Паутина. Книга вторая. Глава пятая
1970-й год, август. Зареченск.
Прошло больше года с того дня, как Вероника познакомилась с Павлом Наумовым. Она всё так же продолжала работать в столовой. Жила по-прежнему в доме своего мужа, документы на развод подавать не торопилась. Свекрови о своей поездке в место заключения старалась ничего не рассказывать, обходилась общими фразами: Анатолий жив, здоров, раскаивается в содеянном, считает дни до освобождения... "Ох и долго ему придётся их ещё считать!" - вздыхала мать, вытирая кончиком платка заплаканные глаза.
Вероника ничего на это не отвечала. В такие минуты она просто уходила в свою комнату и долго смотрела в окно. С тех пор, как она возвратилась из поездки, в её сознании многое поменялось. Вероника мало выходила на улицу, старалась избегать мужчин. Понимала: однажды её снова может накрыть волна неуёмных желаний, и тогда она опять наделает глупостей! Она даже перестала ездить в переполненных автобусах, чтобы в толчее мужчины не могли к ней тесно прижаться... Лишь изредка в её памяти всплывало лицо Павла, и тогда по телу пробегала сладкая дрожь, противостоять которой Вероника уже не могла!.. Да и не хотела!
А Джокер долго не мог сообразить, куда подевалась эта женщина? Там, в поезде, между ними проскочила искра - он это ясно ощутил. Но, заглянув в её глаза, понял: не время сейчас заводить с Вероникой бурный роман - не готова она к этому. Может, как-нибудь потом, но уж точно не сейчас! И тогда он решил подождать. Зареченск - город маленький. Если Вероника живет в этом городе, рано или поздно их пути пересекутся...
Сойдя с поезда, они сели в один автобус. Дорога до Зареченска оказалась совсем никудышной, если не сказать больше... Автобус постоянно трясло на ухабах, и они хватались друг за друга при каждом сильном толчке. Вероника сидела у окна - ей было легче! Он же притулился с краешку и каждый раз рисковал слететь с сиденья. И тогда он держался за неё, чтобы не упасть, а потом долго не убирал свою руку... Признаться, ему очень не хотелось её убирать. Вероника относилась к этому довольно спокойно, терпеливо ждала... Если это затягивалось, пристально на него смотрела и было непонятно, что она думает в этот момент... В общем, за всю дорогу они так и не сказали друг другу ни слова. Выйдя из автобуса, молча обменялись взглядами и разошлись. Но он хотя бы теперь знал, что Вероника живёт где-то поблизости.
Итак, вариант с одинокой женщиной, у которой он планировал пожить какое-то время не состоялся! Пришлось идти в горком партии и предъявлять там свои документы. Ему сразу выделили для проживания квартиру в центре города и старенький Москвич для передвижения. Пришла пора подумать и о личной жизни. Быть монахом Джокер не собирался, к тому же, ему очень нужна была преданная помощница.
Одинокие женщины в городе были. Ему не составило бы труда завести с одной из них продолжительный роман, тем более, что теперь он проживал в трёхкомнатной квартире и это давало ему известные преимущества. Но он уже и думать не мог ни о ком другом - он думал только о Веронике. Чем-то она его сильно зацепила! Может, взглядом, который до сих пор не даёт покоя?.. Как там у Некрасова: "Посмотрит - рублём подарит!.." - это про неё!.. Только куда же она подевалась? Он так легко отпустил Веронику, не спросив даже, где она живёт, и теперь никак не может найти. И городок-то маленький!.. Но прошло уже больше года...
И тогда Наумов, пользуясь своим положением, велел предоставить ему всю информацию об этой женщине. То, что он узнал, его откровенно шокировало. Оказывается, Вероника - совсем не ангел: молва о ней гуляет по всему городу и эта молва весьма недвусмысленно намекает о её порочных наклонностях. Как ни странно, Джокера это совсем не испугало. Даже наоборот! Поразмыслив, он понял: ему именно такая помощница и нужна была. Для опытного манипулятора человек с ярко выраженными пороками - большая удача! К нему легче подобрать ключи. К тому же, как оказалось, Вероника была близко знакома с Генычем, а это уже очень весомый аргумент! Джокер понял: с этой женщиной нужно немедленно встретиться.
