Черноморский корвет

                ЧЕРНОМОРСКИЙ   КОРВЕТ

В  середине  XIX  века  Севастопольское  Адмиралтейство  прославилось  строительством  новых  кораблей. Это  произошло  благодаря  постоянному  вниманию  к  новшествам  Главного  командира  Черноморского  флота  и  портов  адмирала  Михаила  Петровича  Лазарева  и  трудам  талантливого  судостроителя  корабельного  инженера  Алексея  Петровича  Прокофьева, построившего  13  кораблей.

Флоту  необходим  был  новый  класс  кораблей  -  корветов – маневренных  и  скоростных, способных  осуществлять  крейсерские  операции, вести  разведку, а  также  использоваться  для  посыльной  службы.
2  ноября  1841  года  на  воду  сошёл, построенный  Севастопольским  Адмиралтейством, корвет  «Менелай», названный  в  честь  спартанского  царя, участника  Троянской  войны. Корабль  имел  достаточно  мощное  вооружение – 20  пушек – карронад. Вскоре  он  вошёл  в  состав  Черноморского  флота. Своё  первое  плавание  новый  корвет  совершил  по  Чёрному  морю, к  берегам  Абхазии, затем  на  его  борту  проходили  практику  ученики  Черноморской  штурманской  школы.

В  1844  году  «Менелай»  впервые  отправился  в  заграничное  плавание  для  смены  стоявшего  стационером  в  греческом  порту  брига  «Персей», который  ушёл  в  Севастополь. Помимо  выполнения  дипломатических  задач  «Менелай»  совершал  плавания  на  острова  Архипелага. В  то  время  на  острове  Сицилия  в  местечке  Оливуца  находилась  на  отдыхе  царская  семья, и  корабль  использовался  ею  для  прогулок  по  Средиземному  морю. Тогда – то  он  и  получил  новое  название  «Оливуца».

Позднее  корвет  вместе  с   Отрядом  кораблей  вице – адмирала  Ф. Литке  прошёл  маршрут: Неаполь – Тулон – Алжир – Гибралтар – Лиссабон – Портсмут – Копенгаген – Кронштадт. В  1850  году  уже  в  составе    Балтийского  флота  готовился  к  переходу  на  Дальний  Восток  для  патрулирования  морских  рубежей  и  против  незаконных  действий  иностранцев, занимавшихся  браконьерством.
Дальнее  плавание  «Оливуцы»  началось  в  сентябре  1850  года. Корабль  вышел  на  океанский  простор. Серьёзные  испытания  выпали  на  долю  экипажа, сильные  ветры  и  штормы  устроили  ему  серьёзную  проверку, однако, мыс  Горн  был  преодолён, и  корвет, затратив  на  переход  из  Кронштадта  8  месяцев  и  25  дней, достиг  Петропавловска. Распоряжением  Морского  министерства  он  переходил  в  состав  Охотской  флотилии. Уже  на  следующий  год  «Оливуца», получив  приказ, отправился  на  соединение  с  эскадрой  Е. Путятина  в  Гонолулу. Вместе  с  кораблями  эскадры  корвет  участвовал  в  гидрографических  съёмках  вблизи  японских  берегов. В  Японском  море, у  берегов  Кореи, моряками  корабля  была  открыта  скала, названная  Оливуцей.

Экипаж  корвета  принимал  активное  участие  в  сооружении  укреплений  Петропавловского  порта  для  отражения  нападения  англо – французского  флота. «Оливуца»  вместе  с  другими  кораблями  эскадры  участвовал  в  перебазировании  из  Петропавловска  в  бухту  Де - Кастри  на  побережье  Татарского  пролива, преодолев  более  1000  миль  трудного  перехода. Им  предстояло  вступить в  бой  с  английскими  кораблями  коммодора  Эллиота. «Оливуца»  одержал  верх  над  винтовым  корветом  «Хорнет».

В  марте  1856  года  после  подписания  Парижского  мирного  договора  закончилась  Крымская  война. Корвет  «Оливуца»  отправили  на  Балтику, и  командиром  на  нём  стал  капитан  2  ранга  В. Римский – Корсаков. Из  бухты  Де – Кастри  корабль  отправился  в  Кронштадт. Это  было  его  последнее  плавание. В  1863  году  «Оливуцу»  исключили  из  списков  Российского  флота. Корпус  корвета  затопили  на  северном  фарватере  Кронштадта, чтобы  преградить  возможный  прорыв  вражеских  кораблей.
Этот  корабль  оставил  значительный  след  в  истории  Российского  флота, на  нём  прошли  хорошую  подготовку  многие  моряки  и  командиры, а  сам  корвет  входил  в  состав  трёх  разных  флотов, совершая  дальние  походы.

30  октября  2023 г.                Вячеслав  Прытков


Рецензии