Снова Дзяды

2020

Вчера закрепила на велике грабли и  поехала на старое кладбище убраться у прадеда, у родных. Солнышко выглянуло и ощутимо пригревало.

Какие уж там грабли! За лето такая вымахала трава, и акации за один сезон вымахали выше головы, с такими здоровущими шипами, что не столько за одежду, сколько за глаза страшно. Попробовала сгребать листья, но толку чуть, нужны коса и пила.

Это первое кладбище, которое я помню с детства, бабушки брали с собой на могилы отца, братьев и сестёр. У бабушки Наташи и муж, поляк Людвиг, тут же похоронен. Она про него не рассказывала, знаю только, что овдовела рано, ещё в гражданскую, и вдовела всю жизнь, а если бы не это обстоятельство и были бы у неё свои дети, то некому было бы со мной нянчиться, попала бы в два месяца в ясли, обе родные бабушки работали ещё.

После смерти бабушек это место тётя с дядей хранили, дядя поставил железные кресты взамен трухлявых деревянных, а потом дядя умер и тетя состарилась, не выходит из дома, и вот, кроме меня, некому стало ухаживать, другим внукам- правнукам не нужны ни эти могилы, ни бабушкины.

Кресты я покрасила, чтобы не ржавели, и даже с помощью городских служб убрала упавшую на могилы старую трухлявую берёзу, под корнями которой обнаружилось ужиное кудло. Потом какое-то время ещё водились там ужи, помню, пришла с маленьким сыном убраться, гребу, а он так спокойно:

- Мама, посмотри!

Гляжу, у него вокруг ног обвивается здоровущая змея, хорошо, что я убеждена была в том, что это уж, не так уж в них разбираюсь, замахнулась и прогнала,  потом прямо на могильном холме нашла старую шкуру то ли этого создания, то ли другого такого же большого, насчёт шкур я тоже не знаток.

После этого случая я боялась туда летом ходить, только весной, пока нет высокой травы,  убиралась к Радонице и осенью на Дзядоу, когда уже после Воздвижения Креста, говорят, засыпают змеи. Хотя сейчас, небось, не работает эта примета, гораздо теплей стало. Ёжики, впрочем, засыпают, летом побираются у моих котиных мисок во дворе, а осенью пропадают, может, и змеи не поменяли привычек.

Потом яма от корней заполнилась почвой и листьями, да ещё свели к Дожинкам все старые деревья, было на кладбище тенисто и таинственно, стало солнечно, и все змеи исчезли, одни улитки остались, здоровущие такие, не пройти летом, так и хрустят под ногами.

Деревья, старые тополя и берёзы, свели - и на вырубке попёрли акации. Раньше коммунальные службы и траву косили и акации спиливали каждое лето, а сейгод, видно, не до того, то ли денег нет, то ли работников, то ли такого контроля, как раньше, не до того, майдан.

Поснимала вчера, но жаловаться боюсь, в прошлый раз, когда насчёт упавшей берёзы договаривалась, уже ворчали, что пора все кресты снести и распахать могилы, на что я парировала, что кладбище мемориальное, есть охраняемый памятник расстрелянным подпольщикам, а ещё могила достопамятного доктора Панина, спасавшего в войну детей от концлагеря (липовые справки выдавал, что больны).

Но подпольщики с доктором - это всего две могилки, а кладбище большое, и вчера ни души, кроме меня, не было, заметила, что  убрал кто-то одну детскую могилку у самой ограды, вычистил траву, а акаций на счастье там нет , и с другого конца выкосил кто-то небольшой участок- и всё на этом.

Детских маленьких холмиков там много, это же довоенное ещё кладбище, когда без абортов жили. У мамы тоже здесь же брат-младенчик похоронен, некрещёный, бабушка только после войны покрестила всех детей, а он до войны умер, так что креста на его маленьком холмике нет, зато всегда по весне много ландышей.

На увалах группка молодёжи куталась в бчб сцяг и фотографировалась, вид там, действительно, красивый. Было побуждение остановиться и побурчать на них, что лучше бы бутылки собрали, которые там везде валяются, любит народ распивать и бросать тут же, а зимой, если заметёт увалы снегом и будут кататься с гор дети - могут порезаться битым стеклом, был уже такой случай, Скорую пришлось вызывать, так хлестала кровь из раны.

Но передумала, толку нет, прихватит мороз траву - может, сама приду и соберу, а, может, и нет, мой уже взрослый и не катается на ватрушке,  у кого катаются, пусть и собирают, и воспитывают своих детей, а я, слава Богу, не в школе, а в садике работаю, и "эффективных подходов" к нынешней молодёжи не вем, по-моему, ничем их не прошибёшь.

Да и вообще - не решишь за всех все проблемы. То ли я к старости глохнуть стала, то ли ноги отвлекают, но в последнее время на службе большую часть того, что поют и читают, не разберу, только если дома заранее или потом прочитаю текст, и иногда говорю себе: - Не лучше ли просто самой почитать? Благо, на Православии. ру все тексты есть.