Вероника шла по улице. Сегодня воскресенье, и она никуда не спешила. Решила наконец-то прогуляться на свежем воздухе, походить по магазинам... Находиться в одном доме вместе с ненавистной свекровью было выше её сил! Неожиданно, рядом с ней резко затормозил серый Москвич и коротко просигналил. Вероника метнулась в сторону и испуганно оглянулась. И тут её сердце радостно забилось - она увидела за рулём Наумова. Павел приоткрыл дверь автомобиля и терпеливо ждал. Боясь поверить в невозможное, со смущением на лице, Вероника села в машину.
- А я смотрю, что это за королева идёт по улице? - сказал он. - Здравствуй, Ника!.. А ты похорошела! Знаешь, я часто о тебе вспоминаю... Ну что ты молчишь? Скажи хоть что-нибудь.
Вероника окончательно растерялась. Что ответить? Да, она тоже о нём много думала и, если уж быть честной, надеялась снова его увидеть! А дальше-то что? Снова броситься в омут с головой, а там будь что будет? Или всё же опомниться, извиниться и выйти из машины?
- Ну что ты молчишь? - повторил он. - Неужели не рада старому знакомому?.. А давай, махнём сейчас в "Замежье", отметим нашу встречу!
- Куда махнём? - не поняла Вероника. Она находилась в полной прострации, и слова, произнесённые Павлом, плохо до неё доходили.
- В ваш ресторан! - сказал Павел. - Мне кажется, он у вас здесь один... Не знаю, как ты, а я очень хочу есть. Ну просто зверски голоден!.. Ника, ты меня слышишь?
- Павел, а откуда у вас машина?
- Этот Москвич? - в его голосе промелькнули горделивые нотки. - Это теперь мой служебный автомобиль - мне его в райкоме выделили. А поскольку я люблю водить машину сам - от личного шофёра отказался. Я теперь в вашем городе важная персона!.. Ну что, мы едем?..
В ресторане к ним подскочил невысокий суетливый человечек в элегантном костюме. Он сразу провел гостей к столику, скрытому за колонной и большим фикусом в декоративной кадушке. Не успели они сесть, как рядом возник официант:
- Доброе утро, Павел Сергеевич! Заказывать что-то будете?
- Конечно! Мы с дамой сильно проголодались, принеси нам самое лучшее. Ты же знаешь мой вкус! - Павел сунул в руку официанта червонец. - А это тебе за сообразительность.
- Я всё понял! - кивнул официант и быстро удалился. Очень скоро на столе появились фрукты и бутылочка с минеральной водой.
- Это вам, чтобы не скучали, - сказал официант. Горячее уже готовится... Пить что-то будете?
Павел взглянул на свою спутницу, Вероника неопределённо пожала плечами... Официант мгновенно оценил ситуацию:
- Есть столичная, хороший коньяк... Из вина могу предложить рислинг...
Вероника посмотрела на Павла.
- Вина не надо! - сказала она. - Я буду пить то же, что и ты.
- Тогда бутылочку столичной... И поторопитесь с горячим.
- Один момент, сейчас всё организую! - пропел скороговоркой официант. - Горячее будет готово через двадцать минут.
- Какой он шустрый, - заметила Вероника. - И такой вежливый!
- Это он свой червонец отрабатывает, - сказал Павел. - В нашем мире всё держится на деньгах и полезных знакомствах. Того, кто не хочет этого понимать, никогда в ресторане так обслуживать не будут. Ему принесут вчерашние щи и непрожаренную картошку. И ждать он их будет очень долго...
- А мне понравилось есть в ресторане. Всё было так вкусно!
