Черноморский корвет
В середине XIX века Севастопольское Адмиралтейство прославилось строительством новых кораблей. Это произошло благодаря постоянному вниманию к новшествам Главного командира Черноморского флота и портов адмирала Михаила Петровича Лазарева и трудам талантливого судостроителя корабельного инженера Алексея Петровича Прокофьева, построившего 13 кораблей.
Флоту необходим был новый класс кораблей - корветов – маневренных и скоростных, способных осуществлять крейсерские операции, вести разведку, а также использоваться для посыльной службы.
2 ноября 1841 года на воду сошёл, построенный Севастопольским Адмиралтейством, корвет «Менелай», названный в честь спартанского царя, участника Троянской войны. Корабль имел достаточно мощное вооружение – 20 пушек – карронад. Вскоре он вошёл в состав Черноморского флота. Своё первое плавание новый корвет совершил по Чёрному морю, к берегам Абхазии, затем на его борту проходили практику ученики Черноморской штурманской школы.
В 1844 году «Менелай» впервые отправился в заграничное плавание для смены стоявшего стационером в греческом порту брига «Персей», который ушёл в Севастополь. Помимо выполнения дипломатических задач «Менелай» совершал плавания на острова Архипелага. В то время на острове Сицилия в местечке Оливуца находилась на отдыхе царская семья, и корабль использовался ею для прогулок по Средиземному морю. Тогда – то он и получил новое название «Оливуца».
Позднее корвет вместе с Отрядом кораблей вице – адмирала Ф. Литке прошёл маршрут: Неаполь – Тулон – Алжир – Гибралтар – Лиссабон – Портсмут – Копенгаген – Кронштадт. В 1850 году уже в составе Балтийского флота готовился к переходу на Дальний Восток для патрулирования морских рубежей и против незаконных действий иностранцев, занимавшихся браконьерством.
Дальнее плавание «Оливуцы» началось в сентябре 1850 года. Корабль вышел на океанский простор. Серьёзные испытания выпали на долю экипажа, сильные ветры и штормы устроили ему серьёзную проверку, однако, мыс Горн был преодолён, и корвет, затратив на переход из Кронштадта 8 месяцев и 25 дней, достиг Петропавловска. Распоряжением Морского министерства он переходил в состав Охотской флотилии. Уже на следующий год «Оливуца», получив приказ, отправился на соединение с эскадрой Е. Путятина в Гонолулу. Вместе с кораблями эскадры корвет участвовал в гидрографических съёмках вблизи японских берегов. В Японском море, у берегов Кореи, моряками корабля была открыта скала, названная Оливуцей.
Экипаж корвета принимал активное участие в сооружении укреплений Петропавловского порта для отражения нападения англо – французского флота. «Оливуца» вместе с другими кораблями эскадры участвовал в перебазировании из Петропавловска в бухту Де - Кастри на побережье Татарского пролива, преодолев более 1000 миль трудного перехода. Им предстояло вступить в бой с английскими кораблями коммодора Эллиота. «Оливуца» одержал верх над винтовым корветом «Хорнет».
В марте 1856 года после подписания Парижского мирного договора закончилась Крымская война. Корвет «Оливуца» отправили на Балтику, и командиром на нём стал капитан 2 ранга В. Римский – Корсаков. Из бухты Де – Кастри корабль отправился в Кронштадт. Это было его последнее плавание. В 1863 году «Оливуцу» исключили из списков Российского флота. Корпус корвета затопили на северном фарватере Кронштадта, чтобы преградить возможный прорыв вражеских кораблей.
Этот корабль оставил значительный след в истории Российского флота, на нём прошли хорошую подготовку многие моряки и командиры, а сам корвет входил в состав трёх разных флотов, совершая дальние походы.
30 октября 2023 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №223103001400