Два государства для двух народов?

16/11/2012

     Умиляет упорство, с которым так называемое "мировое сообщество" (или "прогрессивное человечество") повторяет мантру, что, дескать, оптимальным решением арабо-израильского противостояния является формула "два государства для двух народов". Умиляет, как всякий лозунг, напрочь лишённый содержания, но тем не менее всерьёз обсуждаемый взрослыми и, казалось бы, разумными людьми.

Вряд ли даже малая часть этих людей реально представляет себе, о чём идёт речь – в плане истории с географией, например.

Но если не углубляться в историю (а это занятие неблагодарное, так как никакой объективной истории не существует в природе, а есть лишь толкования, домыслы, вымыслы, концепции и трактовки), а говорить только лишь о сегодняшнем дне, то нельзя не признать, что болезненная тема порождена самим этим мировым сообществом: Европа, впавшая в ужас от содеянного злодеяния против еврейского народа, решила вытеснить, выселить этот народ куда-нибудь подальше – и тут как нельзя более кстати пришлась идея сионизма. ООН постановила создать национальный очаг для евреев на территории Подмандатной Палестины, не сильно вникая в тот факт, что на этой территории, собственно, уже живут арабские племена… Может быть, именно тот факт, что арабское население Палестины никогда не имело своей государственности, и более того, никогда не было сколько-нибудь однородным для того, чтобы считаться "народом", и внушил надежду на то, что проблема как-то рассосётся сама собой – арабские хамулы как жили под османами или британцами, так и будут жить под теми, кто возьмётся ими управлять. Но скорее всего, здесь скрыт тайный и коварный умысел, создав принципиально неразрешимую ситуацию, взвалить её бремя на плечи израильтян. Итак, первый тезис: мир требует от Израиля решить проблему, которая порождена не им, и которую решать надлежало (и надлежит) самому этому "прогрессивному человечеству".

   Сам термин "арабо-израильский конфликт" является образцом хитроумной подмены понятий. Как будто бы жили два соседа А и И, да вдруг поссорились, то есть возник между ними конфликт. Ну типа один у другого денег занял и не отдал вовремя. Предполагается, что ссора эта вроде некоторого недоразумения, которое вполне возможно устранить убеждением, внушением, ну судом, наконец. И настанет потом снова мир и благоденствие, как раньше… Так вот, никакого "раньше" не было, и никакого  "потом" не предвидится – по той простой причине, что здесь мы имеем не тяжбу, в которой стороны состязаются в доказательстве правоты, а ситуацию иного рода, когда сосед А открыто заявляет о своём намерении физически уничтожить соседа И. Он милостиво соглашается оставить И в живых, если тот уберётся с глаз долой. Он всячески отравляет жизнь соседу, чтобы вынудить его освободить участок. Таким образом, речь идёт не о конфликте, а о категорической невозможности сосуществования. Любая попытка соседа И вступить в переговоры и ублажить соседа А подарками, уступками, компромиссами – наталкивается немедленно на выдвижение новых требований. И это потому, что соседа А заведомо не устраивает никакое решение, кроме одного – чтобы соседа И не было вообще. Так или иначе, но чтобы не было.
   Второй тезис: комплекс претензий арабов к Израилю принципиально невыполним, что делает любые попытки "урегулирования" абсолютно бессмысленными.
И теперь о лозунге, вынесенном в заголовок. Сдаётся, что он совсем неплох именно для обнажения сути проблемы. Для этого необходимо лишь наполнить его содержанием, то есть от деклараций спуститься на грешную землю и предложить варианты реализации.  В самом деле, не будем копаться в истории коротких войн последних шестидесяти лет, а рассмотрим ситуацию такой, какова она есть на сегодняшний день: 
   1) на территории бывшей Подмандатной Палестины проживают вперемежку арабы и евреи; и у тех и у других есть дома в посёлках и городах, корни, могилы в этой земле.
   2) наличествует некая виртуальная "зелёная черта" – граница зоны оккупации Иорданией. Зона эта была оставлена Иорданией в 1967 году и с тех пор управлялась Израилем.
   3) Некие лица, объявившие себя лидерами и представителями  арабского населения, выставляют требование создания независимого государства в границах линии 67 года.
При наличии доброй воли, согласия двух сторон начать с чистого листа и оставить позади взаимное недоверие, и готовности после основания арабского государства жить в мире и взаимном уважении (идиллическая картина, аж слезу вышибает), возможны всего два чистых варианта:
   1) Два двунациональных государства. Все остаются жить, где живут. По одну сторону зелёной черты государственная власть принадлежит одним, по другую – другим (на базе простого принципа большинства). Но в каждой из этих замечательных стран все жители абсолютно равноправны. Государство каждой страны гарантирует полную безопасность всем жителям.
   2) Два мононациональных государства. Арабы переселяются с территории Израиля за зелёную черту в посёлки  и города, освобождаемые евреями, которые, в свою очередь, занимают жилплощадь арабов, ныне граждан Израиля.

   Но нет. Первый вариант (два государства – каждое для двух народов) неприемлем для арабских лидеров в силу их неготовности видеть евреев равноправными гражданами своего будущего государства. Кроме того, нет ни малейшей надежды на то, что после десятилетий насаждаемой и подогреваемой патологической ненависти к евреям безопасное существование их в государстве Фаластын возможно даже в краткосрочной перспективе.  Второй вариант (два государства – каждое для одного народа) неприемлем для израильских арабов, которые ни за что не готовы из патриотизма оставить свои роскошные виллы и переселиться в отсталую Фаластын.

   Что же остаётся? А вот что: исказить замечательный лозунг так, чтобы Израиль оставался двунациональным, а Фаластын был бы "юденрайн" (чистым от евреев, как и декларировано всеми без исключения арабскими лидерами). Эта идея вполне по душе арабским лидерам в качестве шага по направлению к столь желанному уничтожению Израиля: арабское государство будет и дальше милитаризироваться, в то время как Израиль будет разъедаться изнутри пятой колонной израильских арабов.
   
   Вывод: на данный момент ситуация представляется безвыходной. Остаётся лишь уповать на Г-да, ибо решение проблемы, очевидно, не в человеческих силах.


Рецензии