Обезьяна с зеркалом и разбитая морковка

Однажды погожим летним днём довелось мне вести команду на плавказарму, на обед. Будучи старшим лейтенантом второго года службы, я в те времена уже начал покуривать, поэтому вышел на пирс заранее, но насладиться мне процессом отравления организма никотином в полной мере не удалось.

Закурив и сделав буквально пару затяжек, я отвлёкся от созерцания своей родной подводной лодки К-149 и повернулся в сторону стоявшей с другой стороны пирса плавмастерской. Тут же внезапная вспышка ртутного огня меня буквально ослепила - на мостике "пээмки" стояла какая-то обезьяна, и, развлекаясь, направляла лучи звезды по имени Солнце в разные стороны. Потихоньку на пирс стали выходить наши старшины и матросы, а я, пылая праведным гневом, направился к трапу ПМ. Долго разбираться мне не пришлось - на моё счастье, по трапу сходил их уже давно знакомый мне боцман Серёга (*).

Я уже рассказывал, что с нервами у меня тогда был полный порядок, поэтому сначала я вежливо поздоровался с уважаемым человеком, а потом сказал что-то вроде:

-"Серёжа, у Вас на мостике обезьяна с прожектором - ты сам разберёшься, или помочь? "

На несчастье обезьяны (моряком я его, извините, назвать не могу), она выдала сноп лучей и своему боцману в лицо, когда он поднял голову наверх. От помощи боцман отказался, и резво помчался наверх. Как он проводил воспитательный процесс, смотреть мне было особо некогда. Я повёл своих парней обедать, подумав только, что скорее всего, вербальным внушением идиот-прожекторист не отделается. Тогда, знаете ли, отделов безопасной военной службы не существовало, до Северов вновь организованному комитету солдатских матерей было далеко, и обезьян по старинке учили (подчеркну, не просто так, а за дело) при случае лучшим в мире орудием военно-морской воспитательной работы - кулаком. А кулаки у Серёги были что надо.


Тем же летом нас сначала поставили в ДОК, а затем пришвартовали к вышеописанной уже мной ПМ вторым корпусом. А третьим стояла гремиханская лодка ремонта, "выходящий заказ" (**). Я вернулся с развода (***), принял вахту и вышел наверх получить указания оставшегося за командира БЧ-5 нашего легендарного комдива-раз Станислава Михайловича Горохова. И тут, буквально на наших глазах, соседи, неловко кантуя баллон с фреоном, разбивают в хлам нашу носовую "морковку" (****)!

Пока Станислав Михайлович изъяснялся с возмутителями спокойствия на военно-морском языке (а надо сказать, в этих делах он был непревзойдённый мастер!), я быстренько дал команду вынести черновой вахтенный журнал центрального поста наверх. Разборки - разборками, а лодку-то мне завтра новому дежурному передавать!

Жёстко высказав всё, что он о неумехах думает, к выходу наверх старпома соседей Михалыч уже успокоился. Скажу честно, что вскипал он моментально, но был и очень отходчив. Через пару минут старший помощник, уперев журнал в обрешётку эхоледомера ЭЛ-1, сделал запись о том, что именно воины его войсковой части (мерзавцы такие) впопыхах разбили верхнюю крышку нашего АСБ (аварийно - сигнального буя), в чём он искренне раскаивается. Как Вы уже поняли, точно я эту историческую запись не помню, но тут важен сам факт её наличия. А разговоры разговаривать старпому соседей особо было некогда - они выходили из ремонта, прощаясь с СРЗ-10 "Штиль" прямо сейчас -  к ним уже, неспешно дымя, приближались два заводских буксира.

+ФОТО+ №1

Затем капитан 3 ранга Горохов спокойным голосом закончил свои указания мне, как дежурному по подводной лодке. Дело в том, что у нас появился за последние сутки небольшой крен на правый борт, а про цистерны главного балласта первого поколения пла я Вам уже рассказывал - вари, не вари, а толку мало. Наблюдал лично - заваривают трещину, а рядом образуется ещё одна. А то и две. Вот и сказал мне механик, вкратце:

-"Женя, дунешь немного носовые ЦГБ правого борта, только не переусердствуй!"

Да и убыл на ПКЗ. Хотел написать "стресс снимать", но не буду. Поскольку для Михалыча это была так, лёгкая разминка. А выпивал он уже только по чуть-чуть и крайне редко - сердце у ветерана шалило…

Тут я хочу Вам сказать, что на нашей 149 -ой пла Михалыч служил с лейтенантов, и авторитет в экипаже имел непререкаемый. Так вот, он подводную лодку чувствовал. И убеждать его, что кренометр с дифферентометром "стоят на нуле" (ну или почти на нуле) было абсолютно бессмысленно.

Тем временем подсменные вахтенные, наши моряки, после того как быстро и сноровисто, совместно с "пээмщиками" оказали помощь соседям (сбросив с кнехтов их швартовые и передав их уходящим гремиханцам), неторопливо обсуждали недавние события (ну а как Вы хотели - хоть какие-то новости требуют немедленного обсуждения, трёхгодичная срочная служба разнообразием особо не богата), а я решил перекурить.

