La Maladie du Soleil ГлаваXVI Verita delle Bambole

Il Minotauro si e perso nel suo labirinto…

Глава XVI. Verita delle Bambole

Лондон погребли под туманом. По улице проходила похоронная процессия — призраки в белых капиротах несли гроб. Шарлотте померещилось, что она сама лежит в этом саркофаге. Странница последовала за усопшими, чтобы разглядеть лицо трупа.

Но её чуть сбила с ног девушка в чёрной вуали, выбежавшая из здания театра. Незнакомка встретилась с печальным Шутом:

— Что случилось? — спросил у неё Шут.

— Мне не дали роль Шарлотты… Мне казалось, что мы с ней так похожи.

— А мне не дали роль Шута, хотя я и есть шут,  — пожаловался он. — Я слишком грустный… Но как можно радоваться жизни, когда все умирают? А в тебе им что не понравилось?

— Они спросили меня: «Что есть истина?»  Я ответила им, что истины не существует… Куклы смотрели на меня своими пустыми и мёртвыми глазами, их лики не выражали ничего, кроме ужаса и скорби… Они возненавидели меня за то, что я открыла им правду.

— И что ты теперь будешь делать? — поинтересовался Шут.

— Вернусь в мой кукольный дом на канале и буду писать пьесу. Я сама стану актрисой в своей же постановке; я придумаю своих героев, свою истину и свой финал...

— А я отправлюсь на поиски Философского камня!

Актёры исчезли в средневековой ночи, и тени сменили декорации. Вслед за незнакомкой в чёрной вуали из здания театра вышли двое мужчин и остановились возле античных статуй, пытавшихся удержать над ними проклятое небо.

— Если Каролины не будет в этом спектакле, я не выйду на сцену, — сказал Человек в маске «Bauta». 

— Я уважаю ваше мнение. Но мы не можем её взять… — возразил директор в тёмном пальто и с тростью с золотой головой льва. — Вы же слышали, что она сказала... Каролина лишила всех смысла…

— Тогда я отказываюсь исполнять роль в этом спектакле. Ищите другого актёра!

Постановка была на грани срыва, и у директора не оставалось выбора. Он не мог позволить такому известному венецианскому актёру просто так уйти…

— Ладно, пусть будет по-вашему. Но где мне теперь её искать? Она может и не согласиться...

— Я сам найду её и попрошу исполнить роль в спектакле… — с этими словами Человек в маске «Bauta» растворился во мраке. 

— Что я наделал… — прошептал директор. — Каролина уничтожит мою постановку! 

***

Средневековая мгла запутывала. Мир предлагал столько путей, которые никуда не вели… Страннице казалось, что тучи сгущались лишь над ней. Она свернула в переулок, где сушились вуали. Коломбина, Бригелла и Панталоне с восторгом смотрели на сосуд с алой жидкостью на витрине старинной парфюмерной лавки.

— Говорят, эти духи были созданы для Франчески… — поведал Бригелла.

— Из-за неё отменился карнавал! — возмутилась Коломбина.

— Нет никакой Франчески, — отметил Панталоне. — Франческа — кукла. Это всего лишь героиня постановки Женевьевы де Лузиньян.

— Но вы ошибаетесь, — к ним подошёл Доктор. — Карнавал состоялся, несмотря на то, что все умерли… Я видел на том маскараде Франческу… Она танцевала с дьяволом.

С небес закапали слёзы покойников. Ливень заставил бродячих актёров исчезнуть из этого сна. Шарлотта осталась совсем одна в том тумане.

Но Чумной доктор укрыл её от дождя своей чёрной мантией:

— Мы вновь встретились на границе эпох…

— Жаль, что этот путь не имеет смысла, — ответила Шарлотта.

— С твоим приходом всё изменилось… Благодаря Эликсиру у меня появилось много работы… Меня так вдохновляют эти исчезающие куклы… Они ищут то, чего нет; они неизлечимо больны, однако даже не пытаются исцелиться от этой болезни...

Два призрака вместе уходили во мглу времён... Кирпичные дома, напоминающие надгробия, превращались в книжные стеллажи. В небе купола невидимый художник писал херувимов и серафимов. Однако зловещие тени Средневековья поглощали их божественный свет… Шарлотта наблюдала за монахами в скрипториях, переписывающими труды античных философов. Закат героической эпохи наступил... Аргонавты утонули в Эгейском море, не достигнув Колхиды; последние полубоги «Иллиады» исчезали...

Ступени из книг вели к истине. Шарлотту чуть не придавило колонной разрушающегося Константинополя. Ангелы, покидающие Византию, взирали на неё с презрением. Их мир погиб. Они не знали, куда им держать путь, и странница позвала их за собой… Александрия сияла, как алхимическое солнце. Мёртвые распахнули пред ней врата города бессмертия…

— В этой библиотеке хранится Грааль Средневековья… — молвил Чумной Доктор.

— Здесь столько книг… Как его найти?

— Я могу лишь направить тебя… — Чумной Доктор вручил ей догорающую свечу. — Ты должна сама обрести сокровище в этой схоластической тьме…

— Но есть ли смысл искать то, чего не существует?

— Мне пора… Моя миссия — спасти человечество, — ушёл от ответа дух. — Я  нашёл лекарство от чумы… Исцеление — в смерти…

Чумной доктор попрощался с ней и испарился в небытие.

Шарлотта блуждала в лабиринте тайных книг, написанных кровью… Сквозь призрачные кружева вуали она наблюдала за алхимиками, жертвующих собой ради Философского камня. «Каково это — погибать за то, что ещё никто не создал? Жить в том веке, который ещё не наступил?» — размышляла она. Ученые сгорали в огне инквизиции… Но небу были безразличны их страдания. За что они были наказаны? За преодоление границ, за стремление к невозможному?

Свеча, пылающая пламенем человеческих душ, обещала погаснуть. Странница продолжала листать средневековые манускрипты. Она и не надеялась ничего более найти… Времена, которые проносились пред ней, ничем не отличались друг от друга. Все они были лишь фантазиями тех, кто спал и не мог проснуться. Но ей не нужны были чужие грёзы…

Когда она взяла в руки золотую книгу, меж стеллажей проскользнул Минотавр. Ещё не открыв рукопись, Шарлотта познала её содержание: «Есть только одна правда — смерть… Но я пришла, чтобы всё изменить!»

Ей было жаль призраков Античности, которые ещё не осознали, что исчезли. Минотавр потерялся в своём собственном лабиринте. Но она проводит его к выходу, покажет, где конец вечного пути…

— Отныне тебе нечего защищать, — обратилась она к чудовищу. — Истины, хранимой веками, более не существует…

Шарлотта поднесла свечу к средневековым книгам и подожгла их.


Рецензии
Довольно яркая и без преувеличения сильная глава! А в связи с этим фрагментом: «Закат героической эпохи наступил... Аргонавты утонули в Эгейском море, не достигнув Колхиды; последние полубоги «Иллиады» исчезали...», вспоминается известный труд О. Шпенглера «Закат Европы».
Спасибо, что поднимаете такие важные вопросы!

Артём Соломонов   13.11.2023 10:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.