1. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Дорогие друзья!
Кто из нас может сказать, что хорошо знает и любит читать творения Святителя Иоанна Златоуста?
Его творения, наполненные великой любовью к Господу,  великой духовной силы,  увы, нашему современнику, очень трудно читать.
Слог Святителя кажется слишком тяжёлым, пафосным, трудно вникать в содержание толкований и  проповедей, одним словом,- сложно, некогда, слишком высоко...
На самом деле, в нашей постоянной житейской суете, в жизни, заполненной негативом из гаджетов, чтение Евангелия и творений Святителя Иоанна Златоуста- это родник чистой воды в знойной  пустыне, это  -  глоток свежего воздуха в смраде последних известий. Да,  " мир погибает во зле... " уже в буквальном смысле этого слова, но чтение творений Святителя Иоанна Златоуста  - это радость,  и мир, и покой душе.
В своих сообщениях я коротко буду делиться впечатлением от прочитанного  "Толкования на Святого Матфея Евангелиста ", которые, надеюсь, будут полезны для Вас и подвинут  Вас на   самостоятельное чтение,  или усилят Вашу молитву, или  просто будут интересны.
Святителю Иоанне Златоусте, моли Бога о нас!
Аминь.


БЕСЕДА I.
1. Святитель Иоанн Златоуст начинает свое творение "Толкование на Святого Матфея Евангелиста" с глубокого сожаления, что мы имеем нужду  в помощи Писания.  Он говорит, что,  если  бы мы вели жизнь чистую,  то  "... вместо книг  - Благодать  Духа  служила бы нашим душам, и что, как те  исписаны чернилами,  так и наши сердца  были бы исписаны Святым Духом..."
О том, что такой путь был превосходней,  мы знаем из Библии.
С Ноем, Авраамом и его потомками, с Иовом и Моисеем, Господь беседовал не через письмена,  а непосредственно,   находя их ум чистым.  Апостол Павел, указывая на  превосходство такого пути, говорил, что "он получил закон,  не написанный на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца" (2 Кор.3: 3).
Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни, то по мнению Святителя, будет великим безрассудством, если мы не воспользуйся  Писанием для уврачевания своей души.
Чтобы этого не случилось, Святитель предлагает тщательно вникнуть, как был дан Ветхий Завет, и как, - Новый Завет.
Итак, как был дан древний закон?
"... После гибели египтян, в пустыне, на горе Синае, под звук труб, среди грома и молний, при вхождении Моисея в самый мрак..."
А Новый Завет дан был в доме,  в утренней чистоте и глубокой тишине, когда все сидели вместе и молились.
Грубым и необузданным людям нужны были поразительные явления, как гром, дым, молнии во мраке.
Для людей возвышенных не было в этом нужды. И, если был слышен шум и видны языки пламени, сходящие на учеников Господа, то не ради них, а ради  присутствующих иудеев.
И тем не менее новозаветные скрижали не ниже ветхозаветных каменных скрижалей.
Не сходили  с горы апостолы с каменным досками в руках, подобно Моисею, но, неся в себе Духа,   сами стали  одушевленными книгами и законами.
И привлекли к вере 3 тысячи, потом - 5 тысяч, потом все народы  Вселенной, потому что их устами говорил сам Бог.
Так и Матфей- мытарь, исполнившись Духа Божия, написал Евангелие.
Святитель подчёркивает, что он не стыдиться  назвать  его по занятию, как и других апостолов, ибо тем самым обнаруживается и благодать Святого Духа, и их добродетель.

2. По мнению Святителя Иоанна Златоуста, Матфей справедливо назвал свое произведение Евангелием. ( Благовестием).
Оно всем, "...сидящим во тьме, возвещает конец наказания, разрешение грехов, оправдание, освящение, искупление,  наследие небес и сродство с сыном Божиим"
Разве могут сравнится с ними другие пустые временные   блага, которые почитают люди, как например, - богатство, власть, слава и почести? Только  обетования, которые нам дали ученики Господа, являются истинным и прочным благовестием, тем более, что "...мы получили их не трудами и потом, не усилиями и страданиями, а единственно по любви к нам Бога"...
Величайшим доказательством истинности и достоверности Евангелия, говорит Иоанн Златоуст, является то, что оно было написано не  одним  евангелистом, а четырьмя, которые   "...писали не в одно и тоже время, не в одном и том же месте, не сносясь и не сговариваясь между собой. И, однако написали так, как будто все произнесено одними устами"
Святитель подчеркивает, что даже разногласия, в которых часто обличаются евангелисты,  являются вернейшим знаком истины. Разногласия в мелочах освобождает читателей от подозрения, что писавшие предварительно сошлись и сговорились между собой.
В главном евангелисты ничуть не разногласят.
В чем же именно?
"... В том, что Бог стал человеком, творил чудеса, был распят, погребен.  воскрес, вознесся на Небо и придёт судить; что Он дал спасательные заповеди, ввёл закон, не противный ветхозаветному; что он - Сын, единородный, истинный, единосущный Отцу и тому подобное..."