Вероника вольготно расположилась на заднем сиденье автомобиля и выглядела очень пьяной. Джокер снисходительно усмехнулся:
- Ты, наверное, никогда раньше в таких заведениях не была?
- Не была! - призналась Вероника. - С моей зарплатой по ресторанам не походишь. Это мне повезло, что я тебя встретила.
- Теперь у тебя появится такая возможность. Ты просто будь послушной девочкой, и все станет для тебя доступным: и рестораны, и хорошие туфли, и достойное место в обществе...
Джокер поправил зеркало заднего вида, поймал в нем отражение её лица: Широко раскрытые глаза Вероники выглядели вполне осмысленно. Она тихо спросила:
- А быть послушной девочкой, это как?
"Вот ведь чёртова баба, не берёт её алкоголь! С ней, пожалуй, следует быть поосторожней!" - Джокер заставил себя улыбнуться:
- Это совсем не то, о чём ты подумала, - небрежно произнёс он. - Я имел ввиду наши дальнейшие деловые отношения. Отношения шефа и его подчинённой.
- А я уже твоя подчинённая?
- Пока нет, но можешь ею стать! - Павел достал из нагрудного кармана книжечку в малиновом переплёте, открыл, показал Веронике. - Ну, что теперь скажешь?
- Что это? - испуганно спросила Вероника.
- Это удостоверение сотрудника государственной безопасности. Только не стоит так пугаться - тебе сейчас ничто не угрожает. Я прибыл в этот город со специальным заданием, и мне нужна помощница... Такая, как ты!
Вот уж чего-чего, а этого она совсем не ожидала! Хотя, можно было бы и догадаться: Чрезмерная угодливость администратора ресторана и официанта наводили на мысли - с Павлом не всё так просто. И этот Москвич... Рядовому сотруднику легковой автомобиль не положен. Неужели она снова во что-то вляпалась? Что он сейчас ей предлагает?.. И стоит ли ей соглашаться?..
- Всё это так неожиданно! А ты уверен, что я справлюсь? - спросила она.
- Если бы не был уверен, не начинал бы этот разговор! - ответил Павел официальным тоном. - Ты умная, инициативная. У тебя очень хорошо развито воображение. И потом, ты пережила такое!.. Не каждому и во сне привидится!
Вероника насторожилась:
- А ты разве знаешь, что я пережила?
- Знаю. Такова специфика нашей работы - я должен знать о своих подчинённых всё!
Вероника почувствовала, что краснеет...
- Ты меня осуждаешь? - чуть слышно спросила она.
- Ни в коем разе! И за что мне тебя осуждать? Ты просто не такая, как все: В тебе живёт желание изменить этот несправедливый мир, отомстить своим обидчикам!.. Да-да - отомстить! Жажда мести, это огромный стимул. Она пробуждает в человеке удивительные способности.
- Вот что-то я не заметила в себе желания мстить, - возразила Вероника. Обида была, не спорю. Но чтобы мстить... Ты что-то путаешь, Павел.
- Ничего не путаю! Месть иногда принимает необычные формы. Бывают люди, которые стремятся доказать своим обидчикам, что не сломлены! Что могут достичь в жизни таких высот, каких от них не ожидают. Ты как раз из этой породы! Разве ты не стремишься возвыситься над людьми, которые сейчас тебя презирают?.. Не удивляйся, я навёл справки. Знаю, что о тебе думают многие, живущие в этом городе. А если разобраться, чем ты хуже их? Тем, что господь наделил тебя особым даром? Даром так любить, как они не могут! Они же все завидуют тебе, потому и ненавидят. Ты должна подняться над ними! Доказать, что ты сильнее и лучше их всех! И ты это сможешь! А я тебе помогу.
- Ты ещё не сказал, что я должна буду делать! - осторожно напомнила Вероника. - А вдруг мне это совсем не подходит?
Вдруг, я не смогу оправдать твоё доверие?