Только затянулся, и вдруг - на нашем трапе материализуется та самая обезьяна! Только уже без зеркала, но явно в настроении позубоскалить. Так оно и вышло - но, только начал он нести какую-ту ***ню, а я уже за ограждение рубки нашего верхнего вахтенного отозвал. Поскольку когда очередная озорная мысль меня озаряет, действую я обычно очень быстро.  Да и объяснил ему за шесть секунд, что от него требуется. Ну а затем дал команду:

-"Все вниз!"

Годки наши, сначала (а я их специально не предупреждал этого не делать), напомнили обезьяне, что моряки на трапе не стоят, а напоследок посоветовали ей отойти подальше, что, естественно, вызвало прямо противоположную реакцию.

-"Эээээ, ты кто такой, меня учить ещё будешь?" - дерзко ответила обезьяна, гордо подбоченившись.

Далее события развивались стремительно.

По команде "…продуваются цистерны главного балласта номер…!" вооружённый верхний вахтенный резво спрятался за ограждение рубки, чуть высунувшись из-за него, естественно (любопытно же!). Включённая ГГС "Каштан" сообщала нам последние новости сверху.

+ФОТО+ №2

-"Эээээ, ты куда пошёл, я ещё не договорил?.." - вещала обезьяна.

Ну а мы внизу… дунули. Дунули аж три носовые цистерны сразу (для верности), хотя вполне хватило бы и одной. Дунули не торопясь, с оттяжкой, и я бы сказал, с искренним удовольствием и чувством глубокого внутреннего удовлетворения.

Сверху раздался вой:

-"Аааай - яй, шайтан!!!"

А все находящиеся в центральном (посту), как по команде, грохнули шрапнелью хохота.

-"Разрешите, тащщщ?" - быстро спросили меня наши годки и ещё быстрее выскочили наверх.

-"Приходи ещё!" - весело кричали они, а я лишь улыбнулся и перевёл тумблер "Каштана" в исходное состояние.


Скажу тем, кто не в теме, что хотя воздух высокого давления на первом поколении пла давит всего двумястами килограммами на сантиметр квадратный, этого вполне достаточно, чтобы накрыть стоящего на трапе с головой. Фонтанами воды, пеной морской, и прочими мутномерзопакостными прелестями, вечно болтающимися в базе между корпусами двух кораблей.


А я рано утром аккуратно собрал пластмассовые винты, гайки и прокладки диэлектрические (последние - в радиолюбительских целях), из раскуроченной носовой морковки. Верхнюю крышку АСБ завод нам заменил в рекордные сроки, а разбитая ещё долго пылилась в "боцманском гадюшнике" - выгородке в ограждении рубки. Внизу последняя оставшаяся запчасть, и служит она подставкой для одного из находящихся в ящике моего письменного стола, за которым я и набираю сейчас этот рассказ, моих служебно-подводных артефактов.

+ФОТО+ №3

Остальные, за столько-то лет, я раздарил - я уже говорил, что очень люблю делать подарки. Особенно, когда меня об этом просят не случайные в моей жизни люди, далёкие от подводных лодок. Ведь для них всё это - экзотика, а для нас было всего лишь привычной обыденностью.

Вскоре обезьяна демобилизовалась в свой солнечный …стан. Сделала ли она из полученного урока вывод, что подводников лучше не до**ывать - я не знаю. И тогда мне это было вообще не интересно. Нас ждала первая (их будет две) передислокация в Оленью губу - несмотря на развал Союза, судоремонт по инерции шёл полным ходом, и заводу лодки некуда было ставить.  А мы, после вывода нас из боевого состава флота, собственно говоря, стали никому уже не интересны.

30.10.2023
.

Сноски:

(*) - наш экипаж с офицерами и мичманами плавмастерской был в отличных отношениях. Даже на прибрежно-морскую рыбалку на их ялике, причём неоднократно, совместно ходили.

(**) - прошу прощения, если путаю (ведь столько лет прошло!). Но если мне не изменяет память, именно эта лодка постоянно горела (два раза довольно серьёзно) в ремонте. А их вооружённый верхний вахтенный умудрился спалить собственную будку (обложив её всю по периметру внутри поролоном, включая грелку, естественно). Мы же, три лейтенанта, всерьёз стали изучать устройство своих дизелей М-820. Чтобы, стоя в базе дежурными по кораблю, от погорельцев свалить, в случае необходимости, как можно дальше. А там уж Родина и командиры наши с начальниками разберутся - в тюрьму нас сажать, либо спасибо сказать. Не помню, успели ли полностью закончить обучение управленец Андрей и акустик Александр. Я, врать не буду - нет.

(***) - суточного наряда и вахты бригады.

(****) - так иногда мы называли АСБ (аварийно - сигнальные буи), носовой и кормовой.

+ФОТО+ №4
.


Рецензии