Раньше не было таких мыслей, а как поклеили на полу квадраты для соблюдения "социальной дистанции", ввели разовые палочки для помазания и отменили запивку, призвали не прикладываться ко кресту с иконами - появляются, особенно когда неважно себя чувствуешь.

Впервые не пошла за все эти годы здесь на Димитровскую поминальную субботу в храм, дома почитала. 11 лет назад тоже 7 ноября была Димитровская суббота, когда вспомнишь - особенно наглядно, как опустели за 11 лет храмы, тогда яблоку негде было упасть.

В вайберовских чатах, в нескольких группах состою, по работе, у сына в классе, по котам и прочее, вчера стали приходить поздравления с Великой Октябрьской революцией. Я не стала злиться и парировать, ладно, думаю, хорошо, что напомнили. Посмотрела сначала  открытие БелАЭС, вспомнила, что приурочили как раз к этому дню, а потом старый "Тихий Дон", что-то как раз про него вспомнила. Он гораздо короче нового, всего три серии, пять с половиной часов. Но всё равно долго смотрела, то одно отвлечёт, то другое, досматривала к ночи, сын ко мне примостился и спрашивает, что такое.

Прочитала ему лекцию про Шолохова, Солженицына, "Тихий Дон" и "Красное колесо", а также про наших предков-крестьян, работавших в колхозе за палочки.

- За какие палочки?

- Трудодни, у кого сколько палочек за год набиралось, столько долей он и получал в конце года, после реализации урожая, деньгами или натурой.

- Всего раз в год?

- Ну да, - отвечаю, а сама далеко не уверена, никогда мне не рассказывали об этом они сами.

- Хорошо, что мы не в СССР живём, - резюмировал он и заснул, усыпительно подействовало.

Я не только про палочки вещала, но и про то, что мой дед не без вести в 41-м, а в начале 42-го, когда уже организованней отступали, погиб, не в котле или в лагере, а на глазах у своих, когда бабушку с отцом освободили из оккупации - стали ей пенсию платить за погибшего мужа, что позволило отцу закончить 10-летку и поступить в Академию. Мама тоже платно ещё заканчивала десятый класс и чуть не вылетела, ну не было у бабушки денег заплатить, хорошо, приехал в отпуск мамин двоюродный брат, военный, узнал, что не ходит она  в школу из-за денег и заплатил за неё.

Рассказала ему, словом, краткую историю нашей семьи за последние сто лет, очень краткую, без подробностей. И подумала, как это мало - сто лет, как это близко всё, вот эта столетней давности могила мужа-поляка бабушки Наташи - а я так хорошо её саму помню, но в то же время  так сильно поросло уже всё быльём, скоро совсем не продерёшься.

На память Димитрия Солунского в церкви вспоминают ещё "великое землятрясение в Цареграде", это-то вообще за тыщу лет назад было, а живописуется и заново переживается в тексте службы. Поучительно было бы вот так же в память новомучеников вписать память о нашем "великом землятрясении" , по этому образцу, но, видно, не пришло ещё время и никто не знает, сколько ещё его осталось. Нет уже не только Цареграда, но и соборной Софии, в мечеть превратили турки, так что, возможно, немного.

А может и нет, и наши могилы тоже успеют быльём порасти.

2023

После первых заморозков и проливных дождей октября сегодня вдруг +16.

Из-за совпадения с Казанской, видимо, перенесли Димитровскую субботу с 4 ноября на 28 октября, всю предыдущую неделю хлестал холодный дождь, и я не убралась у своих.

Так что сегодня обрадовалась теплу, схватила грабли и поехала сначала на ближнее кладбище к прадеду, потом на дальнее к бабушкам.

С граблями на велосипеде - тот ещё квест.
Выгребла, вынесла ворохи опавшей листвы, и только тут пожалела, что не взяла с собой Псалтирь, с телефона не хотелось читать.

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас.
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать...

Ладно, думаю, буду просто имена вспоминать всех, всех, всех.

Проехала за чтением этого мысленного синодика большую часть обратного пути, и спохватилась, что как-то удобно ехать: любимые грабли оставила, где гребла.

Возвращаться не стала, солнце садилось уже, а в темноте плохо ездить.

Три дня подряд дни памяти, вчера после Димитровской субботы было воскресение новомучеников и исповедников белорусских, а сегодня память жертв "политических репрессий", яснее было бы "красного террора", "государственного террора", поскольку государство отождествило себя только с одной политической силой.

По-белорусски короче можно сказать, одним словом: дзяды. Последнее поминовение предков перед зимой.

Отдыхает убранное поле, осыпаются листья, пришла пора подведения итогов.

Но не подводятся пока, хотя всё больше замечаю, сколько моих ровесников уже подвели.

Ведь поражение от победы ты сам не должен отличать.


Рецензии