Джокер снисходительно улыбнулся:
- Пока совсем немногое. Ты же была подругой Нины Зайцевой. Потом между вами что-то произошло, и вы перестали общаться. Тебе нужно будет навестить её и возобновить прежнюю дружбу. Сделать так, чтобы ваши встречи носили постоянный характер.
- Органы безопасности интересует Нина Зайцева? - удивилась Вероника. - Но она давно уже Будникова.
- Нам это известно. И интересует нас не она, а её муж, Геннадий Будников. Я здесь для того чтобы отыскать его следы. Ему грозит опасность, мы должны это предотвратить.
- Но Гена сейчас служит в армии.
- Уже давно не служит. Он исчез. Есть надежда, что он объявится именно здесь. Я не могу тебя посвящать во все тонкости нашей операции, но есть подозрение, что он давно уже в Зареченске. Ты должна будешь это выяснить.
- Но он же не преступник? - прошептала Вероника. - Эта новость болью отразилась в её сердце. Геныч в опасности! Как такое возможно? Она, в который уже раз, почувствовала, как дорог ей это человек. Да она ради него готова на всё! Даже на сотрудничество с самим дьяволом!..
- Нет, девочка, ни в коем случае! - сказал Павел. - Будников не преступник! И мы его ищем не для того чтобы арестовать. Я же сказал: наша задача его оберегать, следить за тем, чтобы с ним ничего не случилось. Но нужно это сделать так, чтобы он сам ничего не заподозрил. Над всей этой историей висит гриф абсолютной секретности... Ну что, Ника, могу я на тебя расчитывать?
- Можешь! - кивнула она головой. - Только ты мне всё как следует объясни - неопытная я в таких делах.
- Я понимаю. Сейчас мы поедем ко мне и там обсудим все детали...
Домой Вероника уже не вернулась. Весь вечер Джокер посвящал её в тонкости своей профессии. Перед тем, как лечь в постель, заставил подписать какие-то бумаги. Вероника подписала не глядя. Недоброе предчувствие уже охватило её. "Прав был Геныч. Вечно я во что-нибудь да вляпаюсь! - думала она. - Почему я такая доверчивая?.. Ну, погоди, Павел! Ты ещё не знаешь, какую кобру ты во мне разбудил!"
1972-й год, июль. Зареченск.
Прошло два года. Джокер начал чувствовать себя в этом городе некомфортно. Программу минимум он выполнил: прижился в Зареченске и даже освоил местный диалект. Только Геныча до сих пор он так и не увидел! Через Веронику узнал, что Будников находится где-то в Японии. Пошевелив мозгами, Джокер связал это событие с грандиозным строительством под Ростовом. Просто сложил в уме дважды два...
Ещё бы догадаться, при чем тут загадочный экспериментальный научный центр, расположенный в пяти километрах от города? В этот Центр простому смертному путь заказан! Даже его с удостоверением сотрудника КГБ туда не пускают. Джокер пытался прояснить этот вопрос со своим руководством в Москве. Ему ответили кратко: "Сюда не лезь - это не твоя территория!" Ну что же - всё предельно ясно! Но такой ответ не устроил капитана Павла Наумова, привыкшего влезать в самые загадочные истории и распутывать любое дело до конца. Это был единственный случай, когда Джокер не прислушался к интонации, звучащей в голосе полковника Шапочника, потому-что Центр его уже всерьёз заинтересовал!
С этим Центром вообще много неясного! На вид: небольшая территория размерами с маленький посёлок, обнесённая высокой каменной стеной. Но охрана такая, словно там находится что-то свехсекретное, имеющее стратегическое значение. И самолеты туда нет-нет да и прилетают. И какие самолёты! Таким самолётам нужна взлётно-посадочная полоса высшего класса на железобетонной основе с искусственным покрытием. И всё это находится в Замежье. Краю, который считается дремучим медвежьим углом, где нет даже нормальных автомобильных дорог.
