Элвис

Прочитал сегодня заметку Клиффа Ричарда в Гардиен об Элвисе Пресли (30.10.2023) и обрадовался такой заметке.  И мысли полетели в детство.  Клифф, конечно, меня опередил. Но во-первых он меня старше на девять лет, а во-вторых,  он жил в Англии, куда голос Элвиса долетал быстрее.
 
Впервые я услышал Элвиса в 1961 году, мне тогда было двенадцать. Я хорошо помню этот момент. Отец купил один из первых магнитофонов, выходивших тогда в стране (Днепр-11), главным образом для того, чтобы записывать декламации стихов.  (К сожалению, эти записи не сохранились, о чем я буду сожалеть всю жизнь.)

Но на одной из первых пленок, которые  нам дали послушать, были записаны два человека –  это не были стихи, но то, что я услышал изменили мою жизнь:  Рэй Чарльз и Элвис Пресли.  На первой стороне, Рэй Чарльз – отец современного ритм-энд-блюза, на второй - Элвис, популяризирующий его среди «белых» (впоследствии названный «рок-н-роллом»).  Первые рок-н-роллы  воспринимались белыми в штыки, и вызывали протест среди белого населения. Пластинки Элвиса с трудом пробивали себе путь в расистской Америке, и лучше воспринимались в послевоенной Англии, особенно среди рабочей молодежи, о чем пишет «Английский Элвис» Клифф Ричард. Они отражали  в некоторой степени классовый протест. (Люблю Клиффа тоже, примерно с этого же времени)

  В бывшем Советском Союзе, рок-н-ролл как музыкальный стиль официально не признавался и как культурный феномен не привился. Первая пластинка, на которой я услышал голос Элвиса в Союзе, была, кажется,  пластинка  фирмы Мелодия «Вокруг Света»,  с его госпел-балладой «You saw me crying in the chapel”, каким-то чудом пробившаяся через танцевальные ритмы.  В то время я был в классе 6-м, 7-м и этого было достаточно, чтобы влюбиться в его голос.  Увидев его божественное лицо, я перестал обращать внимание в классе на девчонок.

Первые пластинки Элвиса (1-й, 2-й и 3-й «золотые» диски) мне удалось записать в классе 7-м- 8-м  с помощью фарцовщика, парня в параллельном классе. За запись он брал по 3 руб за пластинку, что было весьма  ощутимо в то время.   
Girl Happy, Girls, Girls, Girls, GI Blues, Elvis is Back!, It happened at the world’s fair, Kissin Cousins, Elvis for Everyone, Blue Hawaii, Pot luck, King Creole, Fun in Acapulco, Frankie and Johnny, Something for everybody, His hand in mine  -  вот далеко не полный перечень его пластинок, составивших мою коллекцию.

С приходом эры биг-бита (т.н. "Британское нашествие") – Gerry and the Pacemakers, The Animals, The Beatles, The Rolling Stones,  The Searchers  и многих других, ореол  Элвиса  стал угасать.   Он стал подражать популярным в Европе певцам, таким как Энгельберт Хампердинк, что было его ошибкой.  Наркотики, слабые фильмы, проблемы со здоровьем, отношения в семье и с продюсерами ослабили короля рок-н-ролла, и может быть привели к ранней смерти.

Но никто до него или после, не мог сравниться с его волнующим, нежным и сильным голосом,  переливающимся как горный поток, передающим какую-то невыразимую силу и радость.

Почему рок-н-ролл не привился в Советском Союзе и других странах?  Потому что это музыка протеста, сугубо западный, и прежде всего американский  культурный феномен.  Протест был направлен против "добропорядочного" белого населения, выражался в вызывающем ритме (синкопированный бит) и часто в нелитературном слэнге. В его основе лежат  афро-американские ритмы, стилистика блюза и религиозных песнопений черного населения (госпел), а также криминальная субкультура. ("Тюремный рок" (Jail-house rock) - cамый знаменитый рок-н-ролл Элвиса Пресли) В дальнейшем рок-н-ролл был обогащен латиноамериканскими ритмами и музыкой кантри (благодаря Чаку Берри). Я не думаю, впрочем. что Элвис сознательно противостоял расистскому обществу.  Скорее всего, пение в баптистской церкви еще мальчиком расположило его к негритянским ритмам госпел.

  Появление рок-н-ролла совпало с американским контркультурным движением молодежи в 1950-х и 60-гг и вытеснило эпоху свинга.  В Англии рок-н-ролл нашел благодарных поклонников среди рабочей молодежи и обогатился в дальнейшем фолк-музыкой (т.н. прогрессив-фолк,ранние Битлз, Стоунз).

Большая ирония состоит в том, что музыка, сочиненная однажды рабами, завоевала всемирную популярность. И в этом заслуга Элвиса.


"You saw me crying in the chapel" by Elvis Presley
https://www.youtube.com/watch?v=CYOUcV7nlN8

The Complete Gospel Series Vol.1
https://www.youtube.com/watch?v=eJ2CuBl6z4U

Cliff Richard - Head Full of Music
https://www.youtube.com/watch?v=0NA06ufMZj0
 


Рецензии