 6 июля 2021 года.  Вечная память.
Старший сын Василенко Михаил Юрьевич в течение 26 лет руководил городской газетой «Вечерний Ставрополь»,   лауреат премии краевой журналистской организации имени Германа Лопатина.  Указом Президента России от 12 октября 2020 года первым в Ставропольском  крае удостоен почетного звания «Заслуженный журналист Российской Федерации». Поэт, в 2020 году за сборник стихов «Годы – скороходы», приуроченный к 30-летию газеты «Вечерний Ставрополь»,  награжден премией губернатора Ставропольского края в области литературы имени А.Т. Губина. Ушел из жизни 28 декабря 2020 года после тяжелой болезни в возрасте 59 лет.
Младший сын Василенко Андрей Юрьевич- музыкант, талантливый гитарист, автор более 50 музыкальных пьес, песен.
Сочиняет стихи, пишет рассказы, финалист литературного конкурса «Святая Русь 2023». Рассказ «Парное молоко» опубликован в конкурсном альманахе Российского союза писателей «Святая Русь 2023».
 Педагог  дополнительного образования, обучает игре на гитаре школьников и студентов во Дворце культуры имени Гагарина, победитель краевого этапа Всероссийского конкурса «Нравственный подвиг учителя 20-23», руководит ансамблем «Созвучие» в духовно-просветительском центре «Радонеж» Ставропольского храма Сергея Радонежского.

3 ноября 2023 года. Город Ставрополь
Василенко Юрий Викторович, член союза журналистов России.


 


Рецензии