3. Далее Святитель Иоанн Златоуст  рассказывает об особенностях  Писания  каждого евангелиста.
Так у Луки причиной написания Евангелия  была цель, "... чтобы ты имел .твердое основание в том учении, в котором был наставлен..."  Первые 3 евангелиста в основном  старались изложить историю земной жизни Христа. Поэтому, по преданию отцов,  Иоанн написал свое Евангелие, чтобы полностью раскрыть учение о Его Божестве.  И в начале своего благовестия он начинает не с земного, а с небесного,  и в целом его Евангелие возвышенней прочих.
Матфей написал свое Евангелие по просьбе уверовавших иудеев.
Марк сделал то же самое по просьбе своих учеников в Египте.
 Матфей  начал Писание с рождения Христа, потому что для иудеев не было ничего приятней, как слов, что Христос есть потомок Авраама и Давида.
У Луки, писавшего для всех вообще, родословие возводится выше, доходя до Адама.
Святитель подчёркивает, "... что касается согласия евангелистов, то мы можем доказать его и свидетельством всей Вселенной, принявших их Писания, и свидетельством даже самих врагов истины..."
Во всех ересях, возникших после евангелистов,  даже малая часть Писания, с которой  были согласны еретики, изобличала  их, так как даже самые малые части   ясно обнаруживали свое сродство с целым.
Иоанн Златоуст  поясняет  сродство всех частей Евангелий очень красочно и доходчиво.
"... Подобно тому, как, если ты возьмёшь, например. часть ребра и в этой части найдёшь все, из чего состоит животное- и нервы, и жилы, и кости, и артерии, и кровь, - словом, все существенные части телесного состава, так точно и в Писании можно  видеть то же самое: и здесь всякая часть написанного ясно показывает сродство с целым."

4. Далее Святитель Иоанн Златоуст объясняет читателям,  как заслужили веру разногласящие Евангелия.  Мытарь и неученые рыбари смогли  проповедовать, распространить  свое благовестие и одержать победу во всех уголках земли,   потому что все во всех   производила и совершала Божественная сила.
Иначе каким образом они могли с такой уверенностью и убедительностью, проповедовать "... не только при жизни, но и после смерти целым городам, племенам и народам, суше и морю, Греции и странам варварским,  земле обитаемой  и пустыне, возвещая учение, много превышающей наше естество?
Оставив земное, они говорят только о небесном, предлагают нам другую жизнь и новый образ жизни, иное богатство и иную бедность,  иную свободу и иное рабство, иную жизнь и смерть, иной мир, иной устав жизни - все иное..."
И эту проповедь рыбарей, "...гонимых, бичуемых, проводивших жизнь среди опасностей, со всей охотой принимали и простецы, и рабы и свободные, и варвары и греки."

5. Неужели учение рыбарей было так маловато и низко  что было удобно приемлемо для всех?
Святитель Иоанн Златоуст подчёркивает, что оно было гораздо
 возвышенней учений известных философов.
"...О девстве, например, даже об имени таком те не могли и во сне подумать, равно как о нестяжательности, ни о посте, ни о какой другой высшей добродетели.
Между тем наши учителя "... по всей Вселенной насадили семена девства.
О Боге и вещах небесных они внушают такие понятия. какие ни одному из философов не могли и на ум придти."
Ни один философ не смог объяснить, что такое справедливость, и как её достичь.
"...В кратких  и ясных словах Христос научил нас, в чем состоит и справедливое, и честное, и полезное, и  всякая вообще добродетель.
Так он  говорил, что в двух заповедях закон и пророки висят (Матф.. XXII, 40), то есть в любви к Богу и ближнему,  или еще: елика аще хощете, да  творят  вам человецы,  и вы творите им; сё бо есть закон и пророцы ( Матф. VII, 12).
Все это удобно понятно и легкопостижимо и для земледельца, и для раба  и для вдовицы, и даже для отрока и самого маломыслящего."
Такова истина!
Святитель подчёркивает,  что рыбари начертали нам образ жизни, местом которой является небо, руководителем и законодательства Бог, а "...наградой  не какие-то пустые  бесполезные вещи, а бесконечная жизнь, усыновление Богу, ликование с ангелами, предстояние царском престолу и постоянное пребывание со Христом."

