de omnibus dubitandum 37. 463

ЧАСТЬ ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ (1680-1682)

    ГЛАВА 37.463. БЕГСТВО ПЕТРА И СОФЬИ ИЗ МОСКВЫ…

    Попробуем проследить судьбу Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] и Софьи после провозглашения Царём Ивана VII Алексеевича.

    Как свидетельствует Невилль, в первые часы майского восстания Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] с матерью бежал в Троицу: «Несколько дней спустя стрельцы (la milice) поднялись вновь, так что нельзя было догадаться о причине, между тем при дворе заподозрили кое-что и сочли за лучшее, чтобы царское семейство уехало из Москвы {Невилль не совсем точен в своем описании.

    По официальной романовской версии произошедшего 20 августа двор выехал из Москвы в Коломенское, где и пробыл до 2 сентября 1689 г. Впоследствии двор останавливался в других подмосковных государевых сёлах и в Савво-Сторожевском монастыре (с 6 по 10 сентября). В Троице-Сергиев монастырь двор прибыл из села Воздвиженского только 18 сентября, уже после казни Князей Хованских}. Никому не давая знать об этом, оно удалилось в монастырь, называемый Троица, удалённый от Москвы на 12 немецких лье. Отъезд двора из Москвы усилил смуту.

    Боярин Хованский дал волю своим стрельцам и позволил грабёж и резню; достаточно было принадлежать к иной партии, чем он, чтобы оказаться обвинённым в смерти покойного Царя.

    Первый врач умершего {8}, обвинённый в том, что он отравил своего Государя, был разрублен на куски, великий канцлер (Ie grand chancellier), временщик (Wreminick) Долгоруков {9}, умерщвлён вместе с сыном {Невилль ошибочно переносит во времени события 15-17 мая 1682 г., излагая их вслед за венчанием на Царство Петра  [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] и Ивана VII Алексеевича}» (Петр I. Том первый. Детство, юность, Азовские походы. М.М. Богословский. Издательство ОГИЗ. М., 1940; С. 135).

    Понимая, что бегство Петра  [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] с Софьей в Троице-Сергиеву Лавру в мае 1682 года полностью меняет историческую картину, комментатор «Записок о Московии» старается исправить ситуацию. Опять мы сталкиваемся с подгонкой источников под рамки романовской исторической версии
 
    Комментатор так расстарался неспроста. Всё дело в том, что сообщения Де Ла Невилля рушат всю традиционную версию событий 1682 г.

    Если Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] бежал из Москвы в мае 1682 года, то кого же тогда короновали в Кремле?

    Запомните, пожалуйста, главные расхождения: по Традиционной истории Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] никуда до 20 августа из Москвы не уезжал и был венчан Царём вместе с Иваном VII Алексеевичем 25 июня 1682 года; по нашей Реконструкции, основанной на сообщениях очевидцев, Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] тайно бежал из Москвы в первые часы восстания вместе с матерью Софьей в направлении Троицкого монастыря, поэтому он и остался жив

Рис. Резцовая гравюра на меди «Вид Троице-Сергиевой лавры» около 1725 г.

    Теперь давайте посмотрим, кто из «царского семейства» бежал в Троицу: «В 1682 г. монастырь стал убежищем для Царевны Софьи с малолетними Государями Петром [Исаакием (Фридрихом Петером Гогенцоллерном)] и Иваном VII Алексеевичем. Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] I нашёл здесь защиту и в 1689 г., когда ему пришлось укрываться от взбунтовавшихся стрельцов» (Собранїе разныхъ записокъ и сочиненїй, служащихъ къ доставленїю полнаго св;денїя о жизни и д;янїяхъ Государя Императора Петра Великаго. Изданное трудами и иждивенїемъ ;еодора Туманскаго. Часть четвертая. Во град; святаго Петра, печатано съ дозволенїя Указнаго, у Шнора 1787 года; С. 6).

    Обратите внимание, что Царицы Натальи Кирилловны [(матери, на самом деле неродной бабки - Л.С.) Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] по Традиционной истории] нет рядом с сыном в самый опасный момент.

    В ортодоксальной версии по логике событий Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] должен скрываться именно от Софьи, так как это она (фантазиями немецких фальсификаторов - Л.С.) затевала бунт против него, а выходит, что Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] скрывается вместе с враждебной Софьей! Само бегство Софьи вместе с Петром [Исаакием (Фридрихом Петером Гогенцоллерном)] не укладывается в понимание Традиционной истории!

    Ну, а Ивана VII Алексеевича зачем борзописцы в Лавру засунули? Стрельцы как раз выступали за воцарение Ивана VII Алексеевича, ему стрельцы защита и опора. Нет, не бегал Иван VII Алексеевич в Троицу, не от кого! Его провозгласили Царём 25 мая в Кремле.

    А вот Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)], действительно испытал самый сильный испуг за свою жизнь именно в мае 1682 года, оно и понятно почему, как говорят свидетели, например, Я. Штеллин, именно с этого момента у него появились конвульсии и припадки. Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] не просто бежал в Троицу, он спасался от расправы.

