В Закарпатье

В заводе дали путёвку и Горьковская группа отправилась по Закарпатью (Мукачево, Хуст и Одесса).
Когда поезд остановился в Межгорье, нас посадили в автобус и повезли на турбазу, которая находилась высоко в горах. Автобус поднимался по серпантинной дороге. Ущелье становилось всё ниже и было страшно смотреть в окно вниз. Вверху белели горы, на склонах которых росли огромные ели. Встречные машины могли разъезжаться на специальных площадках и пережидали друг друга.
Там, куда мы приехали, находилось только два здания. Мы расположились в трёхэтажном, похожего на огромный терем, концы крыш которого почти упирались в сугробы. Края крыш были украшены деревянной резьбой.
В этот день наша группа была единственной. На другой день с утра, расписавшись у инструктора за то, что он не несёт ответственность за нашу безопасность, брали в другом здании горные лыжи и шли за ним следом, обогнув 3-х этажное здание и перейдя речку по горбатому мостику, украшенного резьбой, вышли на гладкую площадку.
Шириной площадка была невелика. Длинный край её над крышами нашего корпуса и, если, разогнавшись со склона, вовремя не повернуть у края площадки, то можно оказаться на крыше или в глубоком снегу в овраге правее корпуса.
Желающих прокатиться с горы на горных лыжах нашлось около десяти человек. Инструктор построил нас вереницей вдоль склона сверху вниз и показал, как можно использовать лыжные палки во время поворота. Палку надо воткнуть с правого бока в снег. Однажды один проехал рёбрами по перилам горбатого мостика и был отправлен в больницу. «Скорая» у корпуса внизу дежурила постоянно. Сверху «Скорая» казалась игрушечной.
В построении я стояла ниже всех и поэтому поехала первой. Когда до обрыва оставалось около двух метров, я от страха слишком упорно воткнула палку в снег. Лыжи развернулись, и я поехала вниз задом наперёд. Инструктор мигом догнал меня, и мы вместе упали в сугроб, чтобы не упасть вниз к подножью корпуса. Следом за мной падали все, даже не пытаясь поворачивать. Мой урок был полезен всем. При падении лыжи отстёгиваются и уходят в овраг к основанию корпуса. Доставать лыжи лезли по колено в снегу. Лыжи и ботинки казались тяжёлыми. Ботинки высокие с уклоном вперёд позволяли ходить почти вприсядку. Поэтому спуститься за лыжами хватало сил только на два раза.


«ЛЁТЧИКИ»

На турбазе стало многолюдно и шумно. Приехали ещё две группы. По лестнице сновали туда-сюда молодые и весёлые парни. Гремела музыка. Остановившись с одним из них, узнала, что они учатся в Одесской военной Академии и станут лётчиками. Среди них был очень заметен парень в белоснежной рубашке. Красивое лицо подчёркивала чёрная ровная чёлка. Атласная чёрная и крупная бабочка из-под воротника бросалась сразу в глаза.
Перехватив мой любопытный взгляд, мой собеседник не без удовольствия объяснил, что это их однокурсник Саша, по прозвищу СМЕРТНИК, который любит сам себе создавать рискованные обстоятельства и сам их преодолевает в таком наряде. В этом я убедилась сразу же после обеда, когда мы снова пришли на гору с лыжами.
Вдоль склона горы стояли столбы электропередач, замотанные снизу каждый двумя матрасами, расположенных вертикально. Это для того, чтобы лыжники, наткнувшись на них, не разбились.
Мы снова выстроились в вертикальную вереницу поближе к площадке, чтобы не разбиться. Теперь я находилась в её середине и подальше от края обрыва.


«БУДУЩИЕ ЛЁТЧИКИ»

Будущие лётчики поднимались только до середины высоты горы и оттуда катились вниз разными траекториями, ловко объезжая нас. Их яркие и разного цвета спортивные костюмы мелькали повсюду. Мы продолжали стоять и только им вслед поворачивали головы.
«СМЕРТНИК САША»
Вдруг вся суета кончилась, и все парни в ярких костюмах в один голос закричали, чтобы все замерли на месте. Они всё остановились, показывая одной палкой в сторону вершины горы: «Саша поедет!!!»


