1. 4. 4. Зарождение психики и информации

Эволюция и устойчивое развитие. Глава 1. Этапы становления окружающего мира

1.4. Нервная система – новый уровень жизни
.....
1.4.4. Зарождение психики и информации

Решение было найдено через возникновение нового явления – эмоций. Правильное поведение, способствующее сохранению гомеостаза и выживанию организма, стало подкрепляться положительными эмоциями, неправильное, наносящее ущерб организму, – отрицательными. Состояние организма в любой момент времени также имеет определенный эмоциональный статус. Это привело к тому, что важные воздействия стали не просто приниматься организмом, но и вызывать определенные эмоции, то есть возникло «ощущение», представляющее собой первичный психический акт. До возникновения эмоций органы чувств воспринимали различные по физическим параметрам воздействия, но не вызывали ощущений как психических феноменов. Появление психики позволило живым организмам перейти к формированию следующего эволюционного этапа развития – созданию системы определения взаимосвязи внешних воздействий для прогнозирования развития ситуации и принятия соответствующих решений.

Если раньше на уровне безусловных и условных рефлексов организм «не интересовало» реальное соотношение воздействий во внешней среде, главное было «подобрать» алгоритм, программу, по которой эти внешние воздействия и связь между ними можно было автоматически использовать, то теперь требовалось разобраться, как эти взаимодействия (об объектах на начальном этапе речь не идет) связаны между собой во внешнем мире, и уже в зависимости от этого принимать определенные решения. Это принципиально важное отличие – использовать для изменения поведения связь не только между воздействием и организмом, но и между внешними воздействиями, принимаемыми разными органами чувств.

При наличии нескольких органов чувств скорее всего первично улавливается связь между воздействиями (через механизм иррадиации), которые относятся к одному объекту (то есть, связь между его отдельными свойствами), другими словами, начинается процесс объективации (не смешивать с процессом объективизации, смотри главу 2.4.4. Мир субъективного) окружающего мира (вычленение из мира воздействий их определенных взаимосвязанных совокупностей – объектов). Фактически зарождается следующий уровень психических процессов – восприятие, которое позволяет организму обнаруживать, различать, идентифицировать и опознавать тот или иной объект (в форме знака объекта – ЗО) сначала по совокупности определенных признаков (воздействий), а затем и по одному из них, но последнее стало возможным только после создания еще одной знаковой системы.

Если по одному воздействию организм способен определить наличие (возможность) другого воздействия, то такое воздействие имеет для него кроме прямого смысла (на рассматриваемом уровне развития нервной системы – протосмысла), еще и дополнительный, связанный с этим другим воздействием (является его знаком), то есть система знаков протосмысла дополняется системой знаков дополнительного смысла (ЗДС), которые «указывают» на наличие связи, на первом этапе, между воздействиями, а потом – и объектами (явлениями).

Обратим внимание на то. что любой объект восприятия представляет собой для нервной системы определенную совокупность знаков дополнительного смысла некоторых воздействий, то есть она моделирует объект по его основным свойствам, проявляющимся в отношениях зависимости и обособленности. Но это означает, что воспринимаем объекты по их отдельным характеристикам в виде обобщенных знаков (моделей). Насколько эти знаки соответствуют реальности – отдельный вопрос (глава 2.4.3. Сознание и реальность), здесь хотелось бы подчеркнуть, что базовые определения термина "знак", типа: "материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), которое выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения [27а], строго говоря, неточны в том смысле, что фактически в данном случае следует говорить о знаках знаков (отличающихся уровнями), а не о предметах как знаках других предметов. Уточним эту мысль.

Разведем указанные выше знаки и знаки знаков по уровням. Первый (базовый) уровень знаков связан с моделированием объектов реальности по их свойствам в знаках дополнительного смысла, то есть происходит формирование знаков объектов. Тогда второй уровень связан с нахождением связей между объектами (через знаки объектов) и появлением возможности образовывать на базе знаков одних объектов знаки других объектов (в случае выявления связей). именно к этому уровню и относится большинство определений термина "знак".

Зачем нужно выделять уровни знаков? Такое разграничение позволяет в том числе понять, почему иногда достаточно разные объекты могут служить знаками друг для друга – у них могут быть общие элементы на уровне знаков дополнительного смысла. А поскольку рассматриваемое явление происходит на базовом уровне знаковой системы, действие этого механизма может распространяться на все уровни сознания (от животных до человека), образуя, в том числе, предпосылки и для создания ложных (ошибочных) связей. В качестве примера можно привести импринтинг у утят, когда первый встреченный движущийся объект считается "матерью".

Понятие «смысл» в контексте знаков дополнительного смысла значительно отличается от понятия «смысл» в контексте знаков протосмысла. Если в первом случае мы говорим о смысле с точки зрения влияния воздействия на реализацию текущих потребностей организма (условно назовем его «физиологическим смыслом»), то во втором речь идет о том, как связаны между собой внешние воздействия и объекты (определяются пространственно-временные и причинно-следственные связи), и его условно можно назвать «знаниевым смыслом».

Практически каждое воздействие имеет определенные отношения зависимости (вещественно-энергетические, временные, пространственные) с рядом других воздействий, для которых данное воздействие может выступать для организма их знаком. Наличие памяти о прошедших воздействиях и возможность параллельной работы разных групп нейронов нервной системы (образование двух и более доминант) привели к появлению у нее способности формировать и фиксировать эти знаки дополнительного смысла (ЗДС) в зоне обработки поступающих сигналов (включая память) в виде следов цепочек взаимодействий. Причем следует учитывать тот факт, что, по крайней мере, на начальном этапе в ЗДС входит связь не только внешних воздействий, но и их связь с внутренним состоянием организма, которая в процессе дальнейшего эволюционного развития ослабевает (в результате объективизации субъективного, подробнее в главе 2.4.4. Мир субъективного). По сути, такой процесс представляет собой фиксацию онтогенетического опыта организма в определенной знаковой системе.

Надо учитывать, что в знак дополнительного смысла от первого воздействия входит не только знание о наличии связи и ее свойствах, например, между первым и вторым воздействием, но и значение второго воздействия (его знака). Один знак воздействия (объекта) может образовывать множество знаков дополнительного смысла.

Именно образование системы знаков дополнительного смысла привело к возникновению нового явления в природе, которое в общем случае обозначается термином «информация». В контексте проводимого исследования информация – это дополнительный смысл, который несет для организма то или иное воздействие (объект) и возникающий в результате добавочных внутренних взаимодействий в нервной системе организма, принимающего воздействие. Учитывая, что каждое воздействие может вести к образованию множества знаков дополнительного смысла, структура образующейся информации в биологических организмах с наличием сознания носит облачный характер.

Литература к 1.4.4.

27а. Знак. Энциклопедический словарь. 2009.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/76615/ЗНАК


Рецензии