В связи с этим возникало много вопросов. Он кожей чувствовал: игра идет нешуточная и всё это происходит где-то рядом. Но где? Уцепить бы за ниточку и потихоньку распутать весь клубок... Московское руководство продолжает хранить молчание и, в то же время, не отзывает его обратно в столицу. Зачем-то он нужен им именно здесь. На его счёт в сберегательной кассе регулярно поступает солидная сумма денег. (прим.: сберкасса - аналог сбербанка в советское время.) Значит, про него не забыли! Остается только ждать.
И вот однажды из Москвы на его имя пришёл пакет с большими сургучными печатями. Такой пакет мог прийти только от полковника Шапочника. Не иначе там, на Лубянке, опять придумали что-то заковыристое и нестандартное, а ему придётся снова всё разгребать... В пакете наверняка находятся подробные инструкции, остаётся только расписаться в получении и начинать их исполнять.
Так и случилось. Он вскрыл пакет, начал читать... Что такое?! Они там с ума все посходили что ли?.. Джокер достал из холодильника бутылочку пива и нарезанную на блюдце всякую всячину, приготовленную специально для этого случая. С тех пор, как Вероника поселилась в его квартире, в холодильнике постоянно находилось что-то вкусненькое... Он пил пиво прямо из горлышка и заедал кусочками ветчины, его глаза бегали по строчкам присланной инструкции... Нет, всё правильно - ему не померещилось! Дочитав до конца, он задумался. Было в этом послании что-то странное: Ему предписывалось взять под свой контроль городскую радиостудию - небольшой коллектив, выпускающий в эфире местные новости...
Теперь, кроме новостей, каждый вечер в одно и то же время, жители Замежья смогут слушать радиопередачу "Книга перед сном". (Это было что-то новенькое!..) Женский голос будет читать художественные книги прямо в эфире. Люди должны расслабляться после трудного рабочего дня и засыпать под это чтение; точно так же, как засыпают малыши под голос своей матери. На роль ведущей этой радиопередачи следует пригласить Веронику Устюжанову (в девичестве Ушакову) 1946-го года рождения, уроженку деревни Пеньковка. В краткие сроки обучить Устюжанову навыкам профессионального чтеца. Все тонкости данной операции следует держать строго в секрете. Обсуждать детали можно только с человеком, назвавшимся профессором Эдом... "Бред да и только! Операция!.. Строго в секрете!.. Вот так: всё разложили по полочкам! Шаг влево, шаг вправо - расстрел!.. И кто такой профессор Эд? Где его теперь искать?" Впрочем, с последним всё разрешилось довольно быстро, профессор Эд позвонил ему сам!..
Вероника была крайне удивлена:
- Ты это серьёзно? Я... и вдруг - диктор радио? Да я микрофон никогда в руках не держала!
- Ничего, научишься! У тебя красивый насыщенный голос, чёткая дикция. Самое главное: данные для этого у тебя есть. А репетитора опытного мы тебе найдём. Считай, что ты уже в штате. Хватит тебе супы готовить, ты достойна большего. Завтра пойдёшь в свою столовую, напишешь заявление об уходе по собственному желанию. Там уже в курсе - отпустят тебя без отработки.
Джокер был неумолим. Профессор Эд в телефонном разговоре довольно внятно всё объяснил: Ведущей радиопередачи будет только Вероника и никто более! Он умел убеждать... Его голос звучал так, словно и Лубянка, и Москва, и этот безумный проект - подчиняются лично ему. И Джокер интуитивно понял: похоже, так оно и есть! И с ним никто не собирается обсуждать все тонкости этой операции. Туть всё просто: профессор говорит - Джокер выполняет! И никакой личной инициативы. В этот раз ему предстоит сделать из Вероники диктора. Шаг влево, шаг вправо - расстрел!..
* * *
Следующая глава: http://proza.ru/2023/10/30/281
К началу книги: http://proza.ru/2023/10/02/1186
Свидетельство о публикации №223102900161