Строение шутки...

    Некоторые сочинители даже нравственно страдают от того, что у них не получается создавать сценарии для смешных кинокомедий, весёлые пьесы для театра и уморительные юморески  - для эстрады.

     Можно предположить, что уменьшить нравственные страдания таких сочинителей поможет утверждение:

     Для того чтобы создавать весёлые театральные комедии, смешные кинофильмы и уморительные эстрадные юморески, нужно научиться правильно  выстраивать-строить шутки.

     Кроме того, что шутки бывают зрелыми, недозрелыми, теми, что уже не дозреют никогда,  они ещё бывают рисованными, словесными и физическими.

     У тех людей, которые не смеются и даже не улыбаются от зрелых шуток, говорят и даже иногда пишут,  - нет развитого чувства юмора.

     Те, которые улыбаются даже от недозрелых шуток, обладают высокоразвитым чувством юмора.

     Шутки, которые уже не дозреют никогда, не вызывают не то, что смеха, но даже и улыбки у людей с высокоразвитым чувством юмора.

     Вот пример шутки, которая по- видимому  не созреет никогда:

     "У Никиты и Пети есть гвозди. У обоих. Обоим поставлена одна задача: забивать гвозди. Но молоток один. Петя захватил молоток, поэтому Никита забивает гвозди своей твёрдой головой".

     Недозрелой шуткой можно назвать следующий диалог:

     "- Мои знакомые перестали мне звонить на домашний телефон.

     - Почему?

     - Мой кот, паршивец, научился поднимать телефонную трубку. Поднимет трубку и орёт в неё: "Мур-р-р". Мои знакомые думают, что попали в Московский Уголовный Розыск и бросают свои телефонные трубки. Навсегда".

    Данные шутки, и недозрелая и та, что уже не созреет никогда, являются, одновременно, примерами  словесных шуток. А есть ещё рисованные шутки, включающие в себя рисунки и надписи  в них, в рисунках, и подписи к ним, к рисункам. Рисованные шутки бывают двух видов: злые карикатуры и добрые дружеские шаржи.

     И ещё есть, кроме рисованных и словесных шуток, шутки физические. Шутки, представляющие собой гэги, кунштюки, трюки, то есть физические  действия. Часто бывает трудно описать словами физическое действие, но всегда можно попробовать:

     "Человек  вбежал, запыхавшись,  в автобус, и спрашивает соседнего пассажира:

     - Этот автобус идёт к железнодорожному вокзалу?

     - Нет, - отвечает пассажир. - Этот автобус идёт в сторону, противоположную вокзалу.

     - Спасибо, - говорит спросивший, и поворачивается к ответившему спиной".

     Не смешно? Да! Потому что словами описано физическое действие, которое для того, чтобы оно вызвало хотя бы улыбку у зрителей, должно быть не описано словами, а осуществлено.

      Конечно, физическая шутка чем-то отличается от шутки словесной, но и словесная, и физическая, и даже рисованная шутки имеют общую анатомию. Или общее строение.

     Строение шутки включает в себя три обязательных части:

     Первая.  Наме'рение, видимое - в рисованной и физической шутках, явно прочитываемое или слышимое - в словесных шутках.

     Вторая. Осуществление намерения.

     Третье. Результат. Осуществлённое, точнее - не осуществлённое намерение.

     Смех, или хотя бы улыбку, вызывает парадоксальность шутки.

     Парадоксальность - это несовпадение очевидного намерения и результата его, намерения, осуществления.

     Очень часто намерением произнесения шутки является прямое называние какого-то предмета или какого-то органа человеческого тела, но заканчивается шутка лишь намёком на него:

     "Сын поскользнулся в бане на куске мыла. А тут я лежу. Голый. Сын и схватился. А если бы с матерью в баню пошёл? Голову бы разбил!"

     "Убегают Василий Иванович и Петька от белых. Петьке невмоготу стало. Надо сходить по большому. Тут по дороге пещера. Забежали. Оба сделали по-большому. Дальше побежали. А в пещеру зашёл белый казак-преследователь, вышел и говорит:

     - Ваше благородие. Нам их уже не догнать. Они на лошадях!"

     Последним был пример о том, что намерением шутника было назвать желудки и кишечники Василия Ивановича и Петьки лошадиными? Вполне возможно! Но закончилась шутка лишь намёком на лошадиный характер конкретных желудков и кишечников.

    Те же сочинители, которые хотели бы составлять свои кино- и театральные комедии из словесных и физических шуток, могли бы пользоваться знанием строения шутки  следующим образом:

     Первое. Определять наме'рение, например, физического действия - догнать кого-то. Полакомиться сладким джемом-повидлом, а  не смазать свои желудок и  кишки солидолом.

     Второе. Выбрать предмет или действие, которое может помешать осуществлению намерения. Например:  скользкие арбузная или банановая корка, на которых можно поскользнуться, яма, в которую можно упасть, получение то'ртом в лицо вместо того, чтобы его съесть.

     Третье. Описать читателям, слушателям, представить зрителям  то, как "герой"  шутки пытается осуществить своё намерение.

     Четвёртое. Представить зрителям, слушателям, читателям предмет или субъект действия, которые помешают "герою" шутки осуществить своё намерение. "В мужской зал нашей парикмахерской требуется настоящий мастер, а не это чмо". Чмо - это субъект действий, которые мешают директору парикмахерской качественно обслуживать клиентов-мужчин.

      Пятое. Описать несовпадение результата  осуществления какого-то действия с первоначальным намерением.

     Когда сочинитель научится, пользуясь знанием строения шутки, их, шутки, "составлять", он уже сможет подумать о соединении шуток в сценарий кинокомедии, или в пьесу-комедию, или в эстрадный юмористический номер.

     Как и система Станиславского, которая была придумана Константином Сергеевичем для использования не очень одарёнными актерами, так и методика построения шутки разработана для не очень одарённых сочинителей-юмористов.

     Легче всего шутить тем, кто хорошо рисует. Им для создания, с помощью изображения, шуток, - карикатур и шаржей, сама жизнь подбрасывает смешных, например, - политических, персонажей 

     И сочинитель, если  сильно одарён в области смеха, или хотя бы улыбок, то ему шутки в голову идут сами,  без  всякого использования им знания о строении рисованных, словесных и физических шуток.

   

      


Рецензии
Блестяще!!! Спасибо за хорошее настроение с утра, уважаемый Борис!!!

Игорь Тычинин   29.10.2023 07:46     Заявить о нарушении
Рад, что Вам, Игорь, понравилось, а ведь действительно: рассуждать о строении даже шутки - это структурализм, то есть философия, а Вам она понравилась и подняла настроение, значит, и от философствования бывает польза! Шутка! Желаю и Вам, Игорь, хорошего настроения Ваших читателей от Ваших литературно-художественных произведений!

Светлан Туголобов   29.10.2023 09:00   Заявить о нарушении