«СПАСЕНИЕ»

Среди молоденьких ёлочек Сашу можно было заметить только по чёрной атласной бабочке на белой рубахе. Я очень пристально вглядывалась вверх, что забыла о контроле за своими лыжами. Лыжи мои вдруг потащили меня вниз наискосок туда, где должен был спуститься Саша. Он уже мчался с горы, набрав скорость.
Я надеялась успеть прыгнуть в сугроб, но только не столкнуться с ним. На самом краю обрыва Саша подхватил меня за талию и, повернувшись, мы вместе красиво пролетели вдоль края горбатого деревянного мостика, развернулись и встали друг против друга.
Придя в себя, я поблагодарила Сашу за спасение. Он сказал: «Спасибо нам обоим и моему Святому Александру Невскому. Это он мне тебя послал. При помощи тебя на краю я смог повернуть лыжи, иначе бы я разбился. Ты тоже в своём городе поставь свечку. Я пообещала сходить в храм Александра Невского, который находится в нашем городе на слиянии рек Оки и Волги, как только приеду домой.


«НА ШИРОКУЮ ГОРУ»

Во время завтрака на другой день в столовой объявили, что на автобусе желающих отвезут кататься на горных лыжах к большой широкой горе с подъёмником.
Наши Горьковские тоже сели в автобус с видом опытных лыжников. Когда приехали на место, задрав голову вверх, мы восхитились высокой, гладкой и широкой горой, с левого бока которой спускался пустой подъёмник. На нём можно было подниматься только на гору. Я и Света с удовольствием уселись на подъёмник, и он нас повёз на вершину горы. Будущие лётчики уже мчались вниз на лыжах.
Оказавшись на вершине горы, мы поняли, что нам спуска с горы на лыжах без несчастья не одолеть, что внизу горная речка выходит изгибом на половину пути и её нужно, притормаживая, объехать. Подумав серьёзно, мы со Светой решили спускаться отрезками пути, переезжая то на один край горы, то на другой под углом, с каждым разом всё ниже. Лыжники ехали вниз очень быстро, и мы им мешали. Они кричали на нас, проезжая мимо.
Ждать автобус в обратный путь мы не стали и на лыжах двинули в обратный путь на турбазу. Мы подсмеивались друг над другом, так как ботинки для горных лыж позволяли двигаться на полусогнутых ногах. Ботинки были сделаны с уклоном вперёд. Не догадались взять с собой сменную обувь и переобувшись, положив лыжи на плечи, достойно бы дошли до турбазы. Так мы со Светой оказались в непредвиденных обстоятельствах… Так между гор потихоньку продолжали свой путь.
Вдруг на небольшом расстоянии от нас на дорогу вышел крупный олень. Растерявшись, мы молча замерли на месте. Не поворачивая головы в нашу сторону, он как будто хотел произвести на нас сильное впечатление. Грациозно постояв некоторое время, он медленно перешёл на другую сторону дороги и, неспеша стал подниматься на противоположную гору. Изредка среди хвойных деревьев было заметно движение его туловища.
Сзади нам посигналили. Это лыжники возвращались на базу. Подшучивая, они захватили нас с собой. После такого похода теперь можно в двухместном номере растянуться на постели и ни о чём не думать.


«КОНЦЕРТ»

После ужина в корпусе оживление. Курсанты решили в большом зале устроить концерт. Стулья поставили по кругу вдоль стен. Парни обладали добрым юмором и по одному выходили к микрофону или группой. Вечер превратился в настоящий праздник. Женщин смешно изображали в платочках. Все в зале как будто давно знали друг друга и чувствовали себя друзьями.
Наша группа из города в город переезжала ночью поездом. Утром мы оказывались на станции в другом городе и уже на станции нас ждал автобус. Конечный пункт нашего путешествия был город Одесса. В Межгорье под вечер последнего дня за нами приехал автобус. Курсанты вышли нас провожать. Они останутся на турбазе на все зимние каникулы. С улыбчивыми, но грустными лицами они просили нас передать городу Одессе привет от курсантов лётного училища. Саша-смертник подошёл к окошку, за которым я сидела в автобусе, и показал знаками, чтобы я не забыла поставить свечку в храме Святому Александру Невскому. Я кивнула ему в знак согласия головой.
Наша группа отправилась по ущелью вниз.


Рецензии