6.Святитель Иоанн Златоуст предупреждает, что подвизающимся в этой жизни за Христа "... предстоит брань не с людьми, а с демонами и бесплотными силами."
Поэтому необходимо тщательное внимание к ясным речам Евангелиста, чтобы и нам  "...удостоиться быть вписанными в эту жизнь и сиять вместе с теми, которые уже прошли её и получили неувядаемые венцы."
Святитель заостряет внимание читателей на том. что уже в самом начале Евангелия возникает много недоумений и вопросов.
"... Во - первых, для чего излагается родословие Иосифа, который не был отцом Христа?" Почему не показано родословие Марии, от которой Он родился?
Почему евангелист, ведя родословие по мужской линии, упомянул о некоторых женах? Причём, не достославных, а, наоборот,   о блуднице Раави и  иноплеменнице Руфи, о  Фамари, которая имела обманным путем связь со свекром, не говоря о жене Урия - прелюбодеицы?
Непонятно, почему Матфей умолчал в родословии о 3- х царях, и разделив родословие по 14 родов в каждой части, не соблюл это число в 3-ей.
Почему имена в родословии разнятся у Матфея и Луки?
И ещё недоуменный вопрос  - как Елизавета,  происходя из колена Левиина, могла быть родственницей Марии?

7. Святитель Иоанн Златоуст настоятельно рекомендует нам читать Евангелие, иначе он не будет с нами беседовать и раскрывать его смысл, согласно Божественной заповеди, гласящей "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими ( Мф.7.6)."
"Кто же этот попирающий? "- задаёт вопрос Святитель. И сам же отвечает: "Тот, кто не почитает Евангелие драгоценными и важным."
"...Тот , кто не уделяет ему  и столько времени, сколько тратит для распутных женщин на сатанинских зрелищах. "
Господь угрожает нам геенной, чтобы мы опомнились. А мы делаем все напротив, и каждый день стремимся на путь, ведущий к геенне."
Святитель Иоанн Златоуст продолжает свое обличение верующих, не читающих Евангелие.
" ... Мы негодуем и досадуем даже на самое краткое пребывание в храме."
Нам всем не нравится, когда собеседник избегает нас, игнорирует наше внимание, мы считаем  для себя это обидным.
"...А о том не думаем, что оскорбляем Бога, когда Он говорит нам о столь важных предметах, а мы пренебрегаем Его словами и смотрим в сторону?"
Если мы куда- либо отправляемся, мы узнаем все о предстоящем путешествии, чтобы сократить путь и расходы, чтобы быстрее достичь желаемой цели.
А как достичь Небесного Града, какое расстояние от нас до него, мы не знаем.
Нерадение отделяет нас от него на расстояние больше, чем земля отделена от неба...
"... Напротив, если прилагаем старание, то можем дойти до врат в одно мгновение, потому что это расстояние определяется не протяжением пространства, а состоянием нашей нравственности."

8. Мы все отлично знаем дела здешней жизни, и начальников,  и вождей; отчего, по  мнению Святителя Иоанна Златоуста, нам нет никакой пользы.
А каков он - Град Небесный?
Мы должны, приложив старание, войти в него, "во врата из сапфиров и маргаритов",  которые откроет нам Святой Матфей.
"...Это - град царственный и славный; в нем нет разделения торжища от царских дворцов, как в наших городах; в нем - все царский чертог."
Войдем в благоговейной тишине...
Святитель Иоанн Златоуст обещает нам: "Если мы так себя расположим, то сама благодать Святого Духа, вернейшим образом укажет  нам путь, и мы придём к самому Царском престолу и получим все блага, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава,  Со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь...."


Рецензии