    «До чего доходили легендарные разсказы объ этих событiяхъ, видно изъ сообщаемаго Штеллиномъ анекдота, что во время смуты Пётръ [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] съ матерью бежалъ въ Троицу, что тамъ несколько стрельцовъ ворвались въ церковь и увидели отрока-Царя въ объятiяхъ матери (Софьи-Шарлотты или Натальи Кирилловны - Л.С.) въ алтаре, что одинъ изъ стрельцовъ замахнулся на царя ножомъ и пр.

    Этотъ рассказъ лишенъ всякаго основанiя» (Иллюстрированная исторiя Пера Великаго. А.Г. Брикнер. Изданiе П.П. Сойкина. Томъ первый. С.-П., 1902; С.37).

    Александр Густавович постоянно делает безценные для нас откровения: Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] с матерью во время восстания бежит в Троицу. Троица, или Сергиева Лавра – это излюбленное место Софьи Алексеевны.

    Согласно анекдоту №26 Якоба Штеллина, в Троице скрывается Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] с матерью (Sophie Charlotte (1668-1705) K;nigin in Preu;en, Herzogin v. Braunschweig-L;neburg; С. 24).

    Ясное дело, мать Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)] в Троице – это Софья Алексеевна. Царица Наталья Кирилловна в Троице не отмечена, она отмечена в это время в Москве.

    Почитаем свидетельства «Другое и более подробное повествованiе о Россiи, капитана Джона Пери: «Въ самый разгаръ возмущенiя Князь Борисъ Алексеевичъ Голицынъ взялъ на руки теперешняго Царя и принесъ его въ Троицкій монастырь (Troitsky monastery), укрепленное место, находящееся за 60 русскихъ миль отъ Москвы, съ целiю укрыть особу Царя въ верномъ убежище до техъ поръ, пока не утихнетъ ярость народа» (Царевна Софья и Пётр. Драма Софии. А.П. Богданов. Издательство «Вече». М., 2008; С. 92).

    Как мы видим, вместе с Софьей и Петром [Исаакием (Фридрихом Петером Гогенцоллерном)] бежал ещё один заговорщик Латинского переворота Князь Борис Алексеевич Голицын, который взял в Троицу только одного Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)], дабы спасти его от «ярости народа».

    Поэтому о Петре [Исаакие (Фридрихе Петере Гогенцоллерне)] ничего и не слышно с первых часов бунта. Его чудом удалось спасти, тем самым сохранив надежду посадить на Руси «своего» Императора.

    Исследователь истории Николай Герасимович Устрялов очень метко описывает исчезновение Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)]: «Современники ни слова не говорятъ о Петре [Исаакие (Фридрихе Петере Гогенцоллерне)] во все время бунта, съ техъ поръ, какъ по убiенiи Матвеева онъ удалился съ матерью въ Грановитую палату» (Отечественныя записки, издаваемыя Павломъ Свиньинымъ. Ч. 28, № 70. Первое путешествiе англичанъ въ Россiю, описанное Климентомъ Адамомъ, другомъ Ченслера, Капитана сей Экспедицiи, и посвященное Филиппу, КоролюАнглiйскому.ТипографiяА. Смирдина.С.-П., 1826; С. 45), вместе с которым со сцены исчезает и Софья: «Софiя достигла своей цели, но не вполне: объ участiи ея въ правительстве не было ни слова» (Отечественныя записки, издаваемыя Павломъ Свиньинымъ. Ч. 28, № 70. Первое путешествiе англичанъ въ Россiю, описанное Климентомъ Адамомъ, другомъ Ченслера, Капитана сей Экспедицiи, и посвященное Филиппу, КоролюАнглiйскому.ТипографiяА. Смирдина.С.-П., 1826; С. 42).

    Интересно, почему это про участие Софьи в управлении с 1682 года не говорится ни слова? Уж коли достигла своей цели, то как сие понимать? Согласно нашей Реконструкции, Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] и Софья были изгнаны из Москвы и покинули Россию в мае 1682 года, после неудачной незаконной коронации Петра [Исаакия (Фридриха Петера Гогенцоллерна)].

    Почему во время «бунта» 1682 года и всех последующих мятежей Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] и Софья спасаются в Троице? Очевидно, так отражался в документах путь из Москвы в Европу: Троица – первый крупный населенный пункт после Москвы на пути в Архангельск.

    В документах, возможно, говорилось: «уехал до Троицы, по Троицкой дороге». Но это вовсе не означает, что Пётр [Исаакий (Фридрих Петер Гогенцоллерн)] и Софья вдруг стали монастырскими жителями. Нет, они бежали из Москвы в Европу, именно поэтому последние вести о Петре [Исаакие (Фридрихе Петере Гогенцоллерне)] перед длительными паузами приходили из Троицы, а дальше следы терялись…


Рецензии