Шлейф воспоминаний часть4 гл. 4

     До школьного возраста двор являлся моим маленьким миром, где всё знакомо и близко. Мне вполне хватало в нём места. Можно бегать вокруг цветников, сидеть на лавочках, валяться на траве или прятаться в кустах жёлтой акации, что росла вдоль забора со стороны второго подъезда. Интересно было наблюдать за шмелями и осами, летающими между розовыми цветками вьюнов, что росли вокруг беседки. Мне нравилось, дождавшись, когда оса заберется в цветок за нектаром, зажать края бутона в щепоть и, оторвав цветок, приложить к уху, слушая как она там жужжит и мечется, пытаясь вырваться наружу. У сараев ходили куры, поклевывая зерно, кукарекали петухи - было полное впечатление, что ты живёшь в деревне.

     Деревенский колорит усиливался, когда во дворе появлялся старьевщик. Лошадка, запряженная в телегу с ворохом старого тряпья, объезжала двор вокруг и останавливалась возле подъезда. Дедок, сидящий на телеге, менял старые тряпки на различные незамысловатые игрушки: уди-уди, бумажный язык, мячики на резинке и прочие мелочи. Самым ценным товаром был пугач, сделанный из сплава какого-то металла в форме револьвера, покрашенный в серебристый цвет. За него надо было отдать очень много тряпья, не у каждого находилось столько. К пугачу за дополнительную плату можно было приобрести пробки для стрельбы. Делались они из какой-то смеси бертолетовой соли и ещё чего-то. Пробка вставлялась в дуло пугача и при выстреле получался сильный хлопок, как от настоящего пистолета. Всем ребятам хотелось иметь такой пугач.

     В самом центре над сараями возвышалась голубятня инвалида дяди Саши Лыжина. Передвигался он на костылях и на одном протезе, но  умудрялся гонять голубей, которые стайкой летали над нашим двором. В то время многие держали голубей, менялись, разводили, продавали, зарабатывая на этом. Дядя Саша только менялся, когда появлялись лишние. Его несколько раз обворовывали, забираясь в голубятню, и уносили лучшие породы.

     Хозяйки развешивали постиранное бельё на верёвках, протянутых поперёк двора. Чтобы верёвки не провисали, их в нескольких местах подпирали палками. (Однажды зимой, играя во дворе в индейцев, я бросил длинную палку как копьё и пробил насквозь висевшую на верёвке простыню, замёрзшую на морозе. Я очень испугался последствий произошедшего, но оказалось, что это наше бельё, и маме пришлось латать пробоину).

     Ближе к осени начиналась заготовка дров для топки кухонных печей и разогрева титана в ванной комнате. Во двор завозились дрова, из сараев доставались козлы, на которых распиливались поленья - пилили, кололи, складывали поленницы в сарае. По двору разносился запах свежей древесины. Детвора возилась в опилках, помогала взрослым носить поленья.

     Ребятня все летние дни от рассвета до заката проводила на улице. Девочки играли в "дочки-матери", мальчики в "войну", катались на велосипедах, а то и на самодельных самокатах, сделанных из трёх досок и трёх шарикоподшипников. Старшие ребята прилаживали к деревяшке от ящика два ролика сзади по бокам, а спереди ставили к ней перпендикулярно такую же доску с роликом внизу. Сверху к ней прибивали поперечную палку, и получался руль. У кого не было ни велосипеда, ни самоката, гоняли обод от бочки, подгоняя его толстой, загнутой на конце проволокой.

      У меня был большой трехколесный велосипед синего цвета с педалями на переднем колесе. Я ни у кого не видел такого. Были поменьше и зеленые, но это все не то. Моему другу Витьке купили взрослый двухколесный велосипед, на вырост, в высоту чуть ли не с Витьку. Он долго приноравливался к велику, пока научился лихо гонять по двору, пристроившись просовывать правую ногу под раму велосипеда и так крутить педали.

    Играли в ножички или напильники: рисовали на земле круг, делили на число играющих и по очереди кидали на соседний участок напильник острым концом. От того, как он воткнётся, чертили в круге полосу, прирезая себе территорию. Если напильник падал, ход переходил противнику. И так пока вся территория круга не переходила к одному игроку. Сидя на лавочке играли в "испорченный телефон", «я садовником родился», «колечко» или в "фанты". Большими компаниями играли в бояр, вышибалы, салочки, прятки, штандер, казаки-разбойники. Дошкольниками и в начальных классах, с девочками прыгали через верёвочку, играли в классики, устраивали секретики - брали стёклышко, какую-нибудь интересную вещицу - фантик от конфеты, сушеного жука или ещё что занятное и, вырыв ямку, клали в неё. Сверху прикрывали стеклышком, которое затем присыпали песком.

     Кстати, о конфетных фантиках - играли в фантик. Складывали фантики от конфет квадратиками, клали его на ладонь и ударяли ладонью о край поверхности на которой играли. Фантик должен накрыть другой, лежащий на игровой поверхности, хотя бы частично. Если это происходило, фантик забирался себе. Играли в подъезде на ступеньках, во дворе на лавочках, в школе во время перемен на подоконниках. Фантики были от разных конфет и попадались очень красивые.

     Ещё играли в крышки от пивных бутылок. Большинство крышек было от жигулёвского пива с выбитыми на их поверхности датами и различными знаками, но попадались и редкие от рижского пива или вообще заграничные. В зависимости от редкости, можно было обменять одну ценную на несколько простых и наоборот. Крышки собирались повсюду, начиная с мусорных вёдер на кухне, и кончая улицами, урнами у магазинов и даже не брезговали копаться на помойках. Для игры надо было иметь свинцовый биток, желательно каждому свой. Поиски свинца проходили по всей округе. Мы находили старый выброшенный строительный кабель, конец которого был запаян свинцом, откручивали или отпиливали кусок со свинцом, клали его, а консервную банку и ставили на костёр. Свинец превращался в жидкость, и его из баночки разливали в приготовленные формы - ямочки, вырытые в земле. Диаметр битка был сантиметра в три и толщиной в полсантиметра.

     Правила игры у нас были следующие. Обычно играли двое-трое. На земле чертился квадрат (кон) примерно 30 на 30 см. В середине квадрата ставилась стопка крышек от каждого игрока по две-три зубцами вверх. Посредством считалки определялась очерёдность броска. Отойдя на несколько метров от кона, игрок бросал биток, стараясь попасть в стопку. Попавший начинал игру, пытаясь выбить крышку, чтоб та перевернулась зубцами к земле. Если это удавалось, то крышка забиралась себе, в противном случае игра переходила к следующему. И так, пока все крышки не выбиваются. Если выбиваемая крышка вылетала с кона за черту, её возвращали в центр, а провинившийся выставлял крышку из своих запасов. Крышки для нас были ценным состоянием, мы их коллекционировали...

   Помимо пивных собирались крышки из-под поллитровых молочных бутылок, правда практического применения они не имели, но были разноцветными. Из-под молока белого цвета, кефирные - зелёные, от простокваши - синие, ряженка - розовая. Были двухцветные от топлёного молока, ацидофилина и других молочных продуктов. Сверху на крышках были выдавлены название продукта, день недели, число и производитель.

      Так же мы собирали этикетки от спичечных коробков. Коробки в то время делались из очень тонких деревянных фанерок. Поверх коробка наклеивалась цветная, иногда, если повезёт блестящая этикетка. В поисках красивых коробков, мы с приятелем обшаривали все близлежащие закоулки, не оставляя без внимания и помойные кучи. До сих пор вспоминая эти помойки, ощущаю их благоухание в летний жаркий день с большими зелёными жужжащими мухами..
.
     Ещё один объект коллекционирования - это почтовые марки. В шестидесятые годы письма писались чуть ли не каждый день и на все праздники посылались открытки. Корреспонденцию получали от друзей, родственников, из различных госучреждений - так сейчас пишут СМСки.

    Были открытки с уже нарисованными на них марками, но в основном попадались с приклеенными. Марки покупались на почте, и если тебе не жалко пять-десять копеек, можно было купить там, но выбор был невелик. Поэтому приходилось выискивать конверты у соседей и где только можно. Марки отпаривать от них  на пару под кипятком. Так же отпаривались и этикетки от спичечных коробков, а потом подсушенные убирались в толстую книгу для выпрямления.


Рецензии