Маленький мелкий человек Иван Петрович

    Таких людей, как Иван Петрович, хоть пруд пруди. Это олигархов, банкиров, крупных дельцов – обычно главных выгодоприобретателей государственности - единицы. А Иван Петрович - водитель междугородного пассажирского автобуса, насидевший себе, поездив по местным тряским дорогам почти два десятилетия, букет болезней.
       
     В Иване Петровиче не видно ничего выдающегося, никаких одарённостей или особых способностей, ни силы характера. Жизнь его: дом – работа или работа – дом. О таких обычно говорят – маленький человек. И что же – сочувствовать ему, что тот не ухватил Бога за бороду и живёт только потому, что просто существует, как существует на Земле всё другое одушевлённое и неодушевлённое!? - Да, сочувствовать и ему, а не только романтическому герою, поддерживать его, - призывали властители дум прошлых времён. Следуя этому завету, теперь берутся сочувствовать даже безгласным животинам. Писали, что в какой-то из стран суд признал право собаки на компенсацию морального вреда, причиненного ей хозяевами.
 
     У нас нынешние властители умонастроений советуют не просто сочувствовать, а даже призывают Ивана Петровича занять активную жизненную позицию. Им хотелось бы сделать из него – из маленького человека - активного строителя государственности, не оставлять его наедине с самим собой, наделить представлениями о своём соучастии в решении государственных задач, не допуская до главных управленческих рычагов.
 
     В этом властители умонастроений, пожалуй, не замечают или не хотят замечать одно опасное для них же самих обстоятельство: маленький человек вполне себе способен, если его подзуживать таким образом, перерождаться в мелкого человечка. Получаться тогда могут уже совсем другие Иваны Петровичи.
 
     Так и случилось. Ивана Петровича избрали присяжным заседателем. Говорят, что государство выбирает их случайным образом. Но уж он-то знал, что с его кандидатурой случайностей не могло быть: всё-таки несколько лет возил местного судейского начальника. Однажды расстался с ним: в больницу тогда надолго угодил, да и работа казалась какой-то дёрганой. А тут как-то столкнулся с бывшим начальником нос к носу в магазине. Иван Петрович был с ним всегда в ладах, вот тот и решил, показалось ему, отблагодарить таким образом своего водителя-наперсника, не раз доставлявшего его к любовницам и умевшего держать язык за зубами.

     Предположив, что выдвижение в присяжные было делом его рук, никогда не делавшего и не желавшего ему худа, Иван Петрович не воспротивился своему назначению. Подумал: - Неспроста же вспомнил обо мне! – Знает, ведь, что кандидаты в присяжные всячески отбояриваются от такой чести!? – Знает, конечно. – Значит, «подарок» заключает в себе какой-то другой смысл, выгодный, вероятно, и для меня – Ивана Петровича. Он знал о его ухватистости. - Если что, без выгоды не оставит и меня. Слышал из разговоров судейских об ангажированности присяжных, когда на свободе оказывались совсем уж лихие люди. - Наверное, не за просто так. Догадка оказалась верной, когда тот позвонил ему и поздравил с назначением. – Вишь, какая осведомлённость, - беззлобно сыронизировал про себя Иван Петрович.
 
     Выбрали его старшиной присяжных. Вскоре уяснил и замысел своего старого нового покровителя со своим назначением вершителем человеческих судеб. Для Ивана Петровича согласие стать им было согласием на неправедные дела. В первом же судебном заседании председательствовавший на нём судья повёл себя с откровенной ангажированностью в пользу обвиняемого. Причём старшина присяжных получил от своего покровителя строгий наказ любыми способами поддержать его.
 
     Судье был нужен оправдательный, совсем не обвинительный вердикт, который первоначально вынесли для подсудимого присяжные. Потому их решение он посчитал якобы неясным и противоречивым! Предложил внести уточнения в вопросный лист. Однако же уточнения не устроили судью в связи с исправлениями и неправильным заполнением вопросного листа. Наконец, с третьей попытки присяжные приняли не без давления со стороны своего старшины «правильное» решение, устроившее судью. Старшину снабдили сведениями, порочившими заседателей и их родственников, чем он и воспользовался, склоняя коллег к нужному решению. К счастью заговорщиков судебная практика ещё допускала сбор информации о них.
 
     Впрочем, можно было не сомневаться, что у неправедного судьи и его патрона был в запасе не один способ – естественно, противозаконный, - чтобы добиться своей цели. Очевидным было также то, что Иван Петрович нарушил в корыстных целях присягу, обещая выносить решение справедливо и беспристрастно.
 
     Маленький человек не устоял перед соблазнами из жизни совсем не безобидного мелкого человечка. Он уже представлял себя хозяином новой квартиры, видел за рулём престижной иномарки. Разумеется, не за «ерундовые» шофёрские или официальные присяжнические деньги. Он будет наслаждаться под дождём «халявых» денег. Пока же сильно зауважал себя, чего стал требовать и от знакомых.
 
     Но халявные, иначе бесплатные деньги всё же тоже имеют свою цену. Она оказалась для Ивана Петровича немаленькой. Не выслужив и положенных четырёх лет присяжничества, он оказался за тюремной решёткой. Допризывали безобидного маленького человека.  Войдёт превращенец во вкус своей значимости и не удержишь его тогда. Глядишь, и за топор возьмётся. Как говорится, не буди лихо и будет тихо.

30 октября 2023 года


Рецензии
Ваш Иван Петрович огромный молодец.При встрече передайте ему привет от дяди Юры.
Он каким был таким и остался.Защита чести на первом месте.Если надо и за топор.
Это в его стиле.Вот так маленький человек.Взбудоражил целое общество.И даже вас.
Не правда ли?
Спасибо.

Юрий Башмаков   19.03.2024 12:11     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.