1. 4. 5. Уровни информационной сложности

Эволюция и устойчивое развитие. Глава 1. Этапы становления окружающего мира

1.4. Нервная система – новый уровень жизни
…..
1.4.5. Уровни информационной сложности

Способность организма создавать дополнительный смысл при различных воздействиях претерпела несколько стадий развития, связанных с нарастающей сложностью этого процесса (обозначим этапы этого процесса термином «уровень информационной сложности»). Предварительно заметим, что фиксация организмом дополнительного смысла воздействия означает, что организм получил определенное знание об окружающей его реальности (о связи ряда воздействий). Но поскольку рецепторные взаимодействия нейронов с окружающей средой переводятся сначала в знаки воздействий, которые в дальнейшем образуют дополнительно знаки протосмысла и знаки дополнительного смысла, то знание всегда представляет собой некоторую модель (не образ) окружающего мира с разной степенью ее адекватности, которая оценивается в том числе выживаемостью организма. Организм (его нервная система) не отражает окружающий мир, а моделирует его в тех «знаках», которыми владеет, соответственно у каждого биологического вида свой язык моделирования, свое «видение» окружающего мира. Отметим, что такой «модельный» подход к окружающей среде несколько отличается от понятия «Umwelt» Икскюля [28], где акценты ставятся на взаимозависимости организма и его Umwelt, секторном восприятии окружающей среды и извлечении смыслов из этой среды (иногда порождении смыслов). В нашем случае смыслы не извлекаются из окружающей среды (там нет смыслов, есть лишь взаимодействия объектов), а создаются самим организмом, и это наряду с моделированием, которое не сближает, а отдаляет организм от окружающей среды, является принципиально важным мировоззренческим отличием от подходов Икскюля и его последователей.

Первый уровень информационной сложности (донервный, фактически прединформационный) связан с получением знания о прямых связях между воспринимаемым воздействием (как биотического, так и абиотического характера) и другими воздействиями, имеющими какое-либо значение для организма (здесь и сейчас). Такие связи начали улавливаться организмом в онтогенезе еще до появления чувствительности и через механизм естественного отбора стали закрепляться генетически. По сути, это особая форма знания – генетическая, которая носит в значительной степени объективный характер (не зависит от конкретного организма). Генетические модели окружающего мира фиксируют на базе генома наиболее постоянные и устойчивые взаимодействия организма с окружающей средой, имеющие большое значение для выживания организма, и передают их по наследству. Такие модели неразрывно связаны с генетическими моделями самого организма (собственного тела), то есть происходит одновременное моделирование внутреннего и внешнего обмена веществ и энергии. На этом уровне информация как таковая еще не образуется, а широко используемое понятие «генетическая информация» имеет несколько иной смысл. Это не информация, которую организм может использовать для изменения своего поведения, а определенная жесткая последовательность взаимодействий в организме (алгоритм, программа), в соответствии с которой он развивается. Указанное явление больше соответствует понятию «техническая» информация, о котором будет сказано ниже.

Второй уровень информационной сложности (прединформационный) также относится к уловлению связей здесь и сейчас, но на другой «элементной базе» – на базе нейронных взаимодействий (процесс связан с появлением чувствительности). Поэтому хотя информации в данном случае еще нет, но появляются первые знаки нервной системы – знаки воздействий и знаки протосмысла, что позволяет организмам на базе заложенных генетических программ получать и использовать в течение жизни свой личный опыт взаимодействия с окружающей средой.

Информация как таковая появляется на третьем уровне информационной сложности, когда при помощи разных органов чувств начинается процесс вычленения объектов из окружающего мира, обладающих различными свойствами. По одному из свойств объекта (через ощущение) организм стал способен образовывать информацию (в виде знаков дополнительного смысла) о других его свойствах.

На следующем, четвертом, уровне у организма появилась способность образовывать информацию уже о связи (здесь и сейчас) различных объектов.

Пятый уровень информационной сложности связан, по-видимому, с уловлением временных связей (здесь, но не сейчас). Этому способствовало существование ярко выраженной и стабильной цикличности и ритмичности многих явлений природы (например, смена дня и ночи).

Шестой уровень – получение знания о пространственных связях (сейчас, но не здесь). Нахождение и использование закономерностей этого уровня уже требовало от организма, кроме наличия возможностей произвольного перемещения в пространстве, иметь и соответствующие пространственные модели окружающего мира. В итоге на этом уровне у организма произошло «отделение» модели своего тела от модели окружающего мира и между ними возникли неоднозначные зависимости.

Седьмой уровень информационной сложности связан с пространственно-временными связями (не здесь и не сейчас). Если отдельные знания третьего – шестого уровней информационной сложности могут иногда выявляться через механизм естественного отбора и закрепляться генетически, то нахождение пространственно-временных связей (а также подавляющей части пространственных и временных) предполагает наличие у организма знаковой системы второго порядка, связанной с возникновением сознания.

Литература к гл. 1.4.5

28. Князева Е.Н. Понятие "Umwelt" Якоба фон Икскюля и его значимость для современной эпистемологии.
URL